Смекни!
smekni.com

Марокко (стр. 5 из 11)

Зато все, что вы привыкли видеть в садах, огородах и на полях средней полосы России, здесь поначалу кажется несколько необычным. Например, соседство яблонь и груш с плантациями апельсинов. Или ящики с помидорами, выставленные на шоссе вдоль живых изгородей из кактуса в ожидании грузовика, который подберет их и отвезет на сортировочный пункт. На рынке круглый год не переводятся картошка и свекла, морковь и капуста, обыкновенная белокочанная, а не только цветная или синяя брюссельская, редиска и редька, репчатый лук и лук-порей, горох и фасоль, зеленый салат, сельдерей, петрушка. При желании можно насолить огурцов. Вот только укроп тут не сеют. Нет и свежего хрена. А зеленые щи приходится варить из шпината вместо щавеля. А так в общем есть все, без чего русскому человеку было бы не очень весело жить, даже имея приятную возможность лакомиться спаржей и артишоками, есть хоть каждый день баклажаны и сладкий перец, салат из молодых ростков сои или стеблей цикория. Правда, недостает еще русского черного хлеба, хотя рожь марокканцы и выращивают: ржаной хлеб в рабатских булочных совсем не тот. Впрочем, так, как у нас, его делать, пожалуй, нигде не умеют. Однако на марокканских пекарей грех жаловаться: булки у них получаются отличные. Хорош и домашний серый хлеб. Многие предпочитают именно его. Даже в городе нередко можно наблюдать такую картину: девочка с подносом на голове движется в ближайшую пекарню. На подносе под чистым полотенцем небольшие караваи или лепешки теста. Видно, мать замесила, а испечь дома негде: городское жилье для такого дела не приспособлено.

Хлеб для марокканца - важнейший продукт питания с очень давних времен. Пшеницу берберы сеяли задолго до появления в их краях римских легионов, и изображения ее колосьев можно видеть на древних монетах, найденных в Марокко. Причем в основном пшеницу твердую, которую академик В. Р. Вильяме называл "жемчужиной среди зерновых культур". Без нее невозможно существование кондитерского производства, макаронной промышленности. Из нее получается манная крупа. Настоящий марокканский кускус тоже готовят из твердой пшеницы: использование в этих целях ячменной крупы или других заменителей объясняется лишь нехваткой этого ценного продукта.

В свое время твердая пшеница была одной из важных статей марокканского экспорта. Например, в XVIII веке. Средиземноморские сорта твердых пшениц попали и в Россию. В результате тщательной селекции они "обрусели" и принесли мировую славу российскому земледелию. Не исключено, что среди предков некоторых русских твердых пшениц были и марокканские сорта. Академик Н. И. Вавилов, путешествуя по Северной Африке в 1926 году, не преминул заглянуть в Марокко, где в районе Рабата и Феса он обнаружил "царство средиземноморских твердых пшениц", лучшие представители которого пополнили его замечательную коллекцию хлебных злаков.

По-видимому, постепенно в прошлое уходит и замеченная им берберская традиция украшать свое жилище венками из пшеничных колосьев. В Марокко она еще жива в наши дни.

Кроме пшеницы марокканским земледельцам издавна знакомы ячмень и просо, служившие наряду с ней основой питания уже в XI веке. После установления испанцами активных связей с Америкой из Андалузии в Марокко перекочевала завезенная из-за океана кукуруза. Время ее появления на марокканских полях - XVI век.

Из зерновых, пожалуй, только рис сюда ввезли французские колонизаторы. Они же способствовали расширению посевов мягкой пшеницы, чтобы обеспечить себя и метрополию привычным для европейца белым хлебом.

Под зерновыми в Марокко занято не менее 80% возделываемой земли. Посевы их в общем стабильны: в 1940 году-4,2 миллиона гектаров, в 1970 году - примерно столько же. Урожайность очень низкая, особенно в хозяйствах традиционного типа, для которых, по образному выражению Н. И. Вавилова, характерна примитивная земледельческая культура "на авось": пошлет аллах "манну небесную" в виде дождя - будет хлеб, не пошлет - на то воля божья. Допотопную агротехнику дополняет отсутствие удобрений. Навоз крестьяне не собирают, да и попробуй собери его, если скот большую часть времени проводит на пастбище и хлевов в деревнях практически нет. Потребности в азотных удобрениях оцениваются в 140-150 тысяч тонн в год, а на поля поступает всего 15 тысяч тонн. Государство пытается расширить удобряемые площади. В 1967 году они составили 350 тысяч гектаров, к 1972 году должны достигнуть 500 тысяч гектаров, но и это капля в море по сравнению с 5,5 миллиона гектаров обрабатываемых земель.

Искусственное орошение в 1968-1969 годах охватывало только 954 тысячи гектаров, из них на современные ирригационные системы приходилось 150 тысяч гектаров. В ходе осуществления пятилетнего плана 1968-1972 годов добавится около 120 тысяч гектаров. Однако к зерновым и это отношения пока почти не имеет: оросительные каналы прокладываются преимущественно к садам и огородам, дающим продукцию на экспорт. Посевы зерновых, как и сотни лет назад, в основном зависят от погоды.

Крестьянин получает примерно 6-8 центнеров пшеницы с гектара, от 7 до 10 центнеров ячменя, 10 центнеров кукурузы. В так называемом современном секторе урожайность значительно выше. Рекордным по праву можно считать 1967/68 сельскохозяйственный год, когда в хозяйствах этого типа, принадлежащих марокканским аграриям-капиталистам и французским колонам, твердая пшеница дала в среднем 16,3 центнера, ячмень-17,1 центнера и кукуруза-27,8 центнера. В целом урожай перечисленных культур в этом году превысил 60 миллионов центнеров, но в следующую уборочную кампанию удалось собрать в полтора раза меньше: осенью дожди запоздали, зимой ливни и град побили посевы, жать можно было только в июне, и тут необычный для этого времени года дождь нанес немалый урон полям. Сильные колебания урожая главных зерновых в Марокко - явление постоянное: в 1941 году - 38,3 миллиона центнеров, в 1945 году - 4,9 миллиона, в 1956 году - 29,7 миллиона, в 1966 году - 14,7 миллиона, в 1967 году-24,5 миллиона, в 1968 году-61,4 миллиона, в 1969 году-42,5 миллиона, в 1970 году - 40,7 миллиона. Из этой сводки может показаться, что 1969 и 1970 годы были не такими уж плохими, если не учитывать роста населения и спроса на хлеб, заставляющих "хлебную" страну импортировать зерно. В результате засухи 1966 и 1967 годов было ввезено из-за границы 9 миллионов центнеров. В 1969 году, несмотря на запасы, сделанные в предыдущем году, пришлось опять ввозить хлеб. То же произошло и в 1970 году.

Первое место среди зерновых принадлежит в Марокко ячменю: свыше 2 миллионов гектаров было засеяно осенью 1969 года и собрано около 20 миллионов центнеров в начале лета 1970 года. За ним следует твердая пшеница - около полутора миллиона гектаров. Это не так уж мало, если учесть, что на всей нашей планете этой ценной культуре отведено всего лишь около 10 миллионов гектаров. Повышение урожайности твердой пшеницы, которой в 1970 году в Марокко было собрано почти полтора миллиона тонн, по-видимому, могло бы привести к возобновлению ее экспорта, и страна получила бы дополнительный источник валюты.

Мягкая пшеница и кукуруза занимают каждая до полумиллиона гектаров. Их урожай в 1970 году составил соответственно 3,8 и 3,2 миллиона центнеров. Под второстепенными культурами меньше 100 тысяч гектаров. С этой площади в том же году собрано 400 тысяч центнеров риса, 470 тысяч центнеров сорго и проса, а также около 200 тысяч центнеров овса и ржи.

Важную роль в пищевом рационе марокканца играют бобы и крупноплодный горох - шиш. Вместе с обычным горохом, чечевицей, соей, фасолью они высеваются на площади 380 тысяч гектаров. Урожай всех бобовых в зависимости от того, насколько засушливым или дождливым был год, колеблется от 3 до 4 миллионов центнеров.

Мы уже говорили о том, что марокканцы потребляют много сахара: крестьянину сладкий мятный чай с хлебом нередко заменяет завтрак и обед, а бывает так, что и ужин в придачу. До недавнего времени почти весь необходимый для своего населения сахар Марокко ввозило из-за рубежа, главным образом с Кубы. В настоящее время правительство намерено возобновить выращивание этой забытой культуры, но основной упор делается на внедрение сахарной свеклы на поливных землях Гарба и Тадлы. В 1970 году под свекловичные плантации было отведено уже 50 тысяч гектаров, и урожай превысил 1 миллион тонн, что позволило изготовить 150 тысяч тонн собственного сахара-сырца. До полного удовлетворения потребностей населения, конечно, еще далеко: свыше 250 тысяч тонн сахара-сырца приходится импортировать. Но у национальной сахарной промышленности, работающей на непривозном сырье, неплохие перспективы.

Товарное овощеводство в Марокко началось сравнительно недавно. Оно развивалось вместе с ростом городского населения и особенно с появлением возможностей быстрой доставки скоропортящихся продуктов в зарубежные страны. Поэтому главные районы огородничества - приатлантическая равнинная полоса (Дуккала, Сус) и низменность Нижней Мулуйи, связанная через Уджду с алжирским портом Газавет на Средиземном море. Точного учета площадей, занятых под овощами, в Марокко не ведется. Официальные источники называют разные цифры - от 82 до 150 тысяч гектаров. Помидоров в 1969 году было собрано 250 тысяч тонн, картофеля - 300 тысяч тонн. За границу, прежде всего во Францию, ежегодно вывозится около 70 тысяч тонн картофеля, 120 тысяч тонн помидоров и 20 тысяч тонн артишоков, баклажанов, спаржи, шпината.