Смекни!
smekni.com

Атласов Владимир Васильевич - первооткрыватель Камчатки (стр. 3 из 3)

Но Атласов не добрался еще и до Анадырского острога, как на него посыпались доносы: казаки жаловались на его самовластие и жестокость.

И вот в июне 1707 года Атласов снова появился на полуострове. Слава сурового человека и появление свежих сил быстро успокоили взбунтовавшихся было туземцев. Но скоро Атласову пришлось столкнуться с самими казаками. Человек своего времени и своей среды, корыстолюбивый и крайне жестокий, Атласов скоро возбудил против себя такую ненависть, что казаки уже в декабре 1707 года отказались подчиняться, отрешили его от власти и выбрали нового начальника и, чтобы оправдаться, послали в Якутск новые челобитные с жалобами на обиды со стороны Атласова и преступления, якобы совершенные им. Бунтовщики посадили Атласова в тюрьму в восстановленном Верхнекамчатском остроге, а имущество его отобрали в казну. Атласов бежал из тюрьмы и явился в Нижнекамчатск. Он потребовал от местного приказчика сдачи ему начальства над острогом; тот отказался, но оставил Атласова на воле.

Между тем якутский воевода, сообщив в Москву о дорожных жалобах на Атласова, направил в 1709 году на Камчатку приказчиком Петра Чирикова с отрядом в 50 человек. В пути Чириков потерял в стычках с коряками 13 казаков и военные припасы. Прибыв на Камчатку, он послал на реку Большую 40 казаков для усмирения южных камчадалов. Но те большими силами напали на русских; восемь человек было убито, остальные почти все ранены. Целый месяц они сидели в осаде и с трудом спаслись бегством.

Сам Чириков с 50 казаками усмирил восточных камчадалов и снова наложил на них ясак. К осени 1710 года из Якутска прибыл на смену Чирикову Осип Миронович Липин с отрядом в 40 человек. Так на Камчатке оказалось сразу три приказчика: Атласов, формально еще не отрешенный от должности, Чириков и вновь назначенный Липин. Чириков сдал Липину Верхнекамчатск, а сам в октябре поплыл на лодках со своими людьми в Нижнекамчатск, где хотел перезимовать. Липин в декабре также по делам прибыл в Нижнекамчатск. В январе 1711 года оба возвращались в Верхнекамчатск. По дороге взбунтовавшиеся казаки убили Липина. Чирикову они дали время покаяться, а сами бросились в Нижнекамчатск, чтобы убить Атласова. "Не доехав за полверсты. Отправили они трех казаков к нему с письмом, предписав им убить его, когда станет он его читать... Но они застали его спящим и зарезали".

Так погиб камчатский Ермак. По одной из версий, казаки явились к Атласову ночью; он наклонился к свече, чтобы прочитать принесенную ими фальшивую грамоту, и получил удар ножом в спину. Сохранились две "Скаски" Владимира Атласова. Эти первые письменные сообщения о Камчатке являются выдающимися для своего времени по точности, ясности и многосторонности описания полуострова.

Он был, без сомнения, наиболее выдающимся представителем сибирских «землепроходцев» XVII в., для которых не существовали ни расстояния, ни опасности со стороны людей, ни природные препятствия и которые за это столетие успели проникнуть в самые отдалённые уголки Сибири. Одарённый огромной физической силой, железным здоровьем, на котором мало отражались и раны, и понесённые труды, Атласов отличался беспримерной энергией и необычайной силой воли. Всю свою жизнь он провёл в походах, путешествиях, столкновениях, опасностях, увлекаемый и своей природой авантюриста, и ненасытной жаждой стяжательства. В умственном отношении он должен был выделяться среди своих современников и сподвижников, будучи хорошо грамотным. Из его двух «скасок» об открытии Камчатки видно, что это был человек очень наблюдательный, способный подмечать и сравнивать: в них он дает довольно отчетливое понятие о географии, этнографии, животном и растительном мире Камчатки.

Заключение.

Несомненно, присоединение Дальнего Востока к Русскому государству имело очень большое историческое значение. Благодаря присоединению Россия смогла узнать о несметном количестве сибирских полезных ископаемых, которые в дальнейшем стали обеспечивать всю страну в целом.. Еще большую заинтересованность проявляло московское правительство к нахождению на Дальнем Востоке руд цветных металлов и особенно серебра.

Надо отдать должное всем русским землепроходцам, которые так или иначе участвовали в открытии Дальнего Востока, ведь благодаря им такая огромная территория примкнула к России. Около столетия западноевропейские географы черпали сведения о Северной Азии практически лишь из тех материалов, которые смогли получить в России, переносили на свои карты, взятые из русских чертежей, географические названия.

Семь - восемь десятилетий двадцатого века хозяйственное освоение Приамурья шло довольно медленно и виной тому не только суровые природные условия края, но, прежде всего сам общественный строй Советской России.