Смекни!
smekni.com

Правовое положение юридических лиц с иностранными инвестициями в РФ (стр. 4 из 5)

Рассмотренный вопрос, несмотря на то что на него обращали внимание еще в 1998 г., так и не решен законодателем.

Как видно, законодатель связывает уровень гарантий, предоставляемых коммерческой организации, пропорционально участию в ней иностранного инвестора. Так, стабилизационная оговорка (дедушкина оговорка) распространяется на коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25%, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.


3.2. Прекращение статуса «юридического лица с иностранными инвестициями» в РФ

В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 4 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.

Пример из практики: "Общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений от 30.12.2003 N 1, от 23.01.2004 N 4, требования от 30.12.2003 N 59, принятых Зеленоградской таможней.

Решением от 23.03.2004 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2004 решение оставлено без изменения.

Требования о проверке законности решения от 23.03.2004, Постановления от 18.05.2004 в кассационной жалобе общества основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов нормы материального и нормы процессуального права применены неправильно.

Отзыв на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направлен.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, которое состоялось 18.08.2004, представители лиц, участвующих в деле, относительно кассационной жалобы дали следующие объяснения:

- представитель общества объяснил, что все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает и полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене;

- представитель Зеленоградской таможни объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.

Законность решения от 23.03.2004, Постановления от 18.05.2004 проверена арбитражным судом кассационной инстанции в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом первой инстанции установлены имеющие значение для дела следующие фактические обстоятельства.

В связи с прекращением деятельности ООО СП "Тиги-Рихтер" в результате реорганизации в форме присоединения к ООО "КНАУФ ГИПС" Зеленоградской таможней с 17.10.2003 по 09.12.2003 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам, касающимся уплаты таможенных платежей.

По результатам этой проверки таможенным органом принято решение от 30.12.2003 N 1, согласно которому установлена задолженность общества по оплате НДС в размере 6 524 856 рублей и таможенной пошлины в размере 3 840 612 рублей 80 копеек, а также начислены пени на НДС и на таможенные пошлины.

На основании названного решения обществу 30.12.2003 направленно требование N 59 об уплате НДС и таможенной пошлины.

Решение N 1, принятое таможенным органом 23.01.2004, касается взыскания упомянутых денежных средств в бесспорном порядке.

Проверив оспариваемые решения и требование, арбитражный суд установил соответствие этих актов законам и иным нормативным правовым актам.

При этом арбитражный суд исходил из того, что при ввозе технологического оборудования на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал ООО СП "Тиги-Рихтер" иностранному учредителю была представлена льгота по уплате таможенных платежей.

Впоследствии состав участников ООО СП "Тиги-Рихтер" был изменен. Российской участник ОАО СП "Тиги-Рихтер" было преобразовано в ООО "КНАУФ ГИПС", а иностранный участник - фирма "Рихтер-Сюстем-Фервальтунг Гмбх" из состава ООО СП "Тиги-Рихтер" выбыла посредством продажи своей доли ООО "КНА УФ ГИПС" по договору от 06.06.2002 и дополнительному соглашению к нему от 27.03.2003 N 5. ООО СП "Тиги-Рихтер" присоединено к ООО "КНАУФ ГИПС", и согласно свидетельству, выданному 30.06.2003, деятельность названного юридического лица была прекращена.

Выпуск товаров и транспортных средств, сопряженных с обязательствами лица о соблюдении установленных организацией требований или условий, согласно статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации является условным.

Условно было выпущено в свободное обращение и оборудование, ввезенное на территорию Российской Федерации иностранным учредителем в качестве вклада в уставный капитал.

Следовательно, названное оборудование, в отношении которого была представлена льгота по таможенным платежам, в силу статьи 29 ТК РФ могло использоваться только в тех целях, в связи с которыми льгота была предоставлена.

Льгота по уплате таможенных платежей предоставлена иностранному учредителю в целях использования им оборудования как предприятием с иностранными инвестициями.

Со дня выхода иностранного инвестора из состава коммерческой организации такая организация в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом"[20].

Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ, отнесено действующим законодательством к прямым инвестициям.

Как следует из п. 3 ст. 55 ГК РФ, филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации, действует Временное положение, утвержденное Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.[21] (далее - Временное положение).

Согласно п. 3 ст. 4 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Необходимо заметить, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации (п. 4 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Заключение

Юридическое лицо с иностранными инвестициями представляет собой создающееся на территории России коммерческое юридическое лицо, в котором иностранный инвестор (инвесторы) владеет не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, для осуществления предпринимательской деятельности. Под корпоративными формами инвестиций понимаются хозяйственные товарищества и общества, к которым относятся коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Особый правовой статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями обеспечивается самим присутствием иностранных инвестиций в установленном размере, с объемом вкладываемых учредителем (участником) инвестиций, а не с самой организационно-правовой формой, которая в то же время служит правовой формой инвестиций.

При определении схемы допуска иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ, критерием могут быть списки отраслей и видов деятельности, разделенных по группам. В группу «закрытых» для иностранных субъектов войдут отрасли, в которых во всех случаях не допускается деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В группу «ограниченных» отраслей следует отнести такие отрасли хозяйства, в которых иностранное присутствие возможно в зависимости от совершения иностранными инвесторами определенных правовых действий (получения разрешений, прохождения экспертизы и т.п.).