Смекни!
smekni.com

Информационное производство как особое звено материального производства (стр. 2 из 4)

В процессе познания используются, однако, и средства труда иного рода – «невещественные». «Извлеченную» из внешнего мира первичную, «сырую», эмпирическую информацию необходимо зафиксировать средствами языка, упорядочить, привести в систему, согласовать с открытыми ранее и проверенными практикой научными истинами. Ученые должны перейти с эмпирического уровня познания на теоретический, и этот переход осуществляется путем переработки первичной эмпирической информации. Процесс переработки информации осуществляется, если пока оставить в стороне вычислительные машины, расширяющие возможности мозга, в головах самих людей. Ясно, что поскольку обработка предмета труда осуществляется в самой голове, то на него нельзя воздействовать посредством внешних вещей, вещественных средств труда. В этом процессе используются иные средства труда – информационные, «невещественные».

Вторая стадия материального производства состоит в том, что на основе тех продуктов-знаний, что получены на предыдущей, первой стадии, создаются непосредственно идеи вещей, их идеальные образы, «матрицы», подлежащие воплощению; а также разрабатываются технологии изготовления этих вещей. Создаются проекты вещей – средств производства и предметов личного потребления – и схемы процессов. Конкретно: чертежи, технические описания, стандарты, маршрутно-технологические карты, рецептуры и прочие формы информации, непосредственно потребляемой в процессе производства вещей. На этой стадии как раз и осуществляется идеальное производство конкретной вещи, что предшествует собственно материальному производству. Выполняется обработка первичной информации и на этой основе вырабатывается вторичная, непосредственно производственная информация, которая является опять же фактором материального производства. Но теперь это уже не информация, просто отражающая мир, каков он есть, а информация, применяемая людьми для активного и целенаправленного преобразования действительности. Это, скажем так, «движущая» информация, направляющая труд по обработке вещества природы и определяющая этим форму, внутреннее строение и свойства рукотворных вещей, и потому она – непосредственный исходный фактор материального производства, необходимое условие процесса труда в вещном производстве; условие функционирования производства, что служит средством труда наряду с вещественными средствами труда.

Это – информация как непосредственная производительная сила, как сила труда. Производственная информация, как совокупность внешних по отношению к людям объектов («документов»), является необходимым объективным фактором производства, его непременным «участником»; является одной из составляющих производительных сил общества.

Информация может служить и предметом труда, и средством труда. Информационные предметы и средства труда выступают вместе как средства производства, как особые информационные средства производства, которые вместе с вещными средствами производства составляют средства производства вообще. И вещественные, и информационные средства производства суть прошлый человеческий труд, воплощенный в определенных объектах, которые используются людьми для осуществления «живого» труда, служат его необходимым условием, – применяя их, «живой» труд создает материальные блага. Средства производства не обязательно должны иметь вещественную природу, быть осязаемыми вещами – это представление ограниченно и ошибочно, и оно должно быть отброшено экономической наукой.

Итак, продуктом первых двух стадий единого производственного процесса является информация как исходный фактор, как условие процесса труда в непосредственно вещном производстве – непосредственном производстве вещей. Эти две стадии можно объединить под названием «производство информации», или «информационное производство». (Пока что под ним будет пониматься только производство производственной информации для нужд производства вещественных продуктов. Но вообще-то это лишь одна из отраслей информационного производства в широком смысле этого термина, хотя и имеющая, безусловно, наиважнейшее значение для общества.) Неправомерно противопоставлять информационное и непосредственно вещное производство. Они неразрывны как мозг и руки, составляя два звена единого процесса материального производства. В процессе своей специфической деятельности, опосредствующей обмен веществ с природой и создающей материальные условия своего бытия, человек черпает из природы и использует не только вещество, но также энергию и информацию. В материальном производстве создаются – создаются трудом человека – и соединяются, взаимодействуя, три потока: обрабатываемого вещества природы; энергии, движущей орудия производства; информации, направляющей это движение. Информационное производство создает информационный поток и доводит его до непосредственного вещного производства, потребляющего информацию как свое средство.

Непосредственное вещное производство является третьей и завершающей стадией материального производства, на которой труд по обработке вещества природы, направляемый производственной информацией, воплощает ее в вещественных продуктах – происходит овеществление информации. Информационный поток соединяется с вещественно-энергетическим потоком. На основе информационных «матриц» трудом, направленным на преобразование вещества природы, изготавливаются нужные человеку вещи – это есть конечный пункт всего процесса, ради которого всё, собственно, и начиналось и которому всё подчинено. В общем, знание выступает как начало труда, труд – как завершение знания..

Информационное производство – производство, вырабатывающее информацию, на основе которой создаются новые, невиданные ранее вещи и организуется «производство нового» (или «инновационное производство»), – существовало, во всяком случае в его зародышевой форме, всегда, на протяжении всей истории человечества. Его впервые осуществил наш далекий предок, которому пришла в голову идея слегка подправить камень, превратив его в рубило-«чоппер», – гениальнейшая идея, лежащая в основе наших ядерных реакторов, космических кораблей и всех прочих чудес техники. Однако значение информационного производства и его относительные масштабы, его соотношение с непосредственно вещным производством, соотношение «производства нового» с «воспроизводством старого», были неодинаковы на разных этапах развития цивилизации. Значение информационного производства на протяжении большей части всемирной истории неуклонно, но медленно росло, и лишь в середине XX века, в эпоху научно-технической революции (НТР), информационное производство приобрело особо важную роль.

Становление информационного производства

На протяжении большей части истории человечества вообще не существовало науки как особой деятельности. Познание окружающего мира осуществлялось первобытными людьми непосредственно в процессе производственной практики. И на основе такого «вненаучного познания», методом проб и ошибок, рождались «идеи нового» и делались, – не часто, едва ли не «раз в тысячу лет», – технические нововведения.

С установлением классового общества и разделением труда на физический и умственный возникла наука, которая с самого начала была более или менее тесно связана с производственными потребностями людей. Но вследствие прежде всего ее во многом умозрительного характера связь древней, «зародышевой» науки с вещным производством была всё же весьма слабой.

Информационное производство и непосредственное вещное производство еще не были разделены «во времени и пространстве» и «поделены» между людьми в обществе, а были слиты в единый, нерасчлененный производственный процесс. Участники материального производства сами занимались и генерацией «идей нового», и их воплощением. Соответственно информационный поток в системе производства практически отсутствовал, если не считать передачи знаний от старых мастеров к их детям и ученикам.

При этом технический прогресс продвигался очень медленно. Изобретения делались крайне редко, и облик производства оставался неизменным при жизни многих поколений людей. Производство было тогда именно «воспроизводством старого»..

В этом смысле можно утверждать, что производство материальных благ в ту эпоху сводилось к непосредственному вещному производству. Информационное производство существовало тогда лишь в зачаточном виде, и им вполне можно пренебречь, рассматривая в целом состояние общественного производства в те времена.

Капитализм впервые востребовал науку – опытную науку Нового времени – как источник производственной информации, служащий при капитализме получению прибыли. Само возникновение машинного производства было в немалой степени подготовлено трудами выдающихся математиков, физиков и механиков, связь науки с производством стала понемногу упрочняться, зародились технические науки; производство производственной информации начало помаленьку входить «в научное русло».

Вместе с тем произошло, по сути, новое общественное разделение труда: обособление информационного производства от непосредственно вещного. Если средневековый ремесленник совмещал в себе и конструктора, и технолога, и дизайнера, и собственно рабочего, то в рамках машинного производства, носящего по своей природе общественный, а не единично-изолированный характер, создание производственной информации стало делом профессионалов – ученых, конструкторов, дизайнеров, инженеров; рабочим же отвели роль исполнителей, «воплотителей чужих идей».