Смекни!
smekni.com

Лекции по Информатики (стр. 4 из 5)

Открыть новый проект.

Разместить в форме следующие компоненты: метку Label и две кнопки Button.

Выделить кнопку Button2 , перейти в Object Inspector на страницу Properties (свойства), найти Caption (заголовок) и изменить заголовок Button2 на заголовок Выход.

Перейти на страницу Events (события) Object Inspector, найти событие OnClick, справа от него дважды щелкнуть мышкой. Оказавшись в коде программы, точнее, в заготовке процедуры кнопки Button2, надо написать лишь одну команду:

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Close;

end;

обязательно поставить точку с запятой после Close.

Сохранить проект под именем, например, Unit1.pas и Pr1.dpr.

Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход.

Выделить форму, в Object Inspector в свойстве Caption заменить слово Form1 на Проект-1. Это и будет заголовком основного окна программы.

Выделить кнопку Button1, найти в Object Inspector свойство Caption и заменить слово Button1 на название копки Приветствие. При необходимости увеличить длину кнопки.

Перейти на страницу Events (события) Object Inspector и найти OnClick, справа от него дважды щелкнуть мышкой. Попав в код программы, но теперь в процедуру кнопки Button1, надо написать следующий код:

Label1.Caption:=‘Первые успехи!’;

Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.

Краткое описание плана разработки программы, №1

В этом разделе показано, как можно кратко описать план разработки программы.

Для краткости в дальнейшем будем использовать этот способ записи.

1. Открыть новый проект.

2. Разместить в форме следующие компоненты: метку Label и две кнопки Button.

3. Выполнить следующие действия:

Выделенный объект

Вкладка окна

Object Inspector

Имя свойства/

Имя события

Значение/Действие

Button2

Properties

Caption

Выход

Events

OnClick

Close;

4. Сохранить проект под именем, например, Unit1.pas и Pr1.dpr.

5. Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход.

6. Выполнить следующие действия:

Выделенный объект

Вкладка окна

Object Inspector

Имя свойства/

Имя события

Значение/Действие

Form1

Properties

Caption

Проект-1

Button1

Properties

Caption

Приветствие

Events

OnClick

Label1.Caption:=‘Первые успехи!’;

7. Сохранить проект, запустить и протестировать его.

Задание для самостоятельного выполнения

Задание

Подсказка

1

Сделать шрифт выводимой реплики "Первые успехи!" отличным от стандартного по виду, цвету и размеру.

В Object Inspector дважды щелкнуть справа от названия свойства Font.

2

Заменить вид кнопки Выход на более привлекательный.

Для замены кнопки надо удалить существующую, а другую найти в палитре компонентов на вкладке Additional. Она самая левая, называется BitBtn. Затем изменить ее вид с помощью свойства Kind.

3

Сделать так, чтобы после нажатия кнопки Приветствие на экране появлялось сообщение "Первые и не последние!".

Изменить значение свойств Caption метки Label1 при реакции кнопки Button1 на событие OnClick.

4

Запустить исполняемый файл Pr1.exe не в среде Delphi, а в Windows.

Запустить исполняемый файл Pr1.exe не в среде Delphi, а в Windows.

Листинг программы, №1

Для самоконтроля ниже приводится базовый текст программы.

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

StdCtrls, Buttons;

type

TForm1 = class(TForm)

Label1: TLabel;

Button1: TButton;

BitBtn1: TBitBtn;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption:='Первые и не последние!';

end;

end.

VII Итог урока

Как запустить программу?

Из каких компонентов состоит окно программы?

С какими компонентами познакомились?

В чем отличие невизуальных от визуальных компонентов?

С помощью какого свойства меняется заголовок у компонента?

Что же такое свойства и реакции на события?

Проекты сохраняются в одном файле или нет?

VIII Домашнее задание

Знать из каких элементов состоит окно программы.

Конспект урока информатики по теме "Информационная технология решения задач"

Горх Галина Петровна, учитель информатики и физики

Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики

Цели и задачи урока:

познакомить учащихся с информационной технологией решения задач, в том числе изобретательских;

создание условий для развития познавательных навыков: детализировать и интерпретировать вопрос;

структурирование информации, исключать несущественную и несоответствующую информацию, сделать вывод о нацеленности данной информации на решение конкретной проблемы, обосновать свои выводы, для развития коммуникативных качеств;

создание положительной мотивации к изучению последующей темы “Алгоритмизация и программирование” и к учению в целом.

Оборудование:

компьютерная презентация по теме урока (содержание каждого слайда подробно описано в конспекте урока),

раздаточный материал с текстами изобретательских задач (по количеству учащихся) (Приложение 2).

Ход урокаЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учеников, их предполагаемые ответы

1. Организационный этап. Приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале. Приветствуют учителя.

2. Изучение нового материала.

a. Целеполагание На экране слайд с формулировкой темы урока. Учитель предлагает поставить уточняющие вопросы к теме урока. Почему технология называется информационной?

Из каких этапов состоит эта технология?

Для чего нужно знать указанную технологию?

Как связаны между собой технология решения задач и моделирование?

б. Интерпретация вопроса. Прежде всего, попробуем разобраться, для чего нам нужно владеть информационной технологией решения задач.

На экране слайд с толкованием слов “задача” и “технология” (Толкования приведены по “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова)

Прочтите толкования слов, укажите какое толкование слова “задача” подходит к теме урока, и попробуйте объяснить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

На экране слайд с текстом “Профессиональная деятельность – деятельность, направленная на решение определенных задач в сфере материального и духовного производства, требующая специальных знаний и умений”

На уроках обществознания вы говорили о разных видах деятельности, в том числе и о профессиональной деятельности. Давайте вспомним, в чем она заключается, и оценим, насколько важен для нас вопрос о технологии решения задач. Выполняют предложенное задание. Объяснение может звучать примерно так: будем говорить о методах, способах решения упражнений, требующих расчетов, умозаключений, сложных вопросов, проблем.

Читают текст.

Поскольку всем нам придется осуществлять профессиональную деятельность, а она связана с решением тех или иных задач, то знать способы и методы их решения необходимо.

в. Изложение нового материала. На экране появляются элементы схемы [ 2] , см. <Рисунок 1>. Далее указываются номера появляющихся элементов схемы и пояснения к ним.

Итак, решение задач начинается с выбора объекта для изучения. (Элемент 1)

На предыдущем уроке мы говорили о том, что при изучении реальных объектов, процессов мы заменяем их моделями, которые можно изучить уже имеющимися средствами. С чего начинается построение модели? Ведут записи в тетрадях.

С выбора цели моделирования

г. Проверка знания предыдущего материала. Какие цели моделирования можно поставить, и какого типа модели мы получим? Если модель нужна для того, чтобы понять, как устроен объект (протекает процесс, происходит явление), какова его структура, свойства, законы развития и функционирования, взаимодействия с окружающим миром, то это понятийная модель.

Если модель нужна для того, чтобы определить наилучшие способы управления объектом или процессом, то это управленческая модель.

Если модель нужна для того, чтобы прогнозировать прямые и косвенные последствия функционирования или развития процесса, явления –прогностическая модель. [ 3]

Итак, следующий этап – выбор цели моделирования. (Элемент 2)

Давайте вспомним, что такое модель?

Следующий этап в построении модели… (Элемент 3) Модель это соответствующее целям моделирования и сохраняющее существенные свойства объекта представление некоторого объекта (процесса, явления) другим объектом (процессом, явлением), которое может быть изучено уже имеющимся инструментарием той или иной науки.

Упрощение объекта, чтобы оставить существенные для данной задачи свойства объекта.

После того, как упростили объект, его нужно каким-либо образом описать (Элемент 4) и в результате получаем модель (Элемент 5), чаще всего информационную. Какие виды информационных моделей по способу описания вы знаете? По способу описания информационные модели бывают дескриптивные на естественном, формализованном и формальном языках, наглядные: например, рисунки, фотографии; и смешанные - таблицы, схемы. [ 3]

Поскольку мы строим модель, чтобы изучить уже имеющимися инструментами той или иной науки, то следующий этап – выбор метода исследования (Элемент 6). С помощью выбранного метода модель изучают и получают решение поставленной задачи. Если для решения задачи была построена математическая модель, то для исследования модели, проведения расчетов можно использовать компьютер. Но вы помните о том, что компьютер не умеет “думать”, а лишь выполняет программу. Поэтому прежде чем компьютер выполнит расчеты, необходимо сначала разработать алгоритм, а затем перевести его на язык программирования и получить программу. (Элемент 7) Далее написанную программу необходимо отладить и протестировать (элемент 8) и лишь потом компьютер выполнит необходимые расчеты. (Элемент 9) Затем следует проанализировать полученные результаты. Если они соответствуют экспериментальным или полученным другим способом и считающимися эталонными данным, то задачу можно считать решенной, в противном случае необходимо искать ошибку или неточность в решении. Это может быть связано с неудачным выбором метода исследования или с ошибками, сделанными на этапе упрощения объекта при построении модели.