Смекни!
smekni.com

Предмет и задачи административного права (стр. 4 из 5)

3. Функции и принципы административного права

Функция административного права представляет собой основное направление административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, через которое проявляются его важнейшие внешние свойства как самостоятельной отрасли российского права.

Обычно выделяют две основные правовые функции: организационно-структурную и конфликтно-охранительную.

Под организационно-структурной функцией предлагается понимать определение с помощью правовых норм организационной структуры и порядка деятельности, распределения компетенции и организации работы государственных органов, порядка функционирования иных государственных и негосударственных формирований.

По существу речь идет об организационной функции права. Однако, как представляется, в данном случае несколько смещены акценты, т.е. общеправовая регулятивная функция, определяемая сущностью права как регулятора общественных отношений, «урезана» и сведена до уровня организационной функции управления. Регулятивный же характер вообще при этом не выдвинут на первые позиции.

Конфликтно-охранительная функция административного права связывается с установлением правил рассмотрения и разрешения конфликтов между участниками управленческих общественных отношений, а также с охраной общества от правонарушений.

Таким образом, получается, что право влияет лишь на организацию государственных органов и общественных формирований и ни охрану общественных отношений в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Что касается видовой классификации функций административного права, то наиболее часто выделяют такие: организация и осуществление государственного управления; государственное регулирование; защита публичных интересов; «самореализация» нрав граждан в сфере государственного управления.

Все это объединяется в качестве «мощного императивно-регулирующего потенциала» административного права.

Встречаются и иные варианты классификации функций административного права, но и в них наблюдается отсутствие методологической определенности: функции административного права «перемешиваются» с функциями исполнительной власти (регулятивно-управленческие функции исполнительной власти).

Итак, в полном соответствии с целями и содержанием процесса реализации исполнительной власти в ходе практической государственно-управленческой деятельности роль административного права как регулятора управленческих общественных отношений проявляется в:

а) правоисполнительной функции, соответствующей назначению административного права как юридической формы реализации исполнительной власти; административное право обеспечивает свойственными ему юридическими средствами (методами) проведение в жизнь (исполнение) требований действующего российского законодательства;

б) правотворческой (правоустановительной) функции. Субъекты исполнительной власти соответственно наделяются полномочиями самостоятельно, но на подзаконной основе, «творить» административно-правовые нормы. Главное, что необходимо при этом учитывать: административное нормотворчество производно от правоисполнительной функции административного права и служит ее интересам.

Так, Правительство РФ — высший орган исполнительной власти — издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

в) организационной функции, полностью соответствующей организационному (организующему) характеру государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.

В данном случае внимание акцентируется на организационно-структурных и организационно-функциональных аспектах административно-правового регулирования (нормативное обеспечение структуры и системы механизма реализации исполнительной власти и т.п.);

г) координационной функции, имеющей своим назначением обеспечение эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного Управления;

д)правоохранительной функции, обеспечивающей соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима и защиту законных прав и интересов участников регулируемых общественных отношений.

В этих целях регламентируют контрольно-надзорные полномочия, а также применение в интересах правозащиты мер административного принуждения.

В месте с тем, данная функция административного права служит интересам правовой защиты многих общественных отношений, регулируемых иными отраслями российского права.

Свою роль, находящую выражение в функциях, административное право выполняет, руководствуясь основными принципами, которые, во-первых, являются проявлением общеправовых принципов, свойственных российской правовой системе, и, во-вторых, учитывают специфику правового регулирования процесса практической реализации исполнительной власти. Естественно, что основополагающее значение при этом имеют принципы конституционного характера. Итак, основные принципы административного права.

Важнейшее значение при их вычленении и характеристике имеют соответствующие конституционные установления. И на первый план закономерно выдвигаются закрепленные в Конституции РФ 1993 г. общедемократические начала, органически связанные с провозглашением России правовым государством (ст. 1). В числе подобных принципов тот, который закреплен в ст. 2 Конституции РФ, утвердившей, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Будет вполне обоснованным вывод о том, что эта обязанность в равной мере относится и к праву как важнейшему средству реализации государственной власти.

Принцип законности предполагает, что субъекты исполнительной власти (органы и должностные лица) при применении норм административного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Соответственно административно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции страны и ее законодательству (ст. 15).

Применительно к административному праву принцип законности означает также и определенный порядок взаимоотношений между субъектами исполнительной власти и гражданами и иными участниками регулируемых управленческих отношений. Соответственно требования этого принципа распространяются на совершаемые в сфере реализации исполнительной власти действия граждан, государственных и негосударственных формирований (например, общественных объединений, коммерческих структур и т.п.).

Принципу законности не соответствуют многие явления, имеющие, к сожалению, место в практической государственно-управленческой деятельности и не изжитые до сих пор, несмотря на обширную систему контроля и надзора. Наиболее показательны в этом смысле не всегда соответствующие действующему законодательству ведомственные нормативные правовые акты, а также установленные на уровне субъектов РФ административно-правовые нормы, противоречащие федеральным нормативным правовым актам, включая федеральные законы.

В определенной мере подобные негативные явления имеют своим основанием неполное законодательное урегулирование ряда жизненно важных общефедеральных проблем, что особенно проявляется в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), действие необновленных нормативных правовых актов, принятых еще в советский период, а потому и не учитывающих существенные изменения в общественных отношениях пореформенного периода жизни российского общества и т.д.

Принцип разделения властей применительно к административному праву получает выражение в обеспечении установленных Конституцией РФ паритетов в процессе правотворчества. Это, в частности, означает недопущение подмены законодательных актов подзаконными нормативными правовыми актами субъектов исполнительной власти, что практически ведет к вторжению исполнительной власти в сферу законодательной власти.

Принцип разделения властей предполагает, как представляется обеспечение разумной по оперативности реакции законодательных органов на законодательную инициативу Правительства РФ. Известны случаи (не однозначные), когда необходимые для эффективной правотворческой деятельности Правительства РФ (и иных федеральных органов исполнительной власти) нормативные правовые акты годами не стимулируют должной законодательной активности (наиболее показательный пример — история, связанная с обновлением Кодекса РФ об административных правонарушениях 1985 г.).

Из принципа разделения властей вытекает также усиление контроля за законностью управленческих актов нормативного характера со стороны судебной власти. И еще один момент заслуживает внимания. Решения (определения) Конституционного Суда РФ в ряде случаев начинают играть роль источников административного права (при решении спорных вопросов, связанных с установлением соответствия нормативных правовых актов органов исполнительной власти Конституции РФ, а также при толковании Конституции РФ).

Принцип федерализма имеет отношение к административному праву, прежде всего в аспекте соотношения административно-правовых норм федерального и регионального уровня. Решение проблемы связано с разграничением не только предметов ведения (формально они разграничены ст. 72 Конституции РФ). Более принципиальное значение имеет разграничение компетенции, т.е. полномочий в области административного правотворчества в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Необходимость в »том очевидна, ибо административное и административно-процессуальное право отнесены к совместному ведению, равно как и многие другие области применения норм административного права.