Смекни!
smekni.com

Понятие наследства и основания наследования (стр. 12 из 18)

Завещательный отказ, как и само завещание, - это односторонняя сделка.

Ее особенностью является то, что она создает обязанности для третьего лица - наследника, и одновременно право требования на стороне легатария.

Если в силу легата предоставляется право пользования вещью из состава наследства, то легатарий приобретает ограниченное вещное право на такое имущество, поскольку в п.3 ч.2 ст. 1137 закреплено правило, что при переходе права собственности на имущество, входившее в состав наследства, к другому лицу, право пользования этим имуществом, предоставленное по завещательному отказу, сохраняет силу. Следовательно, легатарий имеет независимое от нового собственника ограниченное господство над вещью, это право пользования обременяет право собственности на вещь.

Как отмечалось ранее в литературе, "предоставление права пользования домом (его частью) - наиболее распространенный вид завещательных отказов."[75] Видимо поэтому о таком легате сказано отдельно в п.2 ч.2 ст. 1137 ГК, тем более что с появлением большого количества собственников жилья подобные распоряжения могут встречаться значительно чаще.

Представляется целесообразным дополнить ч.2 ст. 1137 ГК пунктом 4 следующего содержания: "Если предметом завещательного отказа является передача вещи из состава наследства в собственность отказополучателя, то право собственности на такую вещь с момента принятия наследства наследником приобретает отказополучатель при условии соблюдения требований ст. 1138 ГК." Кроме того, п.1 ст. 1138 дополнить пунктом 3: "Если стоимость наследства, оставшегося после выплаты долгов и выдела обязательной доли, недостаточна для исполнения завещательного отказа, то такой отказ является в целом или в соответствующей части ничтожным".

На индивидуально-определенные вещи из состава наследства, подлежащие передаче легатарию, взыскание по требованиям кредиторов умершего должно обращаться в последнюю очередь, только при недостаточности для погашения долгов иного имущества. Это необходимо для наиболее полной реализации воли наследодателя, выраженной в завещании.

Право на получение завещательного отказа не переходит к другим лицам, за исключением случая, когда сделано подназначение легатария. Закон допускает подназначение легатария для тех же самых ситуаций, для которых делается подназначение наследника, т.е. на случай, если основной легатарий умрет до открытия наследства или одновременно с завещателем, либо откажется от получения отказа или не воспользуется своим правом в течение трех лет со дня открытия наследства и т.д. Такое подназначение при определенных условиях может "отодвинуть" обязанность исполнения легата на продолжительный срок.

Отказополучатель имеет право отказаться от получения завещательного отказа (ст. 1160), такой отказ не может быть сделан в пользу другого лица. Следовательно, право на получение легата является тесно связанным с личностью легатария. Если легат оставлен в пользу одного из наследников, то отказ от него никак не влияет на право принять наследство или отказаться от него[76].

В отличие от легатов, при завещательном возложении обязанность наследника может состоять в совершении действий как имущественного, так и неимущественного характера. Для реализации воли умершего наследник должен совершить определенные односторонние сделки либо вступить в обязательственные отношения с компетентным органом или юридическим лицом[77].

В ст. 1139 ГК РФ отдельно указывается, что на наследников может быть возложена обязанность содержать принадлежащих завещателю домашних животных, а также осуществлять необходимый надзор и уход за ними, это новелла закона. Возникают сомнения относительно того, можно ли сделать такую обязанность юридической? Как известно, при нарушении юридической обязанности наступают неблагоприятные последствия в виде ответственности. Неясно, какую ответственность будет нести наследник, если он не пожелает содержать домашнее животное и кто будет предъявлять к нему соответствующие претензии. Анализ рассматриваемого положения приводит к выводу о том, что законодатель "вышел" за границы отношений, которые могут быть урегулированы правом, подобные отношения традиционно относятся к сфере неправовых. Человек имеет полную власть над животным, которое с точки зрения закона является вещью. Современное законодательство определяет границы осуществления такого права, запрещая жестокое обращение с животным, но это единственное ограничение, заставить содержать домашнее животное против воли наследника невозможно, даже если придать этой обязанности видимость юридической. В соответствии с изложенными аргументами предлагается исключить это правило из Гражданского Кодекса.

Наконец, следует отметить, что завещательное возложение, также как и легат, обременяет само наследство или долю в наследстве, а не конкретное лицо, если иное не вытекает из завещания или закона.

3.2 Принятие и отказ от завещанного

Приобретение наследства является главным этапом наследственных отношений, поскольку именно в этот момент достигается их главная цель - наследственное правопреемство, то есть переход прав и обязанностей умершего к наследнику. В новом ГК РФ нормы о приобретении наследства традиционно помещены в конце раздела "Наследственное право", хотя это не единственный вариант их расположения. Особая важность именно этой стадии наследственных отношений отражена в структуре Германского Гражданского Уложения: нормы, регулирующие принятие наследства и отказ от него помещены в начале книги пятой "Наследственное право", сразу после общих правил о наследовании[78].

Принятие наследства в зависимости от воли законодателя может осуществляться различными способами: путем совершения активных действий, либо непосредственно в силу закона в момент открытия наследства с предоставлением наследнику права отречься от него либо даже без такового. Действующий российский закон требует совершения наследниками именно положительных действий, только для приобретения выморочного наследства, как уже было отмечено, его принятия не требуется.

Отношение по принятию наследства является абсолютным: праву наследника корреспондирует обязанность всех иных лиц воздерживаться от совершения действий, могущих затруднить или сделать невозможным реализацию субъективного права. Принятие наследства имеет место тогда, когда наследник юридически или фактически выразил на это согласие, задачей нотариальных органов является только подтверждение факта принятия наследства.

Следовательно, отношения по принятию наследства являются частноправовыми, государство лишь устанавливает порядок реализации этого права.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 28.03.2006 признаны недействительными свидетельства о праве на наследство по закону, выданные С. и Т. по 1/2 доли каждому на 3/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру в доме 20 по ул. Крупской г. Самары, принадлежавшей наследодателю Т.

Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила, указав следующее.

Т. обратился в суд с иском к С, нотариусу Б. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, выданное нотариусом ему и ответчице С. по 1/2 доли наследственного имущества без учета завещания наследодателя, в соответствии с которым он является наследником 1/3 доли от 3/4 доли квартиры.

Суд обоснованно признал недействительным свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом без учета завещания, поскольку в силу требований ст. 1111 ГК РФ наследование по закону может иметь место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

Вместе с тем судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Свидетельство о праве на наследство выдается нотариусом по бесспорным наследственным делам, и в случае его отмены решением суда повторное свидетельство нотариусом не выдается.

Признавая свидетельство о праве на наследство недействительным по иску одного из наследников, суд должен разрешить возникший между наследниками спор и вынести решение, которым определить доли спорящих наследников в наследственном имуществе.

При таких обстоятельствах решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение[79].

Поскольку наследство представляет собой совокупность прав и обязанностей и оно целиком приобретается силой одного акта, постольку и принятие части наследства означает принятие всего причитающегося наследнику наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось. Так, при рассмотрении одного иска, суд посчитал доказанным, что сразу после смерти сына его родители получили часть оставшегося имущества и фактически владели им, что свидетельствует о принятии наследства, но при этом суд, вопреки установленному факту, отказал заявителям в удовлетворении требования о продлении срока на принятие наследства. Разумеется, что это решение было отменено и направлено на новое рассмотрение. Аналогичная ошибка была допущена при рассмотрении иного спора: суд счел, что принятие А личных вещей отца не является наследственным имуществом, а потому нельзя говорить о его фактическом вступлении во владение наследственным имуществом, состоящим лишь из дома и надворных построек[80].

С учетом сказанного суды при рассмотрении дел о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства должны выяснять, завладел ли наследник хотя бы частью имущества умершего в течение шести месяцев после открытия наследства. Если да, то факт принятия наследства подтвержден и вопрос о восстановлении пропущенного срока не возникает, если нет, то наследник не принял наследства[81].