Смекни!
smekni.com

Общее и основное в экономическом развитии новых индустриальных стран (стр. 2 из 6)

Первой модели следовали в конце прошлого века США, после 2-й мировой войны – западноевропейские страны, Япония, а затем и НИС Азии. Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским НИС.

Мировой опыт показывает, что стратегия импортозамещения играет большую роль, т.к. создает новые производства, увеличивает уровень самообеспеченности по многим товарам, однако, такая модель имеет и минусы. Вследствие нее может возникнуть кризис, т.к. в основе ее лежит протекционизм, защита национального производителя, выражающийся в отсутствии конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизне кредитов и т.д. Вот почему политика имортозамещения не способствует изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве.

Кроме того, замещение импорта влечет очень часто зависимость от внешних факторов, так как происходит консервация отставания.

Протекционизм влечет за собой неэффективную работу отечественных производителей, которые пользуются своим монопольным положением на местном рынке.

Стадию импортозамещения прошли многие развивающиеся страны.

Для латиноамериканских стран (Бразилия, Аргентина, Мексика) данная модель способствовала созданию диверсифицированной национальной экономики. Они, обладая мощным экономическим потенциалом, так и не смогли провести необходимую модернизацию экономики, так как у них отсутствовал рост экспорта. Все это привело к внешне- и внутриэкономическим проблемам: дефицит платежного бюджета, потребность во все новых кредитах, технологическое отставание.

К середине 90-х годов некоторые НИС Латинской Америки выходят из длительного кризиса 80-х годов. В результате либеральных экономических реформ вновь возрастают темпы экономического роста, появляется положительное сальдо торгового баланса (Бразилия, Чили). Политика Бразилия ориентирована на создание открытой экономики, в связи с чем, снижаются импортные тарифы.

НИС Азии используют в своих экономиках как элементы импортозамещения, так и элементы экспортно-ориентированной политики.

Вместе с тем планируется полный переход к экспортно-ориентированной экономике при фронтальной экспортной экспансии. Так, к началу формирования современной структуры производства многие страны Азии имели импортозамещающую модель экономики, кроме Гонконга и в некоторой степени Сингапура, которые из-за ограниченного внутреннего рынка вынуждены были ориентироваться на экспорт. Политика импортозамещения должна была способствовать развитию тех сравнительных преимуществ в экономике, которые данные страны не имели:

- повышение нормы прибыли в обрабатывающей промышленности;

- выпуск потребительских товаров;

- выпуск товаров промежуточного спроса и товаров длительного потребления.

С начало Азиатские страны начали выпуск трудоемкой продукции на экспорт, так как имели сравнительные преимущества в дешевой рабочей силы. Вкладывая средства, полученные от экспорта в базовые производства они перешли к капиталоемким отраслям, поэтому структура постоянно растущего экспорта меняется в пользу обрабатывающих отраслей. Работа на внешний рынок удовлетворению внутренних потребностей во многих важных товарах – машинах, металлах, оборудовании и т.д. Таким образом, в НИС Азии экспортноориентированная политика сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.

Основные составляющие политики НИС Азии:

1) Экспортная политика НИС Азии представляет собой политику всемерного удовлетворения потребностей партнеров на мировом рынке.

2) Постоянно обновляются экспортная номенклатура товаров, идет постоянный поиск собственного места и ниш на мировом рынке.

3) Для привлечения иностранного капитала используются СЭЗ.

4) Приоритет в ориентации на внешние рынки поначалу отдается наиболее развитым странам мира, поскольку их рынки наиболее устойчивые и емкие. В процессе развития происходит постепенная диверсификация рынков, продвижение на рынки других развитых и развивающихся стран.

Место и роль НИС в международном разделение труда, прежде всего, определяется в международной торговле. Ориентация на внешние рынки привела к резкому увеличению их доли в мировом экспорте. В 2000 году доля Гонконга в мировом экспорте составила 4,7 %, Сингапура – 3,3 %, Южной Кореи – 3,3 %, Тайваня – 3,3 %. Характерно, что доля машин и оборудования – наиболее весомой и динамичной группы товаров в международной торговле – в совокупном товарном и общем промышленном экспорте азиатских НИС особенно быстрыми темпами росла в 80-е – начале 90-х годов.

Дальневосточные «драконы» и члены АСЕАН в начале 90-х годов оказались в первой десятке крупнейших экспортеров сколько-нибудь значимых видов машинотехнической продукции. А по отдельным статьям вошли в число мировых лидеров. На них приходится 11 % мирового экспорта машин по автоматической переработки данных. На долю экспорта сырья и продовольствия Южной Кореи и Тайваня приходится 7 %. Южная Корея обогнала Японию по судостроению. У Южной Кореи на первом месте в экспорте обувь. В Тайване – игрушки и спорттовары. Таким образом, НИС привлекли иностранный капитал и использовали свою дешевую рабочую силу и заработали капитал на электронике, а затем бросили силы в наукоемкие отрасли.

Страны являются крупными импортерами капитала, однако с конца 80-х годов становятся и его экспортерами. Здесь образуются крупные ТНК.

Около 30 ТНК из НИС и нефтеэкспортеров. Вывозят капитал в промышленно-развитые страны и азиатско-тихоокеанский регион. Интернализация товарообменных процессов произошла совместно с интернализацией финансовых рынков. Сейчас многие из азиатских НИС становятся международными финансовыми центрами. Наиболее крупные из них - Сингапур и Гонконг. По оценке МБРР НИС, в первую очередь Азии, значительно укрепят свои позиции и войдут в число промышленно-развитых стран. Темпы будут расти на 6 % в год. Центр деловой активности перемещается в этот регион. В начале (80-е годы) ориентация была на капиталоемкие отрасли (бытовая электроника), в 90-е годы перешли к наукоемкой продукции (автомобилестроение, судостроение и т.д.).


ГЛАВА 2. Характерные черты экономического развития новых индустриальных стран в 1990-е годы

2.1. Состояние Азиатских новых индустриальных стран

Юго-восточная Азия демонстрирует непостижимую способность к экономической регенерации. Уничтоженные кризисом фондовые рынки восстанавливаются, а валюты укрепляются прямо на глазах. За пять месяцев 1999 г. инвестиционный индекс Международной Финансовой корпорации вырос для Индонезии на 51,7 %, Таиланда – на 44, 7 %, Южной Кореи – на 40 %. Аналитики МВФ считают, что в 1999 г. прирост ВВП в азиатских странах составил, по крайней мере, 2-4 %.

Создается впечатление, что Азия постепенно начала возвращать себе ключевые позиции в мировой экономике. Золотовалютные запасы Кореи, например, в два раза больше, чем до кризиса 1997 года.

Эффект девальвации

Импульсом для послекризисного роста азиатских экономик стала девальвация – мощный стимул для экспорта и естественный барьер на пути импорта. Для Южной Кореи, например, эффект девальвации означал, что на смену 10-миллиардному дефициту текущего платежного баланса в 1997 г. пришел почти 40-миллиардный профицит.

Под влиянием растущего спроса на крайне дешевую продукцию ожило производство полупроводников в Малайзии, Южной Корее и на Тайване. Это оживило всю региональную экономику. В Юго-Восточной Азии на выпуск электронной продукции приходится в среднем 20 % промышленного производства и 30 % экспорта. Начиная с последнего квартала 1998г. именно рост продаж электронной продукции (сбыт полупроводников вырос на 7 %) стал ключевым фактором экономического роста ЮВА.

Еще лучше чувствуют себя экспортные отрасли, использующие преимущественно местное сырье. Например, малазийское производство бумаги, мебели и пластмассы переживает сегодня настоящий бум. В районах Индонезии, сумевших избежать политических беспорядков, (например, на островах Суматре или Сулавеси) население ощущает себя в экономическом плане лучше, чем когда-либо раньше. А на Индонезийских островах крестьяне благодаря продаже мускатных орехов и других пряностей зарабатывают сейчас в три раза больше (даже с учетом инфляции), чем до азиатского кризиса.

Эффект девальвации не ограничился улучшением торгового баланса.

Девальвация предоставила азиатским экономикам еще один канал для притока денег: иностранный капитал активно скупал подешевевшие и разрешенные к продаже под нажимом МВФ активы азиатских экономик.

Только в Южной Кореи четыре из восьми крупнейших коммерческих банков перешли под контроль иностранцев.

В итоге золотовалютные резервы государств региона начали быстро расти. Правительства стран ЮВА получили уникальную возможность «накачивать» экономики деньгами, совершенно не опасаясь девальвации.

Инфляция до недавнего времени не представляла особой опасности – сырьевые цены на мировом рынке были крайне низкими, причем сами азиатские экономики имеют мощные производственные отрасли, способные удовлетворить без повышения цен внутренний спрос практически любых масштабов. Приток денег из-за рубежа был использован главным образом для стимулирования внутреннего спроса.

Внутренний спрос

Новое «Экономическое чудо» в Юго-Восточной Азии имеет свою специфику. В обеспечении подъема важную роль играет внутренний спрос.

Девальвация – всего лишь исходная точка роста. Чтобы увеличить занятость и повысить доходы, необходимо стимулировать потребление. Эта политика широко применяется в Азии. Косвенным подтверждением становится в первую очередь рост импорта. Увеличение экспорта в Таиланде за первый квартал 1999 г. составило 2,5 %, а импорт увеличился на 9,4 %. Таиландцы после многомесячного перерыва начали приобретать импортные товары.