Смекни!
smekni.com

Педагогико эргономические требования к компьютерным программам учебного назначения (стр. 2 из 3)

· если изображение иллюстрирует текст, то оно должно располагаться или под иллюстрируемым текстом, или слева от него. В этом случае изображение не сопровождается субтитрами.

4.13 Если одну и ту же информацию можно передать как текстом, так и с помощью изображения, то следует использовать изображение, сопровождаемое при необходимости краткими субтитрами.

5. Визуальный ряд

Общие положения

Визуальный ряд – это наиболее важная составляющая ЭОР. Сюда входит как иллюстративная часть учебного материала, так и пользовательский интерфейс продукта. Компоненты визуального ряда могут быть статическими и динамическими. При этом они могут быть получены фото-, видеосъемкой или синтезированы компьютером. Таким образом, компоненты визуального ряда делятся на четыре класса:

· Статические реалистические изображения (фото).

· Динамические реалистические изображения (видео).

· Статические синтезированные изображения (графика).

· Динамические синтезированные изображения (анимация).

Весь визуальный ряд ЭОР рекомендуется выдерживать в одном стиле и сходных цветовых сочетаниях.

Не рекомендуется перегружать изображения излишними деталями.

Ассоциативные образы, рождаемые визуальным рядом, не должны выпадать из контекста представляемой информации.

Изображения не должны вызывать негативных эмоциональных ощущений.

Компоненты визуального ряда должны строиться согласно законам композиции.

Преобразование изображения в формат хранения не должно вызывать уменьшение качества, затрудняющее восприятие представленной информации

Изображение должно отображаться с приемлемым для восприятия качеством.

5.1 Статические реалистические изображения (фото)

Особенности использования:

· Реалистические изображения рекомендуется использовать для повышения достоверности и степени доверия.

· Наглядность изображения и композиционные особенности:

· Фотографии должны быть профессионального качества, с использованием профессионального оборудования.

· Основной объект или субъект должен быть в центре композиции и достаточно хорошо освещен, чтобы предотвратить отвлечение внимания пользователя на фон.


5.2 Динамические реалистические изображения (видео)

Особенности использования:

Видео должно использоваться там, где оно либо лучше представляет смысл содержания, чем другие мультимедиа компоненты, либо сложность создания альтернативного компонента (анимации) существенно превышает сложность создания видео фрагмента.

Наглядность изображения и композиционные особенности.

· Новые объекты или субъекты должны держаться в фокусе достаточно долго, чтобы пользователи могли рассмотреть и запомнить их. В дальнейшем эти объекты или субъекты не должны без особой необходимости надолго задерживаться в фокусе.

· Основной объект или субъект должен быть достаточно хорошо освещен, чтобы предотвратить отвлечение внимания пользователя на фон.

· В случае отсутствия в видео звукового ряда видеофрагменты должны воспроизводится с соответствующим дикторским сопровождением, поясняющим видеоряд.

· Видеоинформацию рекомендуется подавать в виде, наилучшим образом представляющем ее и поддерживающим интерес пользователя. Рекомендуется использовать одну из следующих форм:

- Обзор с соответствующим дикторским сопровождением.

- Лекция («говорящая голова»).

- Интервью.

- Обсуждение.

- Инсценировка.

- Имитация.

- Гибридный формат.

· При производстве видеофрагментов должны быть учтены профессиональные соглашения на создание видео.

· Видеофрагменты должны быть профессионального качества.

5.3 Статические синтезированные изображения (графика)

Особенности использования:

· Синтезированные изображения рекомендуется использовать, когда:

- реалистичное изображение содержит большое количество второстепенных деталей;

- использование реалистичного изображения связанно с проблемами его создания (например, из-за проблем, связанных с размером изображаемого предмета или явления, его доступностью и т. п.).

· Рекомендуется использовать синтезированные изображения, чтобы выделить ключевую информацию.

· Использование юмора и преувеличения (без злобного шаржирования) способствует запоминанию и усвоению учебного материала.

Наглядность изображения и композиционные особенности:

· Сочетание цветов не должно мешать восприятию информации и должно быть эстетически выдержанно.

· Объекты, несущие основную смысловую нагрузку, рекомендуется выделять цветом или контрастом.

· Объекты синтезированного изображения должны быть узнаваемы.

5.4 Динамические синтезированные изображения (анимация)

Динамические синтезированные изображения (анимация) создается из последовательности сменяющих друг друга статических изображений. Поэтому все рекомендации, относящиеся к статическим синтезированным изображениям, равносильны и для анимации.

Наглядность изображения и композиционные особенности:

· Время воспроизведения анимации должно быть достаточно для усвоения информации.

· Для улучшения усвоения учебного материала рекомендуется иллюстрацию сложных процессов разбивать на несколько последовательных этапов.

Технические рекомендации:

· Скорость проигрывания анимации должна быть не менее 10 кадров в секунду.

6. Требования к звуковому сопровождению

Общие положения

Звуковой ряд ЭОР включает:

· речевой звуковой ряд (речь);

· звуковую информацию (звук);

· музыку;

· звуковые эффекты;

· звуковые ремарки.

При использовании одновременно нескольких звуков необходимо согласовывать уровень их громкости.

Речевой звуковой ряд в ЭОР должен быть записан в студии профессиональными дикторами или актерами.

Дикторская речь должна носить эмоциональный характер, может включать риторические вопросы, восклицания, обращения к аудитории.

В дикторской речи не допускаются:

· канцеляризмы, штампы, повторы, жаргонные слова и выражения, в том числе относящиеся к профессиональному жаргону (если это не обусловлено целью обучения);

· полное повторение текста учебника, пособия, критической статьи.

Речь диктора должна быть образцовой по интонации, произношению и ясности звучания.

Для уменьшения утомляемости обучающихся при длительном слуховом восприятии рекомендуется подбирать соответствующий видеоряд (статичные иллюстрации разных жанров, мультипликацию, видеофрагменты), подкрепляющий воспринимаемую информацию и облегчающий формирование правильных представлений и понятий.

Речевой звукоряд и текст:

· Текст следует использовать для больших и сложных разделов контента, а речевой звукоряд для коротких, простых текстовых элементов, требующих, как правило, быстрой реакции учащихся.

· Звук должен быть использован, когда перегружен визуальный канал восприятия.

· Для большего эффекта необходимо, чтобы текст и звук дополняли (или повторяли) друг друга.

· Недопустимо противоречие звукового ряда и текста.

· Недопустимо, чтобы текст и звук мешали друг другу.

· Речевой звукоряд и визуальная информация:

· Звуковой ряд должен поддерживать визуальный ряд, но не мешать.

· Когда визуальный ряд представляет что-то важное, не разрешается звуковому ряду перехватывать внимание учащегося.

· Необходимо указывать звуком на важные места визуального ряда.

· Комментирование видео и анимации звуком увеличивает восприятие информации, а текстом – уменьшает.

Звуковая информация является элементом контента ЭОР и используется для передачи учебной информации: произношение иностранных слов при обучении языку, голоса птиц в курсе биологии, музыка в курсе по истории культуры и др.

Качество звуковой информации должно соответствовать поставленным учебным задачам, и в этом случае возможно использование других форматов звукозаписи.

Музыкальное сопровождение может быть использовано в качестве фона при воспроизведении статического или динамического визуального ряда, например, слайд-шоу или видео.

Рекомендуется предоставлять пользователю возможность выбора музыкального сопровождения.

Звуковые эффекты представляют собой записи реальных звуков или синтезированные звуки в цифровом формате. Они могут быть использованы в имитационных моделях, воспроизводящих физические процессы. Кроме этого звуковые эффекты могут быть закреплены за навигационными элементами при использовании метафор в организации экранного пространства.

При использовании звуковых эффектов необходимо особое внимание обращать на их реалистичность и синхронизацию звуковой и визуальной информации.

Использование звуковых ремарок ударений (подчеркиваний):

· Звуковые ремарки могут указывать на ошибочные действия учащихся.

· Звуковые ремарки, указывающие на правильные действия учащегося, могут облегчать навигацию.

7. Комбинации мультимедиа компонентов

Дизайн-эргономические требования к мультимедиа изданиям определены в международном стандарте ISO 14915 «Дизайн (проектирование) пользовательского мультимедиа интерфейса – Эргономические требования для интерактивного человеко-компьютерного мультимедиа интерфейса». (ISO 14915 Multimedia user interface design – Ergonomic requirements for interactive human computer multimedia interfaces).

Данный стандарт используется как разработчиками мультимедиа, которые применяют нормы стандарта во время процесса создания продукта, так и экспертами, которые должны установить соответствие продукта рекомендациям стандарта.

В третьей части стандарта определены рекомендации по выбору мультимедиа компонентов и их комбинаций. (ISO 14915–3: Selection of media and media combination.)

Безусловно, некоторые положения международного стандарта применимы при формулировании квалификационных требований к образовательным электронным изданиям.