Смекни!
smekni.com

Понятие, виды, формы государства (стр. 1 из 5)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 2

1. Понятие и виды форм государства. 4

1.1.Форма правления. 8

1.2. Форма государственного устройства. 14

1.3. Форма политического (государственного) режима. 19

2. Форма современного Российского государства. 23

Заключение.. 25

Глоссарий.. 27

Список использованных источников.. 28

Приложение А.. 30

Введение

Актуальность обозначенной темы обусловлена тем, что среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе ей традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими ее сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.

Проблема исследования: существование закономерностей существования между государствами разной типологии и формы? Всегда ли форма государства выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания? Зависит ли сущность и содержание (функции) государства от его формы и наоборот? Каковы особенности российского государства?

Объектом исследования является государство, его типы и формы, строение, его основные составные части, внутренняя структура, основные методы становления и осуществления государственной власти. В качестве примера мною использовано государство – Российская Федерация.

Предметом исследования в данной работе являются закономерности возникновения, становления, развития и существования различных типов. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы "формообразования", организации и функционирования государства. Теория государства и права при помощи общего понятия раскрывает свойства конкретных форм различных государств, а также общее и особенное в этих формах. Категория "форма государства" непосредственно связана с категорией "сущность государства", поскольку государство представляет собой постоянно функционирующую политическую организацию, то его форма связана с определенным видом государства как особого явления, представляющего единство содержания и формы.

Цели исследования – в работе достигаются следующие цели:

- изучение типологии различных видов государств;

- определение их структурных частей и выявление закономерных связей между структурным устройством государства, его политическим режимом и формой правления;

- исследование по обозначенной типологии государства Российской Федерации.

Гипотеза исследования. Полагаем, что при разных формах государственного устройства закономерно будет существование определенных форм политического устройства и форм правления.

Поставленные в работе задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературных источников, анализ состояния проблемы в практике, метод сравнительно-правовых характеристик.

Практическая ценность работы заключается в обобщении и систематизации сведений о существовании государств различной типологии. В качестве наглядного примера автором произведено исследование Российского государства. Сведения научной работы могут быть использованы в качестве методического материала в образовательном процессе при подготовке юристов, историков, социологов, психологов, дипломатов и других.

Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложение.

1. Понятие и виды форм государства

Форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалось и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. За всю историю развития государства и права были выдвинуты десятки, если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются.

Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" – аристократия. . Кроме того, им рассматривались "законная монархия" – царская власть, и "незаконная" – олигархия[1]. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу "испорченности человеческой натуры" ее формы. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму.

Аристократия, согласно учению Платона, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может выражаться в так называемую демократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, основанная на имущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в "неразбавленном виде" может выражаться в свою противоположность – тиранию. Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства – тиран захватывает от имени народа и выступает как "ставленник народа"[2].

На многообразие форм государства имел свои взгляды и Аристотель – ученик Платона и вместе с тем его критик. Считая форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию или политодемократию[3]. Эти формы государства он назвал "правильными", ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных "правильных форм" могла легко искажаться и превращаться в соответствующую "неправильную" форму – тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

В отечественной и зарубежной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Среди авторов-современников, так же как и среди предшественников, нет единого мнения о понятии, видах и форм государства. Ученые высказывают различные точки зрения.

Существуют различные точки зрения на понятие "форма государства". Его трактуют в узком смысле (только форма правления) [4] или в широком смысле (совокупность формы правления и формы государственного устройства) [5], политический режим в этой ситуации рассматривается как явление, характеризующее сущность государства[6], или область методов осуществления классового господства[7]. Интересна точка зрения, согласно которой следует различать внутреннюю и внешнюю форму государства; под первой понимается демократия, а под второй - конкретная организация политической власти. Так как демократия есть разновидность политического режима, то его необходимо понимать как внутреннюю форму государства, а совокупность форм правления и государственного устройства представляет собой внешнюю форму[8].

Традиционным для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства объединяет форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима[9]. Форма государства, независимо от того, какой своей стороной она проявляется (форма правления, форма государственного устройства или государственный режим всегда имеет самую непосредственную связь с государственной властью.

Под формой правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства в целом. Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти.

Категория "форма государства" - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов власти (форма правления) и в административно - территориальном делении государства (форма территориального устройства).

Из всего сказанного следует, что, имея общее представление о формах государствах их чертах и признаках, для глубокого изучения необходимо соотносить данные формы с конкретным типом государства. Форму государства как объективную реальность и как понятие следует рассматривать с различных сторон, характеризующих в целом ее свойства элементов: - форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования; - форму государственного устройства (государственного единства) – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой; - политический режим (государственный режим) – совокупность приемов методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе. Каждая из форм государства имеет свою политико-практическую значимость лишь в том случае, когда она берется не сама по себе, вообще, безотносительно ко времени и пространству, а соотносится с конкретным, вполне определенным типом государства.