Смекни!
smekni.com

Правопонимание (стр. 3 из 6)

Психологическая теория права

И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию.

Право определяется и исследуется Петражицким как явление нашей индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, как двухсторонних, императивно-атребутивных, и односторонних императивных составов. «Императивность» в данном случае предстает в толковании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности, в то время как «атрибутивность»— это сознание «своего права», выступающее вовне как притязание. В области права, согласно Петражицкому, обязанности одних субъектов строго соответствуют и закреплены за притязаниями других субъектов в то время как в нравственности такого соответствия нет. Например, правовой обязанности соблюдать заключенный договор соответствует притязание другого субъект, чтобы эта обязанность была выполнена. Напротив в нравственной обязанности «любить врага как ближнего своего» или подставить «подставить врагу левую щеку, если он ударит в правую» не может соответствовать притязание врага на подобное поведение.

Это разграничение права и нравственности имеет то громадное преимущество, что достигает ясной дифференциации между областями, не разрывая между ними связь и подчеркивая соотносительность любви и справедливости. Например, можно заметить, что одна и та же заповедь «не убей», «не укради» и т.д. при таком воззрении получает то чисто нравственный, то более узкий, правовой характер, в зависимости от того, толкуется ли она как безграничное и неподдающееся точному определению требование, или как требование конечное и заключенное в строго очерченные рамки. Например, с точки зрения правовой норма «не убей» не исключает дозволенности умерщвления в силу самообороны, крайней необходимости, по приказанию государства – на войне и ряд других деяний, которые могут косвенно содействовать смерти.[19] Из приведенного примера видно, что определения Петражицкого предполагают нравственный элемент неизменно наличным в правовой структуре, однако в форме ущемленной и ограниченной определенными условиями.

Из двухстороннего, императивно-атрибутивного характера права Петражицкий сделал целый ряд существенных выводов, удачно характеризующих правовую сферу. Закрепленность обязанностей одних субъектов за притязаниями других создает возможность принуждения (но не обязательность его) в праве, исключенную в нравственности. Это же свойство создает тенденцию права к «позитивизации» и «унификации», т.е к выведению обязанности правовых норм из известных единообразных шаблонов – «нормативных фактов».

Петражицкий предпринял попытку освобождения понятия права положительного от необходимой связи с государством, расширения источников положительного права вплоть до признания принципиальной из неограниченности. Он указывал на огромное значение «права интуитивного» и заменял традиционное деление права на публичное и частное противопоставлением «права социального служения» и «лично-свободного права». Освобождение права от связи с государством привело Петражицкого к вопросу о природе «позитивности» в праве. Он определял положительное право, как право, выводящее свою обязательную силу из «нормативных фактов», несводимых к правовой норме, и противопоставил ему «право интуитивное», выводящее свою обязанность из себя самого, независимо от ссылки на нормоустанавливающий авторитет. Согласно Петражицкому существует принципиально неограниченное количество «нормативных фактов» или «источников», из которых положительное право может выводить свою обязательность. В виде примера Петражицкий насчитывает 18 видов нормативных фактов, среди которых можно отметить прецидент несудебного характера, признание, соглашения, программы и декларации – источники, играющие особую роль в области «права социального служения». Впротивоположность обычному преклонению перед законом, как источником монопольно главенствующем над всеми прочими, Петражицкий настаивал на принципиальной равноценности всех «нормативных фактов». С другой стороны многообразное положительное право дополняется, согласно Петражицкому, как в области внегосударственного, неофициального, так и в области официального права, широким применением «права интуитивного». Это интуитивное право играет то прогрессивную, то реакционную роль, в зависимости от исторической обстановки. В эпохе, предшествующей революциям, интуитивное право обычно прогрессивнее позитивного права, но в эпохи реформ оно очень часто отстает от последнего. Например, после отмены в США рабства интуитивное право долго оставалось рабовладельческим. Петражицкий был против чрезмерного преувеличения как «интуитивного», так и «положительного» права, он настаивал на необходимости установления между ними подвижного равновесия. Попытка освободиться от связи между позитивным правом и государством неизбежно приводила его к пересмотру традиционной классификации права на публичное и частное, как зависящее от исторически изменчивой воли государства и применимой, следовательно, лишь к узкой области официального права. Исчерпывающей классификацией права, согласно Петражицкому является его разделение на «право социального служения» и «лично-свободное» право. Право «социального служения» объединяет, организует, централизует, а лично-свободное право напротив разъединяет, разграничивает и распределяет. Лично-свободное право действует не только между индивидами, но и между группами в их внешних отношениях. Право социального служения в свою очередь неизменно шире публичного права, так как регламентирует внутреннюю жизнь всевозможных групп.

Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции. Исследования Петражицкого привлекли особое внимание ученых к проблемам нормативной природы и структуры правосознания и стали стимулом исследований в области юридической психологии

Инегративное правопонимание.

Возникновение отечественной интегративной теории

Автором термина «интегративное правопонимание» является американский профессор Джером Холл. Он ввел его в оборот в своей публикации 1947 года с целью подчеркнуть принципиальную новизну данного понимания права. Но фактически разработка интегративных концепций началась гораздо раньше 1947 года, первые синтетические концепции возникли еще в России в конце XIX века, только они назывались не интегративными, а синтетическими. Первые синтетические концепции появились как средство примирить существующие классические концепции, особенно, как уже было сказано в вышеупомянутом, находящиеся в острой конфронтации правовой позитивизм и естественно-правовая доктрина. Первыми учеными, принявшимися за разработку концепций, были П.Г. Виноградов, Кистяковский Б.А., Ященко А.С. Они разрабатывали проблему правопонимания всвязи с рядом других проблем. Часто о теориях этих авторов говорят, что они представляли собой «механическое» объединение различных теорий, но не их глубокий синтез. Как бы там ни было, но главная их заслуга состоит в том, что они обратили внимание на разработку этой проблемы, указали основные векторы ее развития. Разработка синтетического правопонимания в отечественной науке прервалось с наступлением 1917 года и началом нового советского этапа развития Российского государства и права, при этом преемственность в праве не была сохранена.

Развитие и распространение «интегративного правопонимания» в западной традиции права

Как уже было упомянуто автором термина «интегративное правопонимание» был американский профессор Джером Холл. Он признавал основой своей теории естественно-правовую концепцию и стремился на ее базе объединить и другие школы права. В основу своих естественно-правовых взглядов Холл положил понятие ценности, которую рассматривает как этическую категорию, этические ценности данной эпохи. Естественное право представляется как система этических ценностей. Норма права заключает в себе определенные этические принципы и благодаря этому является ценностью. Джером Холл не противопоставляет естественное и позитивное право, так как считает, что разделение естественного и позитивного права устраняет связь позитивизма с этическими ценностями. С точки зрения Холла, естественно-правовое направление не разрабатывало основные юридические понятия. Чтобы восполнить этот пробел, нужно использовать завоевания нормативизма и правового реализма, избежав их недостатков.[20] Любое течение, взятое в отдельности, не отвечает потребностям времени. Таким образом, появляется идея интегративной юриспруденции. Интегративная юриспруденция понималась Холлом не как форма дуализма или плюрализма, в том смысле, что она настаивает на включении соотносимых идей, фактов и оценок в соответствии с критерием адекватности, а как синтез этих теорий, преодолевающих односторонность в понимании права. Джером Холл таким образом определил право в рамках интегративного понимания права: «Право есть социальное поведение, выражающее нормы и подразумевающее ценности, отклонения от которых включая судебный процесс, причиняет вред, который предполагает и должен предполагать применение санкций.»