Смекни!
smekni.com

Экономика Японии (стр. 3 из 3)

Еще в 1998 г. началась волна слияний и поглощений с активным участием иностранных инвесторов, которые нередко выступают инициаторами сделок. Число слияний растет темпами в 35-40% в год. Иностранные совладельцы отказываются от традиционных приемов управления, в том числе от патерналистских отношений с поставщиками и сбытовой сетью.

2000 год был годом несостоявшегося подъема. Начинался он хорошо - казалось, экономика вышла из длительного застоя. В I квартале 2000 г. все основные экономические показатели были неожиданно высокими: прирост ВВП к предыдущему кварталу составил 2.4% (на годовом уровне - 10%), промышленного производства - 4.5%. Казалось, что начинается долгожданный подъем, поддерживаемый спросом на внутреннем рынке. И действительно, инвестиции в частном секторе увеличились на 4.2%, частное жилищное строительство на 8.7%, а потребительский спрос на 2.1%. Уровень промышленного производства был на 4.5% выше, чем год назад. Конъюнктуру поддерживал высокий темп прироста экспорта (12.8% на годовом уровне).

В начале года министр финансов Киити Миядзава и генеральный директор Управления экономического планирования Тайити Сакайя предсказывали, что страна к концу года "выйдет на путь полномасштабного восстановления роста". Больше того, УЭП объявило, что частные компании закончили ликвидацию избыточного основного капитала. Признаки слабости конъюнктуры появились в последнем квартале 2000 г., когда объем потребительских расходов населения (самый крупный компонент совокупного спроса - 55% ВВП) сократился на 0.6% впервые за четыре квартала, а прирост экспорта практически прекратился из-за замедления темпов роста в США и ряде стран Азии.

Тенденция переломилась: прирост потребительского спроса затормозился (за год он составил всего 0.5%), абсолютно сократилось жилищное строительство (годовой прирост - только 1.2%). Государственные инвестиции в инфраструктуру экономики уменьшились на 5.3%. В последнем квартале темп роста промышленного производства начал снижаться. Уровень безработицы достиг 4.8% от численности трудоспособного населения. Товарный импорт увеличился значительно быстрее, чем экспорт (соответственно на 16.1% и 8.6%). Курс иены к доллару в конце года пошел вниз. Во II квартале прирост ВВП снизился почти до нуля, в третьем был со знаком минус. В результате годовой прирост ВВП составил всего 1.7%.

По результатам 1999 года и I квартала 2000 г. правительство надеялось поддержать конъюнктуру таким традиционным способом, как бюджетные инвестиции в инфраструктуру, дожидаясь, когда же инвестиционный подъем, наконец, приведет к созданию новых рабочих мест, росту доходов и потребительского спроса. Оно рассчитывало на политику низких (практически нулевых) процентных ставок, проводившуюся Банком Японии с февраля 1999г., надеялось на рост курсов акций и оборотов фондовых бирж как на способ финансирования крупных корпораций (ведь за предыдущий год индекс Никкей поднялся на 28%, а оборот Токийской биржи выросна 24%). Разумеется, оно ожидало благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, несмотря на то, что в мире уже давно ждали конца биржевого бума и начала рецессии в Соединенных Штатах.

Однако не всем этим ожиданиям было суждено оправдаться. Мартовский опрос компаний, проводимый Банком Японии ("танкан"), показал, что большинство компаний впервые за 4 года рассчитывало на устойчивый рост продаж и прибылей. Но декабрьский опрос продемонстрировал, что ожидания хорошей конъюнктуры, появившиеся весной, прошли. В сентябре-декабре только 10% крупных компаний считали условия благоприятными.

Единственной силой, поддерживавшей экономическую динамику, оставались частные инвестиции в основной капитал, годовой прирост составил 4.5%. Но они были сосредоточены в довольно узком круге отраслей, непосредственно связанных с новейшими информационными технологиями. Частные корпорации сделали ставку на них как на ключ к успеху в 2000 г. Все прогнозы начала года строились на расчете, что этот рынок "вывезет".