Смекни!
smekni.com

Лекции по Информатики (стр. 5 из 5)

Таким образом, решение любой задачи складывается из таких этапов как построение модели, исследование модели методами той или иной науки и с которыми вы знакомитесь на уроках в школе и в дальнейшем при получении профессиональных знаний. Если вы хотите привлечь компьютер для решения задачи, то необходимо уметь составлять алгоритмы и программировать. Этому мы будем учиться при изучении следующего раздела “Алгоритмизация и программирование”

Как вы думаете, почему технология названа информационной?

Данная технология может быть использована (полностью или частично) для решения задач из любых областей знания, одним из важнейших этапов является моделирование, а это информационный процесс, поэтому технологию можно назвать информационной. На каждом этапе технологии осуществляются действия, связанные с поиском, обработкой, хранением, приемом, передачей информации, поэтому технологию можно назвать информационной.

Любая технология, в том числе и технология решения задач, это инструмент для получения гарантированного результата. С другой стороны, решение задач связано с созданием новой информации, то есть является творческим процессом, тесно связанным с изобретательской деятельностью. Анализируя патентные фонды, Генрих Альтшуллер выявил общие закономерности в основе многих изобретений. На этих законах была позднее построена Теория Решения Изобретательских Задач – ТРИЗ, разработан алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

На экране появляется слайд с обобщенным алгоритмом решения изобретательских задач. Текст приведен ниже.

Выявите противоречие.

Сформулируйте идеальный конечный результат (ИКР).

Оцените ресурсы.

Примените принципы и приемы решения изобретательских задач.

Проанализируйте полученное решение. [4]

По каждому пункту алгоритма учитель дает краткие комментарии. (Приложение 1) Записывают алгоритм в тетрадях.

3. Закрепление.

В качестве закрепления можно предложить учащимся решить несложную изобретательскую задачу с использованием алгоритма. Форма работы – учебный мозговой штурм (УМШ). (Технология УМШ [1] описана в Приложении 3)

Противоречие и идеальный конечный результат целесообразнее сформулировать совместно, используя обобщенные формулировки.

Если кто-то из вас заинтересовался решением изобретательских задач, то рекомендую посетить сайт www.trizland.ru здесь вы найдете информацию о ТРИЗ, а также сможете принять участие в марафоне по решению изобретательских задач.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание

Не за горами то время, когда вы, получив профессию, будете решать профессиональные задачи. Какую бы профессию вы не выбрали, помните, что в любом деле есть место для творчества. Хочется надеяться, что знания, полученные вами сегодня на уроке, пригодятся в вашей будущей профессиональной деятельности. Дерзайте, и у вас все получится, но не забывайте, что успех приходит лишь к тому, кто много трудится, а потому – домашнее задание:

конспект – знать;

* решить задачу с использованием АРИЗ (по выбору).

Задание отмеченное * предназначено для желающих.

Список литературы.

А. Гин “Приемы педагогической техники” - М.: “Вита-пресс”, 2002 г., с. 32-37.

А. П. Шестаков “Введение понятий “модель”, “моделирование”. Этапы компьютерного математического моделирования. Подходы к классификации моделей”// газета “Информатика” издательский дом “Первое сентября”, 2002 г., № 34, с. 6-12

А. Г. Гейн “Обязательный минимум содержания образования по информатике: и в нем нам хочется дойти до самой сути”// газета “Информатика” издательский дом “Первое сентября”, 2005 г., № 2, с. 7.

Материалы сайта www.trizland.ru