Смекни!
smekni.com

Природа власти в Запорожье (стр. 3 из 4)

Одна из наиболее существенных черт советского времени сохраняется - находящиеся у власти правят в атмосфере секретности. Даже элементарная информация не публикуется. Бюллетень статистического бюро является единственным классифицирующим материалом о жизнедеятельности области. Ни одного статистического буклета о Запорожье публике не предлагается. Даже в коммунистические времена было больше открытости, иногда издавались статистические книги о Запорожье. В связи с такой секретностью, нежеланием дать информацию и нетерпимостью независимого анализа, за последние десять лет был опубликован только один анализ региональной экономики и общества Запорожья[4]. Информация является атрибутом власти и не является чем-то таким, чему можно позволить свободно распространяться. Недостаток информации и её недостоверность способствуют разобщению запорожцев на множество маленьких групп, семей, кланов, которые едва общаются между собой. Отсюда и отсутствие общественных обсуждений. Более того, порождённое информационным дефицитом и широко распространённое в обществе недоверие, усугубляет и без того сложные проблемы экономики.

По всей вероятности, внутри правящих кругов до сих пор существует девиз: "Кто не с нами, тот против нас". Правители в большинстве своём неосознанно избирают тот же путь правления, что переда-ётся из поколения в поколение. Это своего рода "тайная доктрина" - сакральные знания чиновничьей касты. К сожалению, этот традиционный путь управления, не способствует совершенствованию современной практики руководства государством и экономикой.

Удавка бюрократии

Бюрократия в муниципалитете и области действует в традициях русской и советской бюрократии, характеризующейся крайне недружелюбным поведением по отношению к посетителям и навязчивой склонностью создавать препятствия в экономическом развитии.[5] Исходя из личного опыта общения авторов с бюрократами вообще и с запорожскими в частности, можем заметить, что эти черты проявляются в поведении запорожских чиновников даже более ярко, чем в других городах Украины.

Бюрократии присуща контролемания, но в то же время она не очень заинтересована в результатах собственного администрирования. Много энергии тратится на всех уровнях для защиты бюрократической компетенции. Не меньше энергии тратится старшинами бюрократического аппарата для описания своих деяний на благо общества.(Не меньше энергии тратит правящая верхушка на создание комфортных домовладений, чтобы добиться уважения со стороны окружающих). Но подлинной компетентности в их действиях не наблюдается. Кажется, что бюрократия рассматривает себя как сомодостаточную цель. Высший эшелон имеет довольно низкий уровень компетентности. Бросается в глаза, что этот вид бюрократии имеет наибольшие трудности в принятии решений. Если решения и принимаются, то они принимаются только на высшем уровне и часто неофициально.

Низкий уровень этики общественных служб заключается в том, что заботе о собственном спокойствии отдаётся предпочтение в сравнении с интересами людей. Чувство ответственности перед обществом как бы отсутствует. Нет уважения законов. Следующей характеристикой запорожской бюрократии является слабое распространение информации между различными отделами. Бюрократические структуры иерархичны, информационный поток в основном течёт сверху вниз.

Государственные чиновники представляют собой краеугольный камень силовых структур Запорожья. Здесь частные интересы бюрократов и их контролемания парализуют все функции общества и экономики. Никто не может обойти бюрократа, а хорошие отношения с бюрократами, заводимые с помощью взятки и разного рода подкупа, сулят успех в общественной жизни. Согласно информации издания “Экономика Украины”, в среднем, 60% дохода старшего чиновника на Украине составляют взятки.

Воспетое в своё время Евгением Евтушенко "вечное среднее звено" бюрократии является наиболее некомпетентным её слоем и главным препятствием для всех видов реформ. А между тем, современная экономика нуждается в способной облегчить жизнь общества и умело действующей чиновной гвардии, а не в армии паразитирующих бюрократов.

Можно заметить новые элементы, которые введены во взаимоотношения между бюрократией и обществом. В связи с углублением финансового кризиса, затронувшим и местные службы, городские власти стараются взимать с населения как можно больше средств. Для начала большая часть стоимости потребляемой электроэнергии, жилищных служб и общественного транспорта стала взиматься с населения. С другой стороны, введены новые налоги. Так как большинство людей не может больше оплатить общественные службы и жильё, люди просто перестали платить за квартиры, за газ, электричество и тому подобное. А так как была получена только малая часть запланированных доходов, власти реагировали ещё большим подъёмом цен и налогов и уменьшением ставок учителям и врачам, а также системой повальных сокращений "бюджетников". Люди уже в долгах родному государству по уши. Узел удавки затягивается всё туже, но активного протеста населения по-прежнему не наблюдается. Бессмертна салтыковская формула: "Бить их завсегда можно свободно". Задолженности, однако, влекут за собой неизбежное обострение отношений между местной бюрократией и населением. Бюрократы развязали настоящую войну с неплательщиками, отрезая газ и горячую воду в тех домах, где их живёт много. Правда, там, где к вящей радости остальных жильцов, изволит проживать почтенное семейство местных руководящих бюрократов, такого жестокого обращения с обнищалыми жителями не наблюдается. Сейчас входят в моду приглашения по повестке в суд. Глядишь, и до выселения дело дойдёт. Но по-прежнему, "народ безмолвствует", властвует временщик-чиновник.

Заключение

Византийский принцип действия политической власти в Запорожье продолжает демонстрировать в большей степени некомпетентность, чем компетентность. Политические деятели обычно не имеют предоставления о причинах существующего кризиса и о путях выхода из него. Позиция руководства больших предприятий, города и области - ждать и смотреть. Правящая элита действует как класс хищников, не заинтересованный в социальном и экономическом развитии. Парламентская демократия - в основном только фасад, прикрывающий мало изменившуюся со времён царизма авторитарную систему управления.

Общественные интересы едва представлены на политическом уровне. Наметился глубокий раскол между правящим ядром и обнищавшими и отчаявшимися массами населения.

Приложение 3.1 Газеты, радио, телевидение .

Ни за что не догадаетесь, читая запорожскую прессу, что люди здесь давно голодают, больше половины населения - безработные, что элитарные школы вот-вот закроют, а воды Днепра смертоносны. Ни за что не узнаете, что общество переживает тотальный распад, а экономика становится просто неприличным словом. Никто не узнает из газет о коллапсе культуры, бедствиях стариков, разрухе в квартирах. Вы в панике от увиденного? - А репортеры нет. Они интервьюируют директора ''Запорожстали'' и уверяют, что дела идут на лад. В общем, ''Жить стало лучше, жить стало веселей''. "Все хорошо, прекрасная маркиза''...

Никогда не напишут правду. Нет, писали, было время. Примерно в 1991 -1992 годах потоки информации ринулись лавиной на головы обывателей. В том числе и из местных газет. Еще в 1993-ем активно писали о проблемах медобслуживания и образования. Тогда еще были деньги на эти ''мелочи”.

Начиная с 1995-го, статьи на экологические и производственные темы дышат спокойствием. А о школах и больницах, равно как и о проблемах инвалидов, безработице, стратегии выживания газетчики вообще стыдливо помалкивают.

На театры, кино и прочую роскошь у большинства людей денег нет. Приличные актеры уехали из города. Если кто и заедет из знаменитых артистов, так это по приглашению нуворишей, билеты будут стоить бешеные деньги. Да и что писать нищим журналистам о таких ''арт- налетах”? Вот они и пишут кое-как кое о чем. И называется это обзором событий культуры. Между городскими газетами на уровне главных редакторов и штатных сотрудников существует негласный договор не писать друг против друга критические материалы - ''не ссориться”. Принцип ''Ребята, давайте жить дружно'' - последний шанс на получение какой-либо зарплаты: кормушка-то одна - местная власть! Но и это не спасло, например, газету “Наш город” от закрытия. Погибла ни за понюшку...

Умеренность и аккуратность - два великих молчалинских таланта - позволяют кое-как сводить концы с концами несчастным газетчикам.

Пресная запорожская пресса читателям не по зубам в прямом, а еще более в переносном смысле: почти никто не подписывает газет, так как нет уверенности, что завтра будут деньги на хлеб. У многих денег нет уже сегодня. Поэтому газеты продают на улицах ''распространители'' (в основном, это ''бизнес'' безработных женщин и пенсионеров). А покупают те, кто, кроме хлеба, все еще усиленно жаждет хоть каких-то зрелищ. Если учесть, что книг больше не продают, библиотеки немногочисленны и до них еще надо добираться дорогостоящим городским транспортом, московская программа ТВ строго дозируется и показывается в неудобное для людей время, то оказывается, что газета - чуть ли не единственное спасение от повседневного информационного вакуума.