Смекни!
smekni.com

Остров Пасхи (стр. 4 из 5)

Когда Туу-ко-иху пришел в деревню, он увидел людей, бравших камни из печи. Они выбрасывали головешки. Туу-ко-иху взял две головешки, принёс их в дом и вырезал из них две статуэтки, изображавшие увиденных им духов с ребрами.

Конечно, эта сказка не может объяснить назначение загадочных статуэток с ребрами... Не меньше вопросов вызывают и другие деревянные скульптуры Рапа-Нуи. Например, изображения птицы-человека, похожие на те, что можно увидеть на скалах в Оронго. Не-большая, напоминающая птичью, голова с лицом человека, органически слитый с этим лицом хищный птичий клюв, толстая и длинная шея с большим зобом, узкая килевидная грудь, опущенные крылья, похожие на руки... Таков облик таигата-ману, птицы-человека. Другая загадка моаи паапаа («тощая скульптура») - женская фигура, но... с узкой маленькой бородкой, точь-в-точь такой же, как бородка ста-туи человека с ребрами. Такая же бородка имеется и у моаи таига-та-статуи человека, деревянной фигурки с выкрашенными зубами.

Еще более необычна статуэтка моаи аринга, изображающая существо с двумя головами. Встречаются на острове и скульптурные изображения моко-тангата-человека-ящерицы, одного из персонажей местного фольклора.

Человек с ребрами, человек-птица, женщина-мужчина, двухголовая фигура, человек-ящерица - все эти деревянные скульптуры невелики: полметра, шестьдесят, сантиметров в высоту, не более. С какой целью создавались они? Местные жители не могут дать ответ на этот вопрос, хотя и научились изготовлять для продажи копии с древних образцов. Немногим больше знают и ученые. Одни исследователи считают, что это - изображения духов мертвых, другие фигуры сверхъестественных существ, богов или демонов; третьи предполагают, что статуэтки из дерева вырезались, когда умирал один из членов семьи, имя которого и давалось изображению; четвертые думают, что их держали в домах или нишах, либо подвешивали на конце шеста закутанными в ткань; пятые находят сходство между деревянными фигурками острова Пасхи и куклами-марионетками Индонезии...

2.1 Каменные колоссы

Первых капитанов, посетивших остров, не тронуло суровое величие каменных гигантов. Форстер, спутник Кука, называет их «грубыми произведениями». И хотя, познакомившись с этими скульптурными колоссами, Ла-Перуз составил «весьма лестное мнение о таланте, который этот народ проявлял в далекой Древности к строительству (многообещающее слово «строительное искусство» было бы здесь неуместно)», великий мореплаватель все-таки считал, что «эти колоссальные фигуры показывают, что островитяне недалеко зашли в области изобразительных искусств». Такое нелестное мнение водителей фрегатов о памятниках искусства острова Пасхи объясняется просто: спутники Кука, и Ла-Перуз были в плену эстетических идеалов своего времени. А век, в котором они жили, век рококо, считал прекрасным только изысканное, элегантное, миниатюрное. Естественно, что колоссы острова Пасхи казались им грубыми и варварскими, чуждыми классическим пропорциям и «духу красоты». И только позже европейцы смогли оценить все художественные достоинства статуй острова Пасхи. Теперь история искусства ставит их в один ряд с египетскими пирамидами, гигантскими каменными изваяниями, созданными древнейшими жителями Мексики - ольмеками и другими бессмертными творениями безымянных гениев.

«Стоя на склоне горы, они смотрят с непостижимым спокойствием на море и землю, и тут сразу чувствуешь, как их контуры начинают вас увлекать, несмотря на всю свою упрощенность. И чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение, неизменное ощущение спокойного благородства, очарования и тайны, - пишет о статуях острова Пасхи английская исследовательница Раутледж, более года проведшая на земле Рапа-Нуи. Вся картина действует особенно интенсивно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами, посте-пенно вырисовываются на великолепном, переливчатом фоне западного горизонта».

В прежние времена каменные колоссы стояли на погребальных террасах аху. Некоторые из них были под стать гигантским статуям: Каменоломни вулкана Рано-Рараку и находящиеся рядом статуи каменные платформы достигали шестидесяти метров в длину и трех - в высоту. Статуи были повернуты лицом к острову и спиною к океану, на берегу которого воздвигались аху. Обычно на погребальной площадке стояло несколько гигантов (до пятнадцати статуй вместе).

«При некоторой фантазии нетрудно представить себе первоначальную картину этого аху, - пишет автор популярной книги «Остров Пасхи» Ф. Шульце-Мезье. - Кругом царит тишина... Все, что было близко к аху, подпадало под строгое табу... даже рыбная ловля была запрещена... Четыре родственника покойного держали караул, и всякий, кто осквернил бы это место, рисковал тем, что ему проломят череп... Высоко над караулом тянется ряд каменных гигантов, темные силуэты которых резко выделяются на фоне светлого неба. Позади статуи - невидимый для печалящихся о мертвеце океан с его вечно гудящими волнами».

Около века прошло с тех пор, как последняя статуя была сброшена с аху. Но стоящие статуи можно увидеть в другом месте острова - в каменоломнях кратера вулкана Рано-Рараку, откуда каменные гиганты начинали свой путь к океану. Здесь есть скульптуры, уже готовые к отправке и наполовину готовые, готовые почти совсем... и такие, к работе над которыми только что приступили. «Нигде мы не находимся под таким обаянием чуда, как здесь, с того момента, как глаза наши научаются видеть- Большинство статуй еще не вполне высечено из скалы и нередко покрыто лишайником или поросло травой или папоротником, - пишет Кэтрин Раутледж. Сначала зрителя поражает какая-нибудь выдающаяся вперед фигура. Но, приглядевшись, он с изумлением видит, что стены по обе стороны сплошь покрыты идолами, а что над ним в нише стоит какая-нибудь другая гигантская фигура; она смотрит вниз, и оказывается, что нога ее покоится на огромном лице». Одна из статуй, уже отделенная от скалы, имеет более двадцати метров. Голова ее - одиннадцать, нос -четыре метра. Гигант, известный под именем Пиропиро, глубоко ушел в почву. Сейчас он возвышается над землей на шесть с половиной метров. Более шестисот каменных колоссов насчитывается на маленьком острове Рапа-Нуи.

Непроизвольно замечается, что все гиганты однотипны. Лишь небольшие вариации допускал строгий канон. Это почти бюсты; представлены лишь голова и торс, при- чем лицо занимает почти две пятых длины всей статуи. Низкий покатый лоб, резко подчеркнутые надбровья, узкая и длинная голова, длинные и стилизованные уши, изображенный натуралистически нос с четко обозначенными ноздрями, узкий, с сомкнутыми губами рот, придающий каменным лицам надменное выражение... Короткая шея, покатые плечи, свисающий живот, руки, спущенные вдоль туловища и согнутые в кистях; пальцы, необыкновенно длинные, касающиеся друг друга внизу живота, - таков характерный облик каменных гигантов острова Пасхи.

3. Загадочные письмена кохау ронго-ронго

Поразительное сходство обнаружил в 1932 году венгерский лингвист Хевеши. Сходство несомненное, в чем можно убедиться собственными глазами. Значки с загадочных дощечек кохау ронго-ронго, “говорящего дерева” с острова Пасхи, письмена насчитывают около четырехсот различных знаков. Надписи на древнеиндийских печатях содержат примерно столько же иероглифов. Из них, как указал Хевеши, совпадают почти сто. Позднее Хевеши довел число сходных знаков до 174. Если это так, то, разумеется, ни о каком случайном совпадении не может быть и речи... Но так ли это действительно?

Известный исследователь культуры острова Пасхи, французский ученый Альфред Метро выступил с резкой критикой теории Хевеши. По его мнению, венгерский лингвист применил неправильный метод, выбирая для сравнения выхваченные наудачу знаки двух различных систем письма. И тексты кохау ронго-ронго, и надписи на печатях сделаны не современными точными машинами, а от руки. В силу этого возможны различные варианты почерка. Хевеши же, доказывая сходство, выбирал редкие и случайные, а не типичные варианты. Более того, по мнению Метро, поразительное сходство знаков острова Пасхи и долины реки Инд возникло в результате некоторой подгонки (изменения пропорций, пренебрежения мелкими деталями, известного искажения и т. п.). Конечно, речь идет о мелких деталях, но, быть может, пренебрежение именно этими деталями ослабляет значение приводимых аналогий и делает сходство более близким, чем оно есть на самом деле. Иными словами, по мнению Метро, венгерский ученый пошел на фальсификацию.

Разгорелся бурный спор, участие в котором приняли археологи, лингвисты, этнографы, палеографы - знатоки древнего письма. Англичанин Хантер, опубликовавший таблицы индийских письмен, подтвердил, что Хевеши не фальсифицировал надписи на печатях из Хараппы и Мохенджо-Даро. Его поддержали и другие ученые - археолог Гейне-Гельдерн, аргентинский ученый Имбеллони. Научная добропорядочность Хевеши была доказана, но не его теория.

Каким образом может существовать родство между жителями крохотного острова и обитателями долины Инда Мохенджо-Даро? Ведь их разделяет почти половина земного шара, много тысяч километров. Более того, существует огромный разрыв не только в пространстве, но и во времени. Рапануйцы писали на дощечках во второй половине девятнадцатого века (материалом для одной из немногих сохранившихся дощечек послужило европейское весло). Надписи на печатях долины Инда были сделаны за пять тысяч лет до этого. Не могли же неведомые создатели Мохенджо-Даро и Хараппы проделать скачок не только на 20000 километров в пространстве, но и 5000 лет во времени! Каким образом в борьбе со стихиями и враждебными племенами смогли бы пронести жители острова Пасхи знаки письменности с берегов Инда сквозь океан времени и пространства, не изменив их внешней формы?