Смекни!
smekni.com

Марков Николай Евгеньевич (стр. 2 из 3)

Н. П. Муратов, курский губернатор. «Это был несомненно умный, даже очень умный человек, с большим характером, твёрдой волей, убеждённый, искренний, упорный в достижении цели, но не добрый, не мягкий, а напротив, злобный и мстительный. Политически развитый, с достаточной эрудицией, доктринёр, как всякий парламентский деятель, но не сухой, а с большой способностью к концепции, хороший оратор, с иронией в речах, всегда умных, тонких, порой очень остроумных и всегда интересных, Марков был политическим бойцом первого сорта, и Дума была его сферой… Если бы в наших четырёх Думах было побольше деятелей, подобных ему, правое дело не было бы в таком загоне». Вне Думы «Маркову очень многого недоставало. Строгий догматик, он никаких уклонений от догмы не признавал: или союзник, или пошёл вон, и не просто вон, а с заушением, с улюлюканием. Формула, что все не сочувствующие Союзу русского народа или не разделявшие его исповедания веры — левые или кадеты, была чем-то незыблемым, проводимым в жизнь с неуклонным упорством, достойным лучшего назначения». «Марков никогда посторонних политике разговоров не вёл… Это было скучно. Он никогда не шутил, не смеялся, даже не улыбался, и если кривила его красивый маленький рот усмешка, то не весёлости, а иронии… Его заметная фигура, его недобрый взгляд, его ригоризм политического сектанта стесняли, становилось не по себе — и скучно, и нудно. Смотря на Маркова, зорко наблюдая за ним, прислушиваясь к нему, я всегда думал: да, да, всё это очень хорошо: и твёрдость, и непоколебимость, и упорство, и неослабное внимание, и бессменное стояние на посту, но нельзя же без передышки — до бесчувствия…»

В 1918 перебрался в Финляндию, с конца года участвовал в белом движении на Северо-Западе России. Под чужим именем служил обер-офицером для поручений при Военно-гражданском управлении Северо-западной армии. Член «Братства Белого креста Великой единой России» (1918—1919); возглавлял офицерский «Союз верных», редактировал выходившую в Ямбурге газету «Белый крест», вскоре запрещённые командованием армии. Весной 1920 эмигрировал в Германию. Один из организаторов берлинского «Русского общественного собрания», на базе которого соединились русские правые монархисты. В конце 1920 Марков с соратниками создают Берлинское монархическое объединение. В орбиту влияния БМО постепенно входит большинство эмигрантских монархических групп.

Редактировал журнал «Двуглавый орёл. Вестник монархической мысли» (сентябрь 1920 — 1922, Берлин; 1926—1931, Париж); регулярно публиковал в нём статьи под собственным именем и псевдонимом «Буй Тур», позднее стал также постоянным автором еженедельника «Высший монархический совет». Организатор Съезда хозяйственного возрождения России (Бад Рейхенгалль, Бавария, 29 мая — 7 июня 1921) — объединительного съезда правомонархической эмиграции (ряды которой к тому времени заметно пополнились за счёт левых «ренегатов»). Почётным председателем съезда был митрополит Антоний (Храповицкий), председателем — бывший бессарабский губернский предводитель дворянства А. Н. Крупенский. Съезд избрал Высший монархический совет, должный координировать деятельность монархических сил, направленную на восстановление в России православной монархии, и исполнять в некотором смысле роль блюстителя царского престола, «в твёрдом убеждении, что ему хорошо известны подлинные чаяния подлинного русского народа, с нетерпением ждущего восстановления законной народной Монархии и не могущего лишь, под пятой насильников, свободно поднять свой голос в настоящее время». На первом съезде в ВМС были избраны Марков (председатель), А. М. Масленников и А. А. Ширинский-Шихматов, в качестве почётных членов — митрополиты Антоний и Евлогий (Георгиевский). Впоследствии среди активных членов ВМС были также А. Н. Крупенский, Н. Д. Тальберг, Ф. В. Винберг, барон М. А. Таубе, А. Ф. Трепов, С. С. Ольденбург.

Съезд принял программу, в которой монархия была провозглашена «единственным путём к возрождению России». Вопрос о престолонаследии на Рейхенгалльском съезде не ставился (это мотивировалось возможностью того, что Царская семья спаслась). В общем, большинство правых монархистов исповедовали скрытое или явное «непредрешенчество», полагая, что имя будущего Государя в любом случае должно определиться только в России.

Участник Всезарубежного Собора Русской Православной церкви (Сремски Карловцы, 21 ноября — 3 декабря 1921). Сотрудник отдела «О духовном возрождении России»; под руководством Маркова был разработан проект «Послания чадам Русской православной церкви, в рассеянии и изгнании сущим». Вокруг проекта Послания, представленного Марковым в общем заседании съезда, завязалась горячая полемика. Некоторые настаивали на том, чтобы изъять из Послания фразу: Господь «да вернёт на Всероссийский престол Помазанника, сильного любовью народной, законного православного Царя из дома Романовых». Проект был одобрен, но меньшинство выступило с отдельным заявлением («постановка вопроса о монархии, с упоминанием притом и династии, носит политический характер и, как таковая, обсуждению церковного собрания не подлежит»), отказавшись от участия в голосовании.

И. А. Ильин П. Н. Врангелю (1923). «Атмосфера Высшего монархического совета есть атмосфера Маркова. Он силён волею и темпераментом и грубо умён и грубо хитёр, интрига его топорна, очень властолюбив и малообразован; одержим антисемитизмом и масонобоязнью, в экономике не понимает ничего и творческих идей не имеет; духовная культура за пределами православия для него почти не существует; это не вождь и не строитель, а трибун и демон с чёрным блеском в зрачке». Он же — П. Б. Струве (1923). «Марков человек умный, волевой и патриотичный. Не необразованный, прямолинейный и очень властный». У него «нет ни духовной ширины, ни научно-воспитанной совести, ни чуткости, ни такта духовного. Помимо этого — Марков одержим (искренне, страстно, «тенеброзно») маниею антисемитизма: в основе этого у него мания преследования, с которой он не справляется или справляется редко и с трудом».

Марков считал необходимым для монархистов дистанцироваться от белого движения. Открывая Рейхенгалльский съезд, он подчёркивал: монархисты «стоят между красными и белыми» и «должны связать их». Краеугольный камень русского мира — это самодержавие. Как только оно пало — «тотчас же уничтожилась русская культура, заколебалась русская Церковь, вернулся языческий «звериный обычай», распалось русское государство и сгинуло самое имя России». «История не знает республиканской России, а знает лишь Россию-Монархию, и тем, кому Россия монархическая ненавистна, им ненавистна вообще Россия». Опыт «сочинения» республиканской России закончился торжеством «социал-большевизма», а тот «привёл Россию к распаду и уничтожению».

Целью политической эмиграции должно быть восстановление не старых порядков, но Старого порядка. Возрождение России начнётся с Земского собора, который призовёт Царя. Вопросы престолонаследия малоактуальны — важно, кого желает народ; а право всегда в подчинённом отношении к Правде Божией. В случае падения коммунистической власти Марков особо предупреждал против всяких порывов вершить «возмездие» над советской бюрократией и Красной армией — нельзя разрушать существующие опоры государственного строя.

Из агентурного сообщения Иностранного отдела ГПУ о собрании русских эмигрантов в Берлине по итогам Парижского особого совещания Высшего монархического совета (нач. 1923). «Переходя к грядущей деятельности монархистов, он [Марков] излагает целую программу… Новые вехи монархии суть: живительный союз русской православной церкви с русской монархией; равенство всех верноподданных перед царским законом; обязательное и всеобщее просвещение и воспитание религиозно нравственное и монархическое; раскрепощение деревни от города и капитала и справедливое распределение между городом и деревней благ духовной и материальной культуры; проведение широкой земельной реформы с образованием государственного земельного запаса (Государственный Земельный Фонд), утверждение прав собственности; денежное преобразование, основанное не на золоте, а на действительных ценностях, как-то: хлебе, лесе, недрах и т. д.».

Марков категорически не принимал евразийство — как течение, внутренне родственное большевизму и неизбежно сближающееся с ним. При этом свой национальный пессимизм Марков в 1920-е гг. подкреплял евразийскими, по сути, тезисами.

Марков (из статьи в «Высшем Монархическом Совете», 1926). «Русский народ по крови, духу, географии и истории всегда был ближе к Востоку, чем к Западу. Непротивленство и даже пораженчество всегда таились в глубинах нашего народного характера. Авось, небось, как-нибудь и над всем этим анархическое «ничаво»… Материковая подоплёка русского духа — анархизм, тяга к шири, бескрайности, безначалию. Отсюда прирождённое неуважение к правилу, закону, порядку, меже, границе, чужому и своему труду, к чужой и своей собственности, склонность к неделанию, ибо к чему делание, раз ничего не дорого… Только на такой подоплёке, порочном пережитке, унаследованном от давних предков, и смогли так махрово развиться у нас большевичество, безбожие и интернационал. Большевичество отнюдь не есть порождение Запада, как и марксизм. Марксизм теоретический — плод еврейского, т. е. азиатского духовного творчества, ловко привитый Западу… Русский народ, как восточный по основе и духу, всегда был предрасположен к большевичеству как болезни духа. Русская государственность, русская культура возникли, укрепились и расцвели «только через исторические приливы к первобытной, необузданной, бескрайней азиатской стихии волн западной культуры», «через заключение буйного кочевого восточного духа в европейские твёрдые формы и направление дикой энергии к общеполезным целям».