Смекни!
smekni.com

Почетный гражданин Москвы Павел Михайлович Третьяков (стр. 3 из 4)

Со временем внутренняя жизнь человека передается в портрете все с большей достоверностью и глубиной характеристик (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, скульпторы Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос). Произведение Д. Левицкого “Портрет П.А. Демидова”, “Портрет Екатерины II» при всей своей сдержанности отмечены парадностью, но главное внимание портретиста приковывают индивидуальные черты человека. В эпоху классицизма усиливается внимание к историческим темам (А. Лосенко, П. Соколов, И. Акимов – яркие представители академического направления в живописи). Появляются произведения бытового жанра (И. Фирсов, М. Шибанов).

Первая половина XIX века ознаменована творческими взлетами таких гигантов, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, М.И. Глинка, А.А. Иванов. То была эпоха нового национального подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 года, выступлением «дворянских революционеров» против деспотизма самодержавия и крепостничества.

И в изобразительном искусстве зрели новые силы, которые в дальнейшем разрушили обветшалые, архаические формы официального академизма.

Постепенно, уже в начале XIX века, универсальный стиль классицизма уступает место романтическому мироощущению. Естественность характера и свобода чувств частного человека (В. Тропинин) в поздних портретах К. Брюллова достигает глубины психологического анализа. Создаются полотна, которые становятся явлением духовной жизни общества ("Последний день Помпеи" К. Брюллова", Явление Христа народу" А. Иванова). Если К. Брюллов (1799 – 1852) впитал все лучшее, что было создано до него его современниками, и поднялся на новую вершину искусства, показав себя приверженцем реализма, то творческая жизнь величайшего художника А. Иванова (1806 – 1858) без остатка была отдана созданию монументального искусства подлинно реалистического плана. Заметно усиливается интерес к национальным и народным мотивам (А. Венецианов и его ученики). Жанровая живопись Венецианова (1790 – 1847) говорила о событиях повседневной жизни, о простых людях, обнажая быт и нравы народные, являлось передовым форпостом русской реалистической школы. Академическая выставка 1849 года, где три картины П. Федотова имели большой успех, подтвердила, что живопись "народных сцен" становится все более актуальной.

Живопись и скульптура второй половины XIX века

Вторая половина XIX века, особенно со второго десятилетия, знаменует собой новую полосу в истории России и ее культуры. В изобразительном искусстве расцветает своя русская национальная школа живописи, скульптуры и графики. В искусстве господствующим методом становится реализм.

В основе этого метода лежит правдивое отображение действительности, проникновение в сущность раскрываемого явления, показ типического, закономерного в жизни, при глубокой его индивидуализации.

Реалистический метод в искусстве, вместе с тем, дает возможность художнику с наибольшей силой показать свою индивидуальность, особенности своего таланта.

В те года реалистический метод в русском искусстве носит остро критический характер. То было время начала, а затем и расцвета критического реализма.

Вторая половина XIX века в русском изобразительном искусстве - время напряженного и плодотворного развития. На рубеже 1850-1860-х годов молодое поколение художников вырабатывает новую эстетику. На смену поэтическому восприятию мира приходит его критическое осмысление и желание силой искусства способствовать преобразованию жизни.

Наиболее отчетливо это проявлялось в картинах бытового жанра, с его большими возможностями отражения действительности (В. Якоби, В. Пукирев, И. Прянишников). При этом многие работы жанристов несут в себе душевную теплоту и сочувствие к героям произведений (А. Морозов, В. Перов, Л. Соломаткин, В. Максимов).

В1870 году художники объединились в Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее важную роль в развитии демократической живописи и противостоянии салонно-академическому искусству. В эти десятилетия идут поиски и утверждение высокого нравственного идеала. Психологические портреты, исполненные В. Перовым, И. Крамским, Н. Ге, И. Репиным, выражают сложный, многообразный духовный мир человека. Извечные темы нравственного долга перед обществом, поиска истины жизни, человеческих страданий, гармонии и любви нередко находили воплощение в религиозных сюжетах, в образе Христа (И. Крамской, Н. Ге, В. Поленов).

Художники-передвижники, используя все жанры живописи, стремились выразить сложность современного мира, драму исторических коллизий, постигнуть глубины сущности человека, наконец, передать красоту русской природы (Н. Ярошенко, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан).

Живопись и скульптура рубежа XIX - XX веков

Рубеж XIX-XX веков - время художественных открытий, появления новых течений и группировок. Лозунгом искусства становятся слова Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир".

Красота бунта (М. Врубель) и религиозного смирения (М. Нестеров), исторического прошлого ("Мир искусства", А. Рябушкин, Н. Рерих) и вымышленного, ирреального мира мечты (В. Борисов-Мусатов), национальный идеал (Ф. Малявин, К. Юон) сложно сосуществуют, рождая многообразие художественных концепций.

Язык живописи обогащается открытиями импрессионизма и стиля модерн (В. Серов, К. Коровин и др.).

Графика XVIII - начала XX веков. Рисунок, акварель.

В залах размещается сменная экспозиция графических работ русских художников (акварель, рисунок, печатная графика и др.). В отличие от масляной живописи, эти произведения чрезвычайно чувствительны к свету, а потому и могут находиться в экспозиции лишь короткое время.

Вначале восемнадцатого столетия решительно меняется отношение человека к окружающему миру. Одним из средств отражения действительности стала в то время гравюра. В произведениях преобладают батальные сюжеты, пейзаж городской и "дикой" природы, порожденные военными событиями и строительством Петербурга. Графические работы нового времени отличает проникновенная выразительность. Получают развитие рисунок и акварель на темы истории, мифологии и различных аллегорий, в то же время возникает и самобытное восприятие русской природы.

Общественная ситуация начала XIX века способствовала утверждению в графике черт народности, гражданских и патриотических настроений. Рождение жанра сатиры, карикатуры, использование офорта для агитационных листков - явление, связанное с Отечественной войной 1812 года. Графика заметно обогащалась под влиянием "натуральной школы" современной ей литературы.

Целая плеяда художников работает во всех жанрах графики, создавая портреты, натюрморты, пейзажи, библейские и бытовые сюжеты. Но бытовой жанр становится во второй половине XIX века ведущим в творчестве многих выдающихся художников-графиков. Кроме того, разрабатывается журнальная и книжная иллюстрация, создаются эскизы декораций и костюмов, и т.п.

Следующее поколение художников уже в начале нашего века, успешно осваивая традиции прошлого в графике, продолжает поиск оригинальных стилевых решений.

Ювелирное искусство. Конец XIII - начало XX века.

Ювелирное искусство или золотое и серебряное дело, как оно называлось на Руси, зарождалось в глубине веков славянского язычества, в окружении, в разные эпохи, скифского, скандинавского, угро-финского мира. На почве традиционного ремесла, с принятием христианства в X веке, ювелирное искусство Древней Руси развивалось в едином русле византийской культуры, тесно соприкасаясь с романским западом и мусульманским востоком.

Разнообразные технические приемы позволяли ювелирным мастерам с помощью удивительных сочетаний драгоценных металлов и драгоценных камней достигать особой выразительности при изображении сложных орнаментальных узоров. Эти материалы не только украшали иконы, книги, ткани, сосуды и т.д., но и служили важным компонентом в храмовом, церковном искусстве при создании символических образов божественного мира, его красоты и славы.

В галерее представлены иконы в серебряных окладах, шитье жемчугом, богослужебные книги, обложенные позолоченным серебром, камнями и эмалями; предметы церковной утвари - кресты, образки, чаши, дарохранительницы...

Из фонда декоративно-прикладного искусства впервые показано светское серебро петровского и екатерининского времени, мастерских XIX - начала XX века. Из фонда графики - миниатюрные портреты, исполненные поэзии и романтизма, обрамленные золотом и серебром.

Экспозиция дает возможность не только познакомиться с произведениями ювелирного искусства, но и, являясь отчасти продолжением экспозиции иконописи, представляет замечательный ряд русских икон XIV - начала XX века.

Древнерусское искусство XII-XVIII веков.

В экспозиции древневекового искусства представлено более 200 произведений иконописи, скульптуры, монументальной живописи, прикладного искусства, дающих полное и исчерпывающее представление о лучшей в мире коллекции древнерусского искусства XI-XVIII веков.

Экспозиция отражает всю историю древнерусского искусства на протяжении семи веков, становление и развитие крупнейших мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова.

В Третьяковской галерее представлены работы Феофана Грека иконами “Успение” и “Преображение”. Они выделяются острой напряженностью образов, строгим и лаконичным компоцизионным строем, широкой живописной манерой художника-монументалиста, сильными цветовыми и светотеневыми контрастами.

Здесь можно увидеть прославленные святыни и чудотворные иконы Богоматери, в том числе "Богоматерь Владимирскую", привезенная в начале XII века из Византии в Киев, а в 1155 году икона была поставлена в Успенский собор Московского Кремля, и "Богоматерь Донскую" и известную всему миру самую прекрасную русскую икону "Троицу" Андрея Рублева, который вошел в историю не только нашего, но и мирового искусства. Эту икону он написал в память Сергия Радонежского для собора Троице-Сергиевой лавры.