Смекни!
smekni.com

Народные промыслы Центрального района России (стр. 2 из 3)

Наибольшее развитие среди местного, в основном крестьянского, населения получает редчайший вид художественного ремесла – изготовление лакированных изделий из папье –маше и металла с росписью.

Ассортимент изделий становится шире по бытовому значению и изящней по форме. Появляются табакерки овальные и фигурные, бочата разных размеров, настольные и карманные спичечницы, магазины для большого количества папирос и сигар, чайницы для двух сортов чая, карточницы, кошелечки, пасхальные яйца, разные шкатулки и коробки.

Традиционными для лукутинских миниатюр становятся два вида лаковой живописи « по плотному» и «по сквозному».

Основная часть лукутинской продукции украшалась сюжетной росписью, преимущественно бытового жанра. Писались так же пейзажи, портреты, исторические и мифологические сцены.

Наличие необходимых для развития федоскинского искусства условий, большого творческого коллектива и прекрасных художественных традиций позволяет быть уверенным в том, что федоскинские мастера справятся со всеми стоящими перед ними задачами и достигнут в ближайшее время еще более значительных успехов.

Холуй

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является самым младшим по времени возникновения.

Холуй, ныне посёлок, а раньше Холуйская слобода, расположен по обоим берегам реки Тузы, притока Клязьмы.

Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениеми фантастических существ - полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-либо ремеслом. Главным у них было писани икон и вышивание.

Иконы писали темперой. В конце XIX века перешли на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя.

Первые робкие шаги в искусстве миниатюрной живописи были сделаны в 1930-х годах.

В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов.

Промысел холуйской лаковой живописи, самый молодой по времени возникновения, наравне с Палехом и Мстёрой вносит свой вклад в общее развитие этого искусства.

Жостово

Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятово и переработанного народными мастерами. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.

Ростовская финифть

Особо знаменитой стала ростовская финифть. Финифтью в России называют роспись специальными красками по металлу, покрытому эмалью. Это искусство очень древнее, его хорошо знали наши предки. Прошли века, но все так же ярки и свежи красочные рисунки на эмали. Время не властно над финифтью.

Рождение художественного промысла на Ростовской земле связывают с 18 веком. Мастера украшали финифтью оклады икон, рисовали на медных пластинках и сами иконы. Были украшения из финифти на одеждах священников, на церковной утвари, на обложках – окладах тяжелых рукописных книг. Финифть часто соседствует с золотом, самоцветными камнями, искусным шитьем, ажурными узорами скани.

Позже ростовские мастера стали изображать на рисунках не только святых и сюжеты из Священного Писания. На изящных женских украшениях расцветали нежные цветочные гирлянды. На эмалевых миниатюрах можно было увидеть копии полотен известных художников, портреты знаменитых людей, картины на исторические и фольклорные сюжеты.

Финифть, словно драгоценность, украшает ларцы, шкатулки, ювелирные изделия, сувениры, декоративные панно. Красочные, мягко мерцающие картины и орнаменты рождают ощущение чуда, волшебной сказки.

Но скоро лишь сказка сказывается… Несколько раз покроет мастер медную пластинку эмалью, прокалит ее в печи. Рисует художник специальными, огнеупорными красками. Удивительно, но до обжига все краски почти одинакового серого цвета! Но жар печи и талант мастера рождают чудо - живописную, с нежным переливанием цвета, финифть.

… Отражается в спокойных тихих водах озера Неро город - сказка Ростов - Великий. И живут в нем не сказочные, а настоящие мастера.

Платки Павловского Посада

Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почетные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты…

Говорят, что «плат узорный», был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города – Павловский Посад.

В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры – и все это на разноцветном фоне: черном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем Павловские платки и шали к лицу!

А почему их называют набивными? Искусство набойки, давно известное на Руси, стало особо популярным способом украшения ткани в 19 веке. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных досок с вырезанным рельефным узором. Такие печатные доски называются «манеры», или «цветки».

Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Сложное, трудоемкое, но интересное это дело – ручная набойка. Делают ее лишь настоящие мастера. Сегодня «разрисовывать» платки помогают специальные печатные машины. Но в Павловском Посаде всегда бережно хранили традиции народного промысла.

Накинет на плечи праздничный платок женщина, взглянет в зеркало и улыбнется… Красавица!

Вологодское кружево

Матрешка

Городец

Хохлома

На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.

Однако установить время появления хохломской росписи исследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь XIX века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время, возможно в XVII веке.

Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.

У хохломских мастеров был свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом.

Дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.

В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы.

Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.