Смекни!
smekni.com

Право общей долевой собственности (стр. 14 из 17)

При прекращении предпринимательской деятельности фермерского хозяйства имущество после расчета с кредиторами подлежит разделу между его членами. Модель закрепления имущества за крестьянским (фермерским) хозяйством имеет ряд пробелов. В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 11 июня 2003 года в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельные участки, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и иные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства. Закон не устанавливает минимальный гарантирующий интересы кредиторов размер «капитала» и его состав в крестьянском фермерском хозяйстве. Не ясен сам порядокобразования имущества и его режим, не ясен момент закрепления имущества за КФХ, Не ясен вопрос разграничения прав на имущество между КФХ и его членами.

Научная литература указывает, что к имуществу, которое принадлежит членам хозяйства на праве общей собственности, отнесены не только те виды имущества, которые имеют значение средств и предметов производства, но также и жилой дом, хозяйственные постройки, то есть имущество потребительского характера[120].

Сама по себе модель ответственности по своим обязательствам чужим имуществом, как отмечают С. Зинченко и В, Галов[121], известна российскому гражданскому праву (ст.ст. 113,120 ГК РФ), Законодатель определил свою позицию только в отношении обязательств, возникающих из сделки (договора). Но неизвестно, каковы пределы ответственности по внедоговорным обязательствам. Не определено, кто будет отвечать, если член фермерского хозяйства причинит вред - хозяйство или сам гражданин как причинитель вреда своим личным имуществом. Не ясно, применима ли здесь по аналогии норма п. 2 ст. 1068 ГК РФ.

Не понятно, как быть, если вред причинен работником крестьянского хозяйства (не являющимся членом), Прямого указания в Законе о возложении на членов крестьянского хозяйства (как того требует ст. 1064 ГКРФ) обязанности но возмещению вреда за причинителя вреда нет. Возможно, следует использовать аналогию Закона (н.1 ст. 1068 ГК РФ), хотя достаточно спорно возложение деликтной ответственности по аналогии[122].

Представляется, что КФХ, не имея статуса юридического лица, является полноценным участником экономического оборота.

Конструкция крестьянского хозяйства, но российскому закону имеет некоторые черты товарищества[123], однако законодатель колеблется между двумя возможными вариантами: признать имущество крестьянского (фермерского) хозяйства только собственностью членов хозяйства или сконструировать наличие имущественного титула для самого хозяйства, что характерно для юридического лица (ст.50 ГК РФ).

Если совершение сделок в отношении имущества, находящегося в совместной собственности, представляется допустимым в силу ст.253 ГК РФ, то, как совершать сделки в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности членов фермерского хозяйства, ведь требуется согласие всех участников общей долевой собственности (ст. 246 ГК РФ).

Никаких специальных указаний на этот счет Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержит[124].

Полагаем, что для решения рассмотренных выше проблем необходимо, синхронизировать правовую модель КФХ, устранив двойственные трактовки природы его собственности и вытекающих из нее правомочий. В рамках данного подхода следует признать КФХ особым хозяйствующим субъектом, не являющимся юридическим лицом, но обладающим ограниченной правоспособностью, позволяющей ему самостоятельно участвовать в деловом обороте под своим наименованием, обретая тем самым права, обязанности и возможность от своего имени выступать истцом или ответчиком в суде. Кроме того, члены КФХ в императивном порядке на основе договора должны определить собственность КФХ и свою долю в ней, избрать главу КФХ и наделить его исчерпывающим перечнем полномочий. Гражданско-правовую ответственность перед третьими лицами КФХ будет нести в пределах балансовой стоимости своего имущества, а в случае недостаточности средств дополнительная ответственность будет возложена на его членов.

Заключение

Необходимо отметить, что в современных экономических и социально-политических условиях институт права общей долевой собственности нуждается в трансформационном совершенствовании, определяемом совокупностью новых методологических установок. Особое внимание среди них заслуживает доктринальное положение о том, что в реальном механизме функционирования правоотношений общей собственности возникает два объекта: вещь (вещи) и доля (доли). Причем вещь (вещи) является объектом относительного элемента права общей собственности, а доля выступает объектом абсолютного элемента права общей собственности. Вместе с тем при любом распоряжении имуществом речь должна идти о реализации непосредственно не вещного правомочия сособственников, а договорного соглашения, основанного на абсолютном имущественном нраве сособственников на идеальную долю.

Кроме того, законодателю следует учитывать, что «совмещение» абсолютного права участника общей собственности на идеальную долю и адекватную ей вещь в ходе функционирования этой собственности происходит во вторичных отношениях, а именно: при непосредственном владении и пользовании вещью конкретным сособственником. Определителем меры такого воздействия на вещь (вещи) выступает абсолютное имущественное право на долю, а само право владения и пользования вещью является исключительно одной из разновидностей производных вещных прав. Принципиальное же различие между реальной и идеальной долями в отношениях общей собственности кроется в двойственной природе вещи как товара. Поэтому объект общей собственности — вещь, как правило, предстает в качестве потребительной стоимости, а идеальная доля базируется на абстрактной стоимости и в своем фундаменте реализует ее. Картина меняется в тех случаях, когда интеграция объектов собственности приводит к возникновению нового субъекта права. Последний сособственник обладает правом собственности на потребительную стоимость и саму стоимость.

1.Вышесказанное позволяет сделать вывод, что доля вещи должна быть наряду с самой вещью признана объектом гражданских прав. В ст. 128 ГК РФ необходимо внести соответствующие изменения. Так как фундаментом общей собственности является материальная вещь, без которой общая собственность не возникает, полагаем невозможным применение модели общей собственности к абсолютным имущественным отношениям не вещного характера (ценные бумаги, доли в уставных капиталах коммерческих организаций).

2. Собственники объектов недвижимого имущества, пользуясь тем, что круг оснований, по которым вещь может поступить в общую собственность двух или более лиц, законом практически не ограничен (п. 4 ст. 244 ГК), нередко пользуются своим правом недобросовестно. По своему усмотрению они разбивают единое право собственности на «карликовые» доли типа 1/100, 1/32 и т.п. и отчуждают их другим лицам, создавая бесчисленное множество сособственников. При этом целью такого дробления может быть не столько обладание карликовой долей в праве собственности на недвижимость, сколько обход с помощью такого обладания предписаний публичного права (миграционного, налогового и др.).

С учетом изложенного предлагается ввести в ст. 244 ГК норму, которая бы ограничивала возможность собственника выделять с целью последующего отчуждения долю в праве собственности, которая по своим размерам не соответствует установленной Законом норме (жилой площади, земельного участка и т.п.) либо иным образом не соответствует принципу жизнеспособности выделяемой доли.

Ст. 244 ГК следует дополнить абзацем следующего содержания: «Не допускается выдел доли любого имущества, которая не соответствует нормам установленным федеральным законам для соответствующего вида имущества».

3.С момента заключения договора участники долевого строительства приобретают абсолютное не вещное имущественное право участия, содержанием которого является право на получение в собственность определенной жилой площади. С передачей ему этой площади право участия трансформируется в право собственности на это жилое помещение и право на идеальную долю общих объектов и мест пользования (лифт, крыша, коридоры и др.).

Для усиления гарантий права участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов необходимо внести в ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года «Об участии в долевом строительствемногоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» изменения, указав, что «только участники долевого строительства приобретают право залога на жилые помещения в многоквартирном доме до передачи их в собственность участникам. Залоговые отношения возникают в силу закона».

4. В целях устранения образования параллельных управляющих организаций в многоквартирных жилых домах, которые создают сложности и противоречия, следует в ЖК РФ закрепить правовой статус товарищества собственников жилья (ТСЖ), членство в котором носило бы обязательный характер.

Обязательное участие в ТСЖ предопределяется нахождением в собственности жилого помещения.

5. Необходимо распространить действие норм СК РФ, касающихся режима собственности супругов на лиц, не состоящих в зарегистрированном браке, по принципу факта совместного проживания, ведения общего хозяйства, совместного воспитания детей.

6. На этапе становления крестьянских хозяйств основными источниками формирования их имущества являются денежные и материальные средства членов хозяйства, банковские кредиты, дотации из бюджета, а также благотворительные взносы организаций и отдельных граждан. Со временем общая собственность крестьянского хозяйства будет умножаться за счет доходов, полученных от реализации собственной продукции, работ, услуг, доходов от ценных бумаг и иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Будут меняться и размеры долей членов хозяйства, а придать им определённые рамки в условиях рынка практически невозможно. Ст. 6 Закона о КФХ следует дополнить ч. 3 -1 следующего содержания: «Соглашение об определении долей могут пересматриваться ежегодно».