Смекни!
smekni.com

Геополитические отношения (стр. 1 из 3)

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Малес Л. В., Яковенко Ю.И.

Наиболее актуальным процессом, в который включено и украинское общество, сегодня становится глобализация. Она не только изменяет представление об экономических и социальных отношениях, но и заставляетпересмотреть геополитические стратегии государства. Последние уже не могут выстраиваться на идее завоевания ресурсоемких территорий, а должны искать пути такпозиционировать собственное общество, чтобы выгодно включиться в структурированное мировое пространство.

The most actual process, in which the Ukrainian society is included also, today becomes а globalization. It changes performance not only about the economic and social relations, but also causes to reconsider the geopolitical strategies of the state. Last can not be drawn up on idea of seizure а resourceful of territories any more, and should search for paths so positioning the society, that it is favourable to join in the structured global space.

Каждое время имеет свои центральные дискурсы. Судя с тематики научных школ, съездов, конференций - приоритетной для времени милениумастала проблема глобализации, а именно - поиск собственной перспективы, путей развития и места в новом мировом порядке.

Современная глобализация начинается с процесса индустриализации, распространившего цивилизацию в самые дальние уголки планеты и сделавшего невозможным замкнутость и самодостаточность производства материальной сферы общества. Это де-факто во многом упразднило и политическую автономию государств, включив их в единый мировой процесс производства, в частности вследствие деятельности ТНК (транснациональных корпораций).

Собственно в политической сфере глобализация проявилась в тенденции либерализации политического строя государств - как стихийного, так и режиссированного, чему, равно как и экономической глобализации посвящено достаточно много литературы. Сама либерализация много в чём способствовала прозрачности границ и открытости обществ. В государствах же, сохранивших или воссоздавших авторитарный режим, каждая внутренняя политическая проблема может стать объектом пристального международного внимания и даже вмешательства (будь это нарушение прав человека или попирание национальных интересов другого государства).

Интеграционные тенденции в Европе и других регионах мира существенно уменьшили преграды на пути передвижения товаров, людей, денег. А информационные потоки почти беспрепятственно распространяют символы, знаки, стили, что стало следствием ещё одного глобального процесса, называемого, как правило, компьютеризацией (хотя она и не исчерпывает всех происходящих изменений). С компьютеризацией связано и появление феномена информационного общества.

Кроме того, перечисленные центральные процессы, в чьих рамках мы мыслим глобализацию, фактически нивелировали значение геополитических различий, которыми оперировали классики геополитики и географической школы в социологии. Мало того, они создали равную для всех экологическую угрозу, тоже, как это не покажется кощунственным, имеющую своим позитивным следствием ощущение всемирного единства и взаимозависимости перед лицом глобальной катастрофы.

Таким образом, современная трактовка глобализации включает в себя несколько моментов: во-первых, глобализация имеет сложную природу и распадается на целый ряд процессов, которые протекают в различных сферах (к таким, как правило, относят индустриализацию, либерализацию, информатизацию, урбанизацию и др.); во-вторых - ее давность (процессы, которые ее образовывают начались еще в ХV - XVIIст., т.е. с эпохой географических открытий и зарождением капитализма); в-третьих - сегодняшнее внимание к глобализации обусловлено в первую очередь ее последствиями, связанными между собой, среди них важнейшими стали: унификация способа жизни, свобода перемещений людей, товаров и символов и уменьшения ролигосударства переходом многих его функций на региональный и надгосударственный уровни.[2]

Поэтому глобализация как общемировой сквозной процесс давно уже вышла за пределы экономики, сегодня она определяет характер всей социальной структуры, который вызывает к жизни новый тип политических стратегий, во многом отличных от традиционных представлений о политике. и опять на повестку дня выходят дискуссии о геополитических стратегиях, их возможности в современном мире.

В связи с этим сегодня геополитика вновьпривлекает к себе внимание многих политиков и ученых.[5; 7; 8; 12;] Одной из главных причин актуализации геополитики является необходимость постижения и упорядочивания всех тех макрополитическихизменений, которые произошли в последнее десятилетие. Двухполюсная модель мира, которая существовала больше полувека и опиралась на противостояние социалистической и капиталистической систем, представляла международную ситуацию хотя и напряженной, но прогнозированной. После распада Советского Союза, Чехословаччини, Югославии и образования на их территории многих национальных государств, количество субъектов международных отношений резко увеличилось, а вместе с тем нарушился баланс сил, который ценой больших усилий удерживали оба блока. В конечном счете, теперь поле политики заметно оживилось и приобрело новую динамику в сравнении с периодом "холодной войны". Каждый его участник получил возможность достичь нового статуса за счет проведения геополитических маневров, приводя его в соответствие к своему позиционированию в других полях социального пространства.

В одном из первых русских учебников геополитики, она определяется как "направление, которое изучает взаимозависимость внешней политики государств, международных отношений и системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и других взаимосвязей, обусловленной географическим положением страны/ региона и другими факторами".[15, с.22] Поскольку здесь понимание политики редуцирует ее социальное содержание: "политика - это активность, направлена на достижение и осуществление максимально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире обществом"[15, с.11], то и для геополитики социальные цели не формируются, хотя считается, что их реализация может иметь социальные последствия. Традиционно геополитика описывает физико-географическое расположение, являющийся только одним из возможных ресурсов, которые создают ценность пространства данного общества.

В своем развитии геополитические концепции имели как периоды одновременного появления многочисленных доктрин, массового увлечения геополитическими прогнозами, так и периоды всесторонней критики и почти полного забвения. Своими источниками они идут в школу географического детерминизма. Географический детерминизм как обоснование решающего значения пространства природной среды общества для его развития наибольшее влияние имел в ХVIII-ХIХ ст. в трудах Ш.Монтескъе, К.Риттера, Ф.Ратцеля. Они пытались объяснить социальное неравенство, выводя общественную ценность целых народов с географической широты их обитания.

Критика идей географического детерминизма г. Ароном, г. Моска и другими социологами доказала ограниченность использования геолого-климатическихв противовес культурным, социоэкономическим и социополитическим характеристикам территории при объяснении социальных процессов. И тем самым определила место природных аспектов пространства в общей его значимости. Действительно, территория как географическая среда наибольший вес имеет в первобытных обществах и обществах аграрного типа. На этапе образования первых государств, когда возникает необходимость построения сложных ирригационных систем, или же наоборот - отвоевывавший суши в моря, они побуждают к созданию централизованной системы управление; в процессе же формирования социального неравенства установлена роль захваченных в военных походах земель при образовании дворянства как правящего класса.

С геостратегической перспективы первобытные общества можно разделить на преимущественно воинственные и производственные, что похоже с делением: кочевые - оседлые. В первых наблюдается геополитическая активность, которая перерастает в агрессивность, а основной характеристикой их пространственного капитала становится мобильность как способность быстро добираться к источникам различных благ. Во вторых - владение насыщенной экономическими, культурными, социальными благами территорией определяет их геополитику, которая направлена в основном на ее сохранение. Современные общества сочетают в себе оба эти типа воплощенные в различных социальных группах, а поэтому характер их геостратегий зависит от того, какая из них на данный момент доминирует в поле политики.

Существующее территориальное распределение субъекты геополитики воспринимают как стартовые условия, которые исторически сформировались, но не отвечают их социальному статусу. Поэтому геополитика для них - это путь макростратегий на присвоение значимых (с уже созданными ценностями) территорий как способ увеличения собственной ценности: абсолютной, в случае присоединения иностранных капиталов, или относительной в случае их уничтожения, и противостоит пути увеличения объема капиталов, используя только собственные возможности. Часто захватнические намерения мотивируются неспособностью определенной страны полноценно использовать экономический и пространственный капитал ее территории.

В этих концепциях развивается территориальный тип поведения, который мы несем еще с животного прошлого [14; 18, с. 149] и модернистская ценность максимизации, которая даже стала титульной в геополитической концепции "Большого пространства" "новых правых" во Франции. Классическая геополитика опирается преимущественно не на социальные, а на биологизаторские мотивы, например, в концепциях Ратцеля, Челлена и теории "Серединной Европы" государство изображается как организм, который должен постоянно расширять свое пространство, поскольку этого требуют законы его роста и борьбы за выживание то же характерно и для представлений о появлении и развитии обществ в социологических теориях ХIХ ст.[6].