Смекни!
smekni.com

Понятие наследства и основания наследования (стр. 5 из 18)

Поскольку имущество представляет собой совокупность прав и обязанностей лица, очевидно, что обладать можно только одним имуществом. Супруги, как правило, имеют общее имущество, а каждый из них обладает долей в таком имуществе. Состав имущества изменяется при жизни обладателя, в некоторых случаях этот процесс может продолжиться и после смерти лица.

Термин "имущество" в гражданском праве, как известно, имеет разное значение, точно также в разных значениях он употребляется в наследственном праве. Зачастую под имуществом и здесь понимаются только вещи, права, но не обязанности. Ст. 1120 гласит:"3авещатель может распорядиться своим имуществом или какой-либо его частью." Очевидно, что распорядиться исключительно обязанностями завещатель не может. "Судьба" обязанностей зависит от "судьбы" вещей и имущественных прав. Следовательно, под распоряжением имуществом или его частью путем составления завещания закон понимает распоряжение правами и вещами.

Действующее законодательство содержит минимум ограничений для перехода имущества по наследству. Как верно отмечают современные авторы, "расцвет частной собственности ... приводит к тому, что предметом наследования постепенно становится все, что способно приносить прибыль, обеспечивать удовлетворение самых различных потребностей."[39] Такое изменение в правовом регулировании отвечает интересам прежде всего самого наследодателя, поскольку позволяет увеличить заинтересованность человека в обеспечении материального благополучия после своей смерти тех лиц, которые являются ему наиболее близкими при жизни. Одновременно в этом проявляется расширение сферы частного права, сужаются основания для перехода имущества как выморочного в собственность государства[40].

В состав наследства не входят права и обязанности, связанные с личностью наследодателя. Переход таких прав и обязанностей невозможен по объективным причинам не только после смерти, но и при жизни лица. В частности, со смертью любой стороны прекращается договор доверительного управления имуществом (ст. 1024 ГК), а также со смертью агента прекращается агентский договор (ст. 1010 ГК).

На наследниках лежит обязанность уведомить кредиторов умершего о прекращении таких обязательств, в противном случае на них должна возлагаться ответственность, предусмотренная действующим законодательством.

Ряд авторов придерживался мнения, согласно которому по наследству переходят не сами вещи, а права и обязанности, в том числе и право собственности на вещи[41]. В Кодексе же говорится, что в состав наследства входят вещи, иное имущество, то есть данная позиция на сегодняшний день не согласуется с законом и вряд ли заслуживает поддержки. Приобретение субъективного права собственности дает лицу исключительное господство над вещью. Если предположить, что все движимые вещи, входящие в наследственную массу, до появления наследника были расхищены, теоретически наследник имеет возможность получить на них "голое" право собственности, но от этого его имущественное положение не улучшится: наследник рискует вместо реального наследства получить набор "голых" прав, а поскольку его ответственность перед кредиторами умершего зависит от стоимости актива, то и отвечать придется собственным имуществом. Разумеется, практическое значение имеет установление реального господства над вещами наследодателя, что автоматически порождает для наследника право собственности, а не наоборот, ведь юридическое оформление своих прав при отсутствии в наличии вещей не приведет к желаемым последствиям.

Гражданин имеет право стать участником (учредителем) юридических лиц, вследствие чего он может приобретать по отношению к юридическому лицу некоторые имущественные права (обязательственные либо право собственности). Законы об отдельных видах юридических лиц регламентируют отношения, возникающие в связи со смертью участника (учредителя) юридического лица.

Как известно, участники общества с ограниченной ответственностью обладают обязательственными правами в отношении общества, доля в уставном капитале переходит к наследникам граждан, являвшихся участниками общества (ст.21 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью")[42]. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в порядке универсального правопреемства допустим только с согласия остальных участников общества.

Следовательно, при переходе доли к наследникам возможны следующие ситуации: наследуется либо сама доля либо ее действительная стоимость. Если для перехода доли по наследству требуется согласие остальных участников и такое согласие не получено, наследник приобретает право требования к обществу о выплате действительной стоимости доли, ранее принадлежавшей наследодателю. В другом случае наследник становится участником общества, к нему переходят права участника общества, которые определены ст. 8 названного закона. В ней перечислены не только имущественные, но и неимущественные права, например, право на получение информации о деятельности общества, право знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией. Отсюда вытекает, что при наследовании доли в уставном капитале наследник получает комплекс имущественных и неимущественных прав, связанных с участием в обществе.

Обязанность общества по выплате действительной стоимости доли или по выдаче имущества такой же стоимости должна быть исполнена в течение одного года с момента перехода к обществу доли (ст.23 п.8 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). До реального исполнения этой обязанности наследник не должен отвечать по долгам наследодателя своим имуществом, поскольку право требования к обществу может остаться неудовлетворенным.

С другой стороны, даже если наследник принимается в общество и становится одним из его участников, может потребоваться определение действительной стоимости его доли для- определения размера ответственности перед кредиторами наследодателя.

В п.З ст. 7 ФЗ "О производственных кооперативах" от 08 мая 1996г.№ 41-ФЗ[43] установлено, что в случае смерти члена кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива, его наследники могут быть приняты в члены кооператива. В противном случае кооператив выплачивает наследникам стоимость пая умершего члена кооператива, причитающуюся ему заработную плату, премии и доплаты. Следует отметить, что пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива (за исключением неделимого фонда).

Наследование прав, связанных с участием в потребительском кооперативе, регулируется ст. 1177 ГК, кроме этого продолжает действовать Закон РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ."[44]

Пай члена потребительского кооператива входит в состав наследства. Между п.5 ст. 13 указанного Закона и нормой Кодекса существует противоречие: в законе сказано, что наследник может быть принят в потребительское общество, если иное не предусмотрено уставом, а в ст. 1177 закреплено императивное правило о недопустимости отказа наследнику в приеме в члены кооператива.

Очевидно, что применяться должна норма Гражданского Кодекса.

В ст.6 п.5 ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" от 07 августа 2001г. № 117-ФЗ сказано: в случае смерти члена данного кооператива его наследникам, если они не являются членами этого кооператива и не хотят или не могут стать членами кредитного потребительского кооператива граждан, выплачивается денежная стоимость доли имущества кооператива, соответствующей доле паевого взноса умершего члена в сумме паевых взносов членов кооператива.

Жилищный Кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (далее - ЖК РФ)[45] регулирует правовое положение членов жилищных кооперативов. В п. 4 ст. 130 ЖК РФ указано: в случае смерти члена жилищного кооператива его наследники имеют право на вступление в члены данного жилищного кооператива по решению общего собрания членов этого кооператива (конференции). Ст. 131 ЖК РФ определяет преимущественное право вступления в члены кооператива в случае наследования пая. Если пай находился в общей собственности супругов, то в первую очередь право на вступление в члены кооператива принадлежит пережившему супругу, если отсутствует это условие, либо супруг отказался от вступления в кооператив, то данное право переходит к наследнику, проживавшему совместно с умершим и имеющему при этом право на часть пая.

Только при отсутствии перечисленных лиц, либо в случае их отказа, право на вступление в члены кооператива получают иные наследники. Кроме того, преимущественное право на вступление в члены кооператива может перейти к лицам, не входящим в круг наследников (п. 4 ст. 131 ЖК РФ).

Таким образом, анализ приведенных норм законов об отдельных видах юридических лиц позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, включение наследника в состав участников (членов) юридического лица может быть запрещено или ограничено учредительными документами. Во-вторых, если наследник становится участником (членом) какого-либо юридического лица, сохраняется необходимость при отсутствии или недостаточности иного имущества в определении стоимости причитающейся ему доли (пая) с целью установить размер ответственности наследника по долгам наследодателя.

Поскольку гражданское законодательство предоставляет субъектам широкую свободу заключения договоров, в практике могут встречаться случаи передачи по наследству нетипичных имущественных прав. По сообщению в СМИ, редакция одного из еженедельников объявила конкурс, за победу в котором победителю будет оформлена подписка на еженедельник на 100 лет. Для этого юристы составили специальный договор, которым предусмотрена возможность передачи подписки по наследству. Данный уникальный случай подпадает под действие общего правила.