Смекни!
smekni.com

Отечественные алмазы (стр. 1 из 3)

Б.Ф. Данилов

История поиска и добычи алмазов в России сравнительно коротка. В 1763 году Михайло Васильевич Ломоносов писал: "По многим доказательствам заключаю, что и в северных зеленых недрах пространно и богато царствует натура. Сие рассуждая и представляя себе то время, когда слоны и южных земель травы на севере важивались, не можем сомневаться, что могли произойти и алмазы, яхонты и другие драгоценные камни и могут отыскаться, как недавно серебро и золото, коего предки наши не знали". По существу, М.В. Ломоносов предсказал открытие алмазов на севере Сибири.

В 1829 году в Петербург из Германии прибыл известный немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник Александр Гумбольдт. В сопровождении своих друзей - минералогов и натуралистов он хотел совершить путешествие "по загадочным просторам России". Его приняли с почестями, он удостоился свидания с царем. Со своими спутниками Гумбольдт отправился на Урал и дальше - в Сибирь. С дороги он писал тогдашнему министру финансов России графу Е.Ф. Канкрину: "Урал - как Бразилия, и я твердо уверен в том, что еще во время вашего министерского правления здесь будут открыты алмазы".

В том же году, как уже рассказывалось, подросток Попов нашел на уральском прииске первый алмаз. Вот как описывает это событие в своих записках владелец прииска граф Полье:"5 июля я приехал на россыпь с новым управляющим рудником господином Шмидтом, и в тот же день мне показали алмаз, найденный четырнадцатилетним мальчиком Павлом Поповым среди множества кристаллов железного колчедана и галек кварца". Новый управляющий Шмидт, поднаторевший в науках о драгоценных камнях, сразу сообразил, чем пахнет такая находка, и приказал усиленно искать в золотоносных россыпях прозрачные камешки. Вскоре было найдено еще два алмаза.

Узнав о приезде на Урал Гумбольдта, энергичный Шмидт разыскал его и попросил доставить в Петербург и вручить царице изящную малахитовую шкатулку, где на бархате, обложенный ватой, лежал первый алмаз, найденный в России.

Позднее отдельные алмазы находили на Урале в разных местах - у церкви в селении Промысла, у деревни Северной, в 12 верстах от деревни Крестовоздвиженской, где жили Поповы. Два алмаза нашли золотоискатели в своих промывочных лотках в Горноблагодатском округе. На Ключевском прииске купца Расторгуева было найдено три алмаза. Блеснули алмазы и в золотоносных песках приисков Цапы и Мостовского на речке Положихе, и в других местах Уральского края.

До Великой Октябрьской социалистической революции на Урале было найдено всего 250 алмазов. Но зато каких! Это были редкие по красоте и чистоте ювелирные камни весом от 1 карата до 25 карат. Но коренного месторождения здесь так и не нашли.

В 1900 году геолог И.С. Мамонов нашел на реке Пит в Енисейском горном кряже два маленьких алмазика. Мамонов записал в свой дневник: "Не сомневаюсь, что и в других местах Сибири отыщутся алмазы". В 1920 году вилюйский краевед М.М. Староватов сообщил о находке нескольких небольших алмазов на северо-западе Якутии.

Возможность нахождения алмазов в Сибири была предсказана советским минералогом Н.М. Федоровским. В 1931 году в Южной Африке проходил международный геологический конгресс, делегатом которого от Советского Союза был Н.М. Федоровский. Вернувшись с конгресса, он написал книгу "В стране алмазов и золота", где, в частности, говорилось, что, хотя в СССР пока не встречались типы южноафриканских месторождений, возможно, что алмазы будут найдены в многочисленных вулканических областях Сибири.

С 1932 года планомерный характер приняла разведка алмазов на Урале. Была составлена карта, на которой отмечались районы нахождения каждого алмаза. Места, где были найдены отдельные алмазы, отстояли одно от другого на сотни километров. Первую серьезную разведку начали в бассейне реки Чусовой и ее притоков. Геологические партии под руководством известного алмазного следопыта А.И. Бурова провели большие работы. В 1938 году в Пермской области были открыты алмазоносные россыпи. Правда, они были бедные, алмазы попадались мелкие, но все же они давали кое-что нашей промышленности, хотя затраты на их добычу не окупались.

Значительный вклад в открытие месторождений сибирских алмазов внес советский ученый академик В.С. Соболев. Глубоко изучив строение древней сибирской платформы, он заявил: "В Сибири алмазы должны найтись обязательно". В.С. Соболев точно подметил сходство геологического строения богатой алмазами южноафриканской платформы и восточной части Сибири. Если в климатическом отношении эти районы земли резко различны, то в геологическом они очень похожи: те же мощные извержения базальтов, такие же находки спутников алмазов - пиропов. Все это обнадеживало геологов.

Но природа надежно спрятала от человека алмазы Северной Сибири в непролазной таежной глухомани, за тысячи километров от жилья. Она накрепко запечатала алмазы вечной мерзлотой, оградила их метелями, шестидесятиградусными морозами. По сравнению с южноафриканскими месторождениями, где алмазы находили прямо на поверхности земли, разведка якутских алмазов представлялась почти невозможным делом.

Но, как говорил Сергей Миронович Киров, "надо дерзать, коммунист может все!". И советские люди, коммунисты распечатали якутские кладовые, поставив их несметные богатства на службу строительству коммунизма. После Великой Отечественной войны, несмотря на разрушенное гитлеровцами народное хозяйство, страна посылает геологов на разведку алмазных месторождений в тайгу, на реку Нижняя Тунгуска.

Первый якутский алмаз был найден в 1948 году геологом С.Н. Соколовым на одном из притоков Нижней Тунгуски. В 1949 году геологическая партия Г.X. Файнштейна нашла алмаз на реке Вилюй. Поисковая партия Файнштейна с большим трудом и огромным риском преодолела на плотах на Вилюе непроходимый порог Улахан-Хан, что по-якутски означает "большая беда". Геологи вели промывку породы все лето, но безрезультатно. Несмотря на неудачи, продолжали работать, загружая машину породой, изучая намытые шлихи и осадочные материалы.

В августе началась нестерпимая жара, комары и мошка съедали людей живьем, от них нигде не было спасенья. Григорий Файнштейн в эти дни не раз слышал от павших духом рабочих: "Зря, начальник, потеете и себя на съедение комарам представляете. Все одно, как ни крути. Кроме вас самих, никто уж не верит в алмазы". Во время одного из таких разговоров из избушки выскочил рентгенолог Борис Богословский и во весь голос закричал: "Алмааз!" Весь лагерь побежал к избушке быстрее, чем на пожар.

"В гальке он был, в самом нутре, - захлебываясь, рассказывал рентгенолог. - Я уже хотел выбросить гальку, да на всякий случай навел на нее луч. А галька-то как засветится, будто звездочка на небе! Выключил аппарат, смотрю и ничего не понимаю: галька и галька, никакого алмаза. Снова стал медленно наводить луч с краю. Сначала ничего, а как до середины дошел - сразу голубое сияние. Стало понятно - торчит край алмаза, а он сам внутри, в каверне!"

Алмаз был маленький - диаметром 4 миллиметра. Но это был настоящий алмаз. Рентген не обманывает: его луч заставляет алмаз ярко светиться, какой бы величины тот не был. В избушку рентгенолога набилось столько людей, что негде было яблоку упасть. Все хотели видеть долгожданную находку. Прибежала повариха, на ходу вытирая лицо фартуком. "Покажите! Покажите!" - кричала она. Файнштейн поднял руку над головой, чтобы все могли увидеть алмаз. Но тут произошло непредвиденное. Кто-то нечаянно толкнул плечом начальника. И алмаз упал! Вздох отчаяния вырвался у многих.

Файнштейн первый пришел в себя: "Не двигаться! Всем оставаться на месте. Искать!" В тесной избушке долго и тщетно искали исчезнувший алмаз. Он словно провалился сквозь землю. Обследовали каждую половицу, каждую щель, Кристалл улетучился, как будто его вовсе не было. "Давайте сожжем избу, - предложил техник, - соберем землю и пепел, просеем через машину и найдем". Геологи возразили: "Бесполезное дело. Вместе с избой может сгореть и алмаз". Надо было что-то предпринимать. Все алмаз видели, улететь он не мог. Значит, где-то прячется - закатился куда-нибудь или в складках одежды затаился. Решили выходить из избушки по одному, тщательно осматривая одежду и обувь. Люди отряхивались, разувались. "Есть! Тут он! - раздался взволнованный голос одного рабочего. - На резиновом сапоге. Смотрите - прилип к грязи". "Замри! Не шевелись!" - зашикали со всех сторон. Алмаз положили в поллитровую банку из-под компота. Теперь не потеряется!

Чуть позже несколько алмазов было найдено на реках Ангаре, Подкаменной Тунгуске, Ыгыате, Марее. Но все это были отдельные находки. Коренного месторождения не обнаруживалось. Поиски его продолжались.

1953 год. На севере Якутии, на реке Далдын, среди геологов, занятых поисками алмазов, работали две энергичные и смелые женщины - Наталья Николаевна Сарсадских и Лариса Анатольевна Попугаева. Ни отдельных алмазов, ни тем более кимберлитовой трубки они в этот сезон, как и в предыдущие, не нашли. Единственной их добычей были гранаты - маленькие густо-алые камешки, найденные или в прибрежном песке, или в породе. Небольшую коробочку с этими кристаллами они привезли в Ленинград и отдали на исследование мужу Натальи Николаевны профессору А.А. Кухаренко.

Сначала он не придал значения красным камешкам и положил коробочку с ними в письменный стол. Но она ему мешала, и он решил переложить ее в дальний угол шкафа. Прежде чем это сделать, он машинально открыл коробочку и еще раз взглянул на яркие камешки. И вдруг его осенило: только что он был в музее, где хранятся геологические фонды. Там он изучал редкие образцы - куски кимберлита, привезенные из Южной Африки. Взяты они были из шахты, где добывали алмазы. В кимберлитовой синей глине прочно сидело много мелких ярко-красных камешков. Это были знаменитые пиропы - неизменные спутники алмазов в южноафриканских трубках. Профессор сообразил, что кристаллы в африканском кимберлите как две капли воды похожи на гранаты, привезенные с реки Далдын. Под лупой были видны оплывшие края кристаллов, обожженные необычайно высокой температурой вулканической магмы.