Смекни!
smekni.com

Николай Константинович Рерих (стр. 4 из 4)

Художник как бы заставляет зрителя напряженно отгадывать, выискивать нечто в изображении через наз-вание картины и постепенно погружает его в мир новых, неведомых образов (<Майтрейя>, <Гэсэр>, <Шамбала>, <Чэнрэзи>, <Гуга Чохан> и так далее). Ре-рих пишет картины-шифры каких-то странных, загадочных понятий и симво-лов. В них или ответы художника на те задачи и цели, что он преследовал на Востоке, или вопросы, обращенные к будущему. В русский период творчества духовные ценности художника лежали в да-леком прошлом, среди <древних чудесных камней>.

Они воплощались в ска-зочные картины и исторические пейзажи. На Востоке его главной темой стали духовные понятия, неразрывно связанные между собой и выраженные в двух словах <Майтрейя> и <Шамбала>. Понятия прошлого стали для Рериха глубокими символами настоящего и будущего (по учению позднего буддизма, Майтрейя - будущий Будда, который должен воплотиться в Шамбале).

Художник все явления современной ему жизни (революции, войны, стихийные бедствия), преломлял сквозь образы древнего культа, который он открыл для себя и через символы которого вос-принимал новое время. На пороге удивительных жизненных событий в России 1916 года Рерих вдохновенно писал: Звездные руны проснулись.

Бери свое достоянье. Оружье с собою не нужно. Обувь покрепче надень. Подпояшься потуже. Путь будет наш каменист. Светлеет восток. Нам пора. Во многих пейзажах Рериха над горизонтом тянутся длинные гряды облаков, сквозь которые светится то бесконечное, <дальнее небо>, к которому неизменно стремилась творческая фантазия художника. Знаменитую фразу Ф. М. Достоевского <Красота спасет мир> Рерих произносил по-своему: <Сознание красоты спасет>.