Смекни!
smekni.com

Шубин Александр Владленович (стр. 1 из 3)

Сопредседатель Российской партии Зеленых, член совета Социально-экологического союза.

На вопрос, кем он себя считает: зеленым или партийным лидером, Александр, не задумываясь, отвечает, что он является политическим деятелем, поэтому его обижает редкое упоминание о нем в прессе и отсутствие во всех справочниках "Кто есть кто", вышедших до настоящего времени.

Это несправедливо, т.к. в зеленом движении фигура он безусловно заметная.

Александр родился 18 июля 1965 года в Москве. В 1982 г., по окончании средней школы, поступил на исторический факультет Московского государственного педагогического института им.Ленина, ныне - Педагогический Государственный Университет. Однако учеба не была беспрерывной - в 1983-1985 гг. студент проходил службу в рядах советской армии.

Взгляды А.Шубина, сформировавшиеся к 1982 г. сам он характеризует как "критический марксизм". Признавая в целом правоту марксистского учения, А.Шубин скептически относился к его официальной трактовке. Во время службы в армии пришел к выводу о существовании в СССР эксплуатации, поэтому, возвратившись из армии в 1985 г., приступил к подпольной деятельности: стал участвовать в дискуссиях, которые велись членами нелегального "Оргкомитета Всесоюзной марксистской рабочей партии" (ОК ВРМП). Однако в это объединение не вошел, т.к. почувствовал, что перерос марксизм. В конце 1985 г. вместе со своим другом Андреем Исаевым отходят от марксизма и создают неформальный кружок друзей (А.Шубин, А.Исаев, В.Гурболиков), который в ходе интенсивных дискуссий в 1986 г. выработал собственную политическую концепцию, ставшую известной позднее как "общинный социализм" или самоуправленческий федерализм. Эта концепция формировалась под сильным влиянием идей М.Бакунина, но после серьезной проработки ее ребятами она стала существенно отличаться от бакунизма, прежде всего своим пацифизмом.

В 1986 г. члены кружка участвовали в защите палат купца Щербакова от сноса при строительстве "Северного луча", скоростной автодороги, проходящей через Лефортово; проводили "театрализованные" политические дискуссии (в том числе и в своем институте), где отстаивали идеи самоуправления и "делегирования" (комплектования вышестоящих органов из свободно отзываемых делегатов нижестоящих организаций). При этом А.Шубин любил "играть" социал-демократа или сторонника югославской экономической модели, который спорил с "анархистом" А.Исаевым. В то время он еще не полностью определился и играл искренне. В октябре 1986 г. в строительном отряде группа организовала однодневную забастовку студентов с требованием создать полномочные органы самоуправления и улучшить питание студентов. Не готовая к силовым методам борьбы администрация все требования немедленно удовлетворила.

Осенью 1986 г. А.Шубин пишет свою первую антикоммунистическую статью - "Фридрих Энгельс и конец марксистской классической философии", а после выступления в МГПИ известного "патриотического" педагога Карема Раша - статью "Обыкновенный рашизм", которая была опубликована в стенной газете (первый номер вышел под названием "Айсберг"). Статья вызвала скандал, К.Раш усмотрел в ней происки его педагогических недругов и требовал партийного вмешательства. Но группа молодых историков сама вмешалась в планы молодежной организации партии.

В начале декабря 1986 г. группа "социалистов-федералистов" приняла решение использовать для пропаганды своих взглядов начавшуюся дискуссию по поводу устава ВЛКСМ и 13 декабря на истфаке МГПИ прошло первое собрание, положившее начало длительной кампании, продолжавшейся в институте до марта 1987 г., когда партийные органы прекратили дискуссию в административном порядке. По настоянию А.Шубина и А.Исаева в альтернативный проект устава, предложенный "Инициативной группой за реформу устава ВЛКСМ", был включен любиый принцип делегирования.

"Комсомольская дискуссия" помогла собрать группу активных молодых людей, стремящихся к переменам в обществе. Большая часть этой группы ориентировалась на идеи "общинного социализма", но там были и либералы, левые марксисты (в том числе часть бывших членов ОК ВРМП), "рыночные социалисты", "славянофилы". 8 мая 1987 г. членами группы было провозглашено создание историко-политического клуба "Община". А.Шубин становится одним из его лидеров.

В 1987 г. Александр активно ищет контакты с другими неформальными группировками в Москве, Ленинграде, Таганроге, Риге, Каунасе; вместе с А.Исаевым представляет "Общину" в Клубе социальных инициатив (КСИ), объединявшем несколько неформальных организаций столицы. Одним из проектов КСИ была группа "Самоуправление", возглавляемая А.Шубиным вместе с В.Корсетовым, группа занялась исследованием процесса формирования структур самоуправления на производстве. В конце 1987 - начале 1988 г. группа проводила социологические исследования на заводе АТЭ-1 и даже консультировала партийно-хозяйственных работников по вопросам внедрения самоуправления, в первую оччередь по месту жительства. Лигбез закрыли, когда начались консультации активистов завода, администрация почувствовала, что на заводе может возникнуть "парламентская республика" и прекратила эксперимент. В начале 1988 г. группа вошла в "Общину". Неизвестно, насколько деятельность группы "Самоуправление" сказалась на развитии производственного "Самоуправления", но для А.Шубина это было время получения практических знаний о функционировании современного российского производства и возможностей внедрения там механизмов самоуправления и производственной демократии. Этот опыт укрепил А.Шубина во мнении о том, что без самоуправления современное эффективное производство невозможно. С 1987 г. А.Шубин - член Московского рабочего клуба.

Между тем в "Общине" нарастал внутренний конфликт, связанный с идеологическими разногласиями. А.Шубин был сторонником регулируемого рыночного общества и вел подчас резкую полемику с А.Исаевым, выступавшим тогда за радикально-рыночную модель, основанную на идее коллективной собственности на средства производства. Однако если стратегические разногласия удалось разрешить (А.Шубин признал необходимость коллективной собственности, а А.Исаев - социального регулирования экономики), то тактические разногласия между двумя лидерами поставили "Общину" на грань раскола. Опасность его усилилас после известного выступления Б.Ельцина на октябрьском (1987 г.) пленуме ЦК КПСС. Андрей Исаев, Владимир Гурболиков и ряд других активистов "Общины" высказались за проведение митинга в поддержку опального руководителя, а Александр категорически против этого, мотивируя свою позицию нецелесообразностью поддержки номенклатурного вождя. А.Шубин и его сторонников были обвинены в "оппортунизме" и боязни конфликтовать с КПСС. А в ответ получили обвинения в "популизме" и "участии в играх номенклатуры". Компромисс был найден и "Община" организовала проведение сбора подписей, но не в защиту Ельцина, а в поддержку гласности в его деле. Эта акция была проведена в отсутствие сторонников А.Шубина.

Конфликт в "Общине" стал первым примером размежевания в демократической общественности по вопросу о "ельцинском популизме". Несмотря на то, что формального раскола не произошло, "Община" фактически разделилась на "исаевцев" и "шубинцев". В марте 1988 г. лидеры группировок вошли в редакцию журнала "Община", чем продемонстрировали, что их конфликт практически исчерпан. С этого времени А.Шубин - член редакции и один из постоянных авторов журнала "Община" - старейшего из ныне существующих левосоциалистических изданий России.

В январе 1988 г. А.Шубин принял участие в конференции Московской организации Федерации социалистических общественных клубов (ФСОК), созданной в августе 1987 г. Одновременно с московской конференцией полуподпольно прошла встреча организаций ФСОК других городов. А.Шубин, участвовавший в написании устава ФСОК, избирается в его Московский совет, фактически игравший роль координационного органа всей Федерации.

На первомайском "слете" ФСОК в подмосковном лесу, как и положено "маевке", Федерация фактически превращается в левосоциалистическую партию. А.Исаев, А.Шубин, В.Гурболиков и А.Ковалев пишут ее программу.

Одновременно с развертыванием всесоюзных структур лидеры "Общины" решили перейти к новой кампании в Москве - на этот раз по поводу близившейся XIX партконференции. Совместно с либеральной группой "Гражданское достоинство" и ориентированными на "общинный социализм" группами ФСОК "Община" провела 28 мая 1988 г. первую в Москве крупную демократическую демонстрацию (более 200 участников) и митинг с тысячей участников на Пушкинской площади, положив начало целой серии митингов. Александр Владленович - среди организаторов этих акций. В своих выступлениях он критикует позицию ЦК КПСС перед XIX партконференцией. 18 июня 1988 г. А.Шубин получает боевое крещение в столкновениях с милицией во время разгона митинга.

В Москве, по аналогии с Прибалтикой, на митингах начинается создание Народного фронта. Однако "Неформалы" на этой стадии не смогли выдвинуть единую идею, которая могла бы "увлечь массы" и многотысячного движения создать не удалось. Острые разногласия раздирают "неформалов" и на конференциях "Оргкомитета Народного фронта", проводившихся в июне одновременно с митингами на Пушкинской площади. А.Шубин активно участвует в этих выяснениях отношений, выступая за компромисс между социалистическими и либеральными группами.

Однако после разгона митинга 18 июня в оргкомитете обострились и тактические противоречия. В изложении А.Шубина версия раскола выглядит следующим образом: "Возникшие на волне митингов малочисленные группы требовали, чтобы Московский Народный фронт (МНФ) строился как более централизованная организация, в которой меньшинство групп (представлявшие большинство членов) должно подчиняться большинству."