Смекни!
smekni.com

Фридрих II Великий. Жизнеописание (стр. 4 из 7)

Уже тогда он успел обзавестись шпионами при сильнейших европейских дворах и получал надежные сведения о политических намерениях своих противников и союзников.

Понимая, что дальнейшие успехи Австрии грозит ему потерей Силезии, он заключает новый союз с Францией и баварским курфюрстом Карлом-Альбрехтом, который успел получить бесполезную для него корону Германского императора и потерять свои собственные владения в Баварии, занятой австрийскими войсками.

В 1744 году армия Фридриха снова выступила в поход, но кампания этого года была для него неудачна. Ему противостоял опытный австрийский генерал Траун. Он не спешил давать королю решительное сражение, но искусно маневрировал вокруг него, отрезая от союзников до тех пор, пока одним решительным ударом не отбросил за Эльбу.

Фридрих писал во второй части "Истории своего времени", несколько утрируя лояльность по отношению к своему удачливому противнику: "действия Трауна должны служить образцом для каждого полководца, который любит военное искусство. Хороший военачальник обязан подражать ему, если только имеет необходимые на то способности."

1745 год начинается для Австрии наилучшим образом. 20 января умер Карл-Альбрехт, а Франция отказалась от военных действий против Австрии. Марии-Терезии для полной победы теперь оставалось только нанести прусскому королю окончательное поражение и вернуть Силезию.

Фридрих очень серьезно готовился к новой военной кампании, понимая, что она может оказаться для него решающей. "Из казначейства было вынуто шесть миллионов талеров, со всего государства сделан поземельный побор в полтора миллиона. Вся серебряная утварь, украшавшая дворец: канделябры, столы, люстры, камины...были обращены в деньги".(3)

В военных действиях 1745 года прусская кавалерия доказала обоснованность произведенных в ней преобразований. Ее действия определили исход битвы при Штригау, где один Бейрейтский драгунский полк под началом генерала Геслера разбил и обратил в бегство двадцать австрийских батальонов и захватил 66 знамен. В этой битве отличился и сам король. Он лично водил своих солдат в атаку против неприятельской батареи и первый вскочил на вал.

Между тем, несмотря на поражение, Мария-Терезия не желала ничего слышать о мире. 13 сентября ее супруг гроссгерцог Франц Лотарингский был провозглашен германским императором. Эта новая удача прибавила ей решимости продолжать войну.

30 сентября австрийская армия, почти вдвое превосходившая прусскую, потерпела от нее поражение в Сорской битве, где впервые в полной мере проявился полководческий талант Фридриха и тот особый род военного счастья, который был совершенно бесполезен в мирное время, но на войне делал короля почти мистической фигурой.

Военные действия продолжались осенью и зимой 1745 года. К тому времени польский король и саксонский курфюрст Август III находился уже в союзе с Австрией, в обмен на обещания поддержать его стремления сделать польский королевский титул наследственным и передать его своему сыну. Неудачные действия саксонской армии, ее поражение в Кессельсдорфском сражении сделали возможным захват Дрездена Фридрихом. После этого Венский кабинет отправил к прусскому королю послов для заключения мира. Австрия вторично уступила Фридриху Силезию в потомственное владение. Фридрих победителем вернулся в Берлин, встретивший короля ликованием. Здесь впервые в его адрес звучит прозвище Великий. Но пока что оно - только дань восторгу, который его подданные испытывают по случаю счастливого окончания войны. Радость самого Фридриха омрачалось только одним обстоятельством, в том же самом году умер Иорданс.

С 1745 по 1756 год Пруссия не ведет военных действий, и Фридрих занимается исключительно внутренними делами страны. Определился распорядок его дня, не меняющийся в течение всей жизни, удивляющий тем напряжением сил, который требуется для того, чтобы вести его.

Король поднимался в пять часов летом и в шесть зимой и сразу принимался за дела, успевая прочесть корреспонденцию и набросать черновики ответов "Около одиннадцати часов король в высоких сапогах делал в саду смотр своему гвардейскому полку, и в тот же час во всех провинциях полковые командиры производили смотры своим полкам"(1). До обеда Фридрих успевал выслушать доклады министров и обсудить с генералами военные дела. После обеда даются аудиенции. Затем король проводит несколько часов в литературных занятиях. Перед ужином устраивали маленький концерт. Король сам играл в оркестре музыку собственного сочинения или произведения Кванца - директора своей придворной капеллы. По общему мнению, Фридрих был превосходным музыкантом.

Ужины короля приобрели известность благодаря мемуарам Вольтера. На них царила большая свобода высказываний. Фридрих был интересным и остроумным собеседником, хотя по особой королевской близорукости иной раз переходил пределы деликатности в своих шутках по отношению к собеседникам. Кажется, что этому незлому и чуткому человеку, отлично разбирающемуся в людях и знающему, как болезненна может быть обида, иногда доставляло удовольствие почти до слез дразнить их. Впрочем, в его оправдание надо сказать, что сам Фридрих терпеливо сносил ответные выпады, если кто-то отваживался делать их.

За одиннадцать лет мира Фридрих успел внести преобразования в прусскую юридическую систему. К несомненным достижениям его царствования можно отнести уравнение перед законом всех сословий и создание независимого от администрации суда.

В 1749 году был окончен новый свод законов, получивший название "Corpus juris Fridericianum". На медали, выбитой по этому случаю, изображена богиня правосудия с неверными весами в руках и Фридрих, мечом исправляющий весы. Другим очень важным мероприятием Фридриха была, как сейчас сказали бы, комплексная мелиоративная программа. В рамках этой программы провели осушение Одерских болот и выстроили плотины в приморских затопляемых землях Остфрисландии. Таким образом увеличилось количество пахотных земель. Многие судоходные реки соединились каналами, отчего облегчилась перевозка прусских товаров, и они значительно подешевели. Были основаны две торговые компании, азиатская и бенгальская.

В 1750 году в столице Пруссии закончили возведение нового собора, которому предназначалось служить усыпальницей коронованных особ царствующего дома.

Государственная деятельность Фридриха не ограничивалась стенами его кабинета. Он регулярно разъезжал по стране, причем главные чины провинций, которые он посещал, должны были являться к нему с отчетами. Король на месте отдавал им приказания. Более того, староста деревни, через которую проезжала коляска короля, обязан был встречать его верхом при въезде в селение и сопровождать всю дорогу, по пути подробно рассказывая Фридриху о положении дел.

Занимаясь управлением, король не забывал и о себе. В 1747 году вблизи Потсдама он выстроил новую загородную резиденцию, известную под именем Сан-Суси(Sans-souci по фр. - без забот).

Помимо дворца в ансамбль входило несколько павильонов: оранжерея, картинная галерея, китайский павильон и римские термы. Сан-суси было задумано как место уединения, король отправлялся туда для отдыха. Компанию ему составляли довольно необычные люди: Мопертюи, президент Берлинской академии, для своего времени крупный ученый, прославившийся лапландской экспедицией, писатель д'Аржанс, ученый Дарже, постоянный участник скандальных историй барон Пельниц. В 1750 году к этому избранному обществу присоединился Вольтер. До этого Фридрих безуспешно пытался переманить к себе величайшего писателя Франции, и когда ему это удалось, был без ума от своего нового приобретения. Помимо государственной и военной деятельности, король очень много занимался литературой: писал стихи и прозу. Трудно сказать, насколько эти произведения обладают собственными достоинствами, а насколько могут считаться неплохими подражаниями ведущим поэтам и писателям Франции, но прирожденный артистизм выручал Фридриха, не позволяя его произведениям опуститься ниже приличного любительского уровня. К числу сочинений прусского короля принадлежат помимо множества стихотворений исторические труды: "История своего времени", "Исторические записки Бранденбургского дома", а также "О различных родах правления и обязанностях монархов". Вольтеру в Пруссии вменялось в обязанности служить для короля преподавателем поэзии и эстетики.

Однако личные взаимоотношения короля и философа не отличались ровностью. Король мечтал приобрести в лице Вольтера наставника и старшего друга, тот же был не готов взять на себя заботу о душевном состоянии Фридриха, ограничиваясь исправлением королевских рукописей. В конце концов, до короля дошли некоторые иронические высказывания Вольтера в адрес его стихов, к тому же Вольтер приобрел смертельного врага в лице Мопертюи, которого осыпал насмешками в своих статьях.

В 1753 году Вольтеру пришлось спешно покинуть Пруссию.

Основав в Сан-Суси картинную галерею, Фридрих взялся за пополнение ее коллекций, для чего в 1755 году предпринял инкогнито путешествие в Голландию. Об этом путешествии рассказывают, что поскольку короля сопровождало всего два человека, и одежда на нем была самая простая, то хозяйка богатого трактира не хотела принять от Фридриха заказ, утверждая, что блюдо очень дорогое и простолюдину не по карману. Тогда ей сказали, что человек, стоящий перед ней, - известный флейтист и зарабатывает большие деньги своим искусством. Но, только выслушав в исполнении Фридриха несколько мелодий, хозяйка поверила этому.

Одиннадцать лет мира пролетело быстро, и Европа оказалась на пороге новой войны. За это время Австрия под управлением Марии-Терезии поправила финансовые дела, пришедшие в расстройство за последние несчастные годы. Теперь венская императрица могла задуматься над тем, чтобы вернуть Силезию и предупредить дальнейшие враждебные происки Пруссии, лишив Фридриха королевского сана и части земель. К Австрии примкнула Россия, обеспокоенная усилением Пруссии, и Саксония. В 1755 году в Вене был заключен тайный трактат, по которому страны-участницы обязались напасть на Фридриха в случае открытия им военных действий против кого-нибудь из них. В договор также включался пункт о последующем дележе прусских земель.