Смекни!
smekni.com

Преступления в местах лишения свободы (стр. 2 из 13)

Значительное количество убийств и умышленного причинения тяжкого причинения вреда здоровью (60 %) в исправительных учреждения совершены без предварительной подготовки. Более двух третей из них происходит в связи с оскорблениями, избиениями, за кражу личных вещей и продуктов питания, на почве мужеложства, за неуплату проигрыша в азартные игры т.п. Около 60 % таких преступлений происходит в результате ссор и драк.

Большинство рассматриваемых преступлений (более 80 %) совершается лицами, отбывающими наказания в ИУ строгого режима и отрицательно характеризующимися в период отбывания наказания. Так, из числа лиц, совершившие тяжкие насильственные преступления, 59 % имели 3 и более взысканий, около 40 % в момент совершения преступлений были в состоянии опьянения и возбуждения от употребления наркотических веществ. Субъекты большинства этих преступлений – лица молодого возраста, как правило, холостые, ранее судимые за аналогичные преступления и хулиганства (более 50 %). Около 20 % преступлений совершается лицами, имеющими психические отклонения. Все это указывает на то, что именно данные категории осужденных должны стать объектом наиболее пристального внимания ос стороны не только оперативных работников, но сотрудников служб по профилактике убийств и причинений тяжкого вреда здоровью.

В ряду весьма распространенных в ИУ преступлений является незаконные действия с наркотиками. Т.е. здесь уже необходимо рассматривать преступное взаимодействие сотрудников ИУ и осужденных.

Вызывает интерес интенсивность совершения побегов из мест лишения свободы и покушения на них. Наивысший такой показатель отмечается в колониях-поселениях.

Определенную специфику имеет динамика хулиганства среди осужденных в ИУ. Так, на протяжении достаточно длительного времени имеет место тенденция к снижению количества этого вида преступлений. Их доля в общей массе преступности в ИУ не превышает 2,25 %.

Необходимо также отметить, что количество насильственных действий сексуального характера, хищений и некоторых других преступлений, регистрируемых в ИУ настолько незначительны, что возникает сомнения в их достоверности.

Места лишения свободы в связи с широким применением альтернативных лишению свободы мер наказания к менее опасным преступникам стали заполняться опасными в криминогенном отношении лицами. Около половины осужденных отбывают наказания за особо тяжкие преступления против личности. Необходимо учитывать и то, в каком положении оказалась пенитенциарная система (сокращение производства, низкий уровень занятости контингента, недостаточное материально-техническое обеспечение, отток профессиональных кадров из персонала ИУ и др.)

Одной из значимых криминологических характеристик, позволяющих судить об истинных тенденциях преступности в пенитенциарной системе, является динамика ее регистрируемого уровня.

Согласно проведенному аналитическому исследованию опубликованных официальных данных в Российской Федерации в 1994 - 2006 гг. уровень всей регистрируемой преступности в исправительных учреждениях (только мужских) составил в среднем 3,12% на 1000 осужденных, или 312,1% на 100000, отбывающих наказание в данных учреждениях лиц. Причем если в 1994 г. он был равен 8,84% на 1000 осужденных, то уже в 2006 г. - значительно меньше (в 7,2 раза) - 1,26% (в 1994 г. - 6,98%; 1995 - 5,18%; 1996 - 3,96%; 1997 - 2,63%; 1998 - 2,20%; 1999 - 1,86%; 2000 - 1,49%; 2001 - 1,34%; 2002 - 0,86%; 2003 - 0,90%; 2004 - 1,21%; 2005 - 1,21%). За эти двенадцать лет снижение данного социально значимого показателя составило почти 86,3%.

Начиная с 2004 г. происходит ухудшение криминогенной ситуации в ИУ России - уровень преступности в исправительных колониях в расчете на 1000 осужденных возрос на 45,7% и составил соответственно 0,9% и 1,26%, что можно связать с увеличением в исправительных учреждениях числа осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

По результатам официальной статистики установлено, что больше половины совершаемых в исправительных учреждениях преступлений приходится на ночное время с 22.00 до 6.00 часов. В этот период ослабевает контроль и надзор за осужденными, в исправительном учреждении остается только дежурный наряд, который не в состоянии в полной мере контролировать все объекты, где находятся осужденные. Нехватка финансов не позволяет оборудовать все места жизнедеятельности осужденных специальными средствами охраны, надзора и наблюдения.

Большинство преступлений в местах лишения свободы совершаются в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. И это при том, что режим в исправительных учреждениях предполагает охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, раздельное содержание различных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения и т.п.

В связи с этой ситуацией вызывают интерес источники приобретения алкогольных напитков и наркотических средств и меры, принятые по этим фактам.

В подавляющем большинстве случаев спиртные напитки осужденные изготовили сами. Это, как правило, брага или самогон, изготовление которых не требует сложной технологии и приспособлений. Используются сахар, конфеты, дрожжи, томатная паста или иные доступные для осужденных продукты, которые можно приобрести в магазине, столовой или получить в посылке, бандероли, передаче или иным способом. Место их изготовления и хранения может быть самым разнообразным: от производственных, жилых и коммунально-бытовых объектов до кабинетов представителей администрации.

Криминальное поведение со стороны осужденных можно разделить на две группы:

- насильственные преступления и насильственные проступки;

- не зарегистрированные в качестве преступных, но указывающиеся в статистических данных и отчетах как "предотвращенные преступления".

Разумеется, вторая группа не только более многочисленна, но и питает преступную часть, кроме того, многие насильственные акты, не зарегистрированные в качестве преступных, на самом деле являются таковыми (оскорбления, клевета, побои, истязания, хулиганство, насильственное мужеложство). Поэтому при анализе преступности в местах лишения свободы надо уделять внимание не только преступному насилию, но и действиям, которые не фиксируются в качестве преступных, а лишь могут подтверждать высокую латентность правонарушений и преступлений в местах лишения свободы.

Получение достоверной информации о преступлениях осужденных в ИУ осложняются:

1) влиянием на поведение осужденного норм, традиций криминального мира, которые прямо запрещают любое сотрудничество с представителями администрации, поэтому потерпевшие не всегда сообщают о совершенных в отношении их преступлениях. Указанное обстоятельство вызывает также затруднения при расследовании фактов совершения противоправных действий осужденных, так как очевидцы происшествий не дают свидетельских показаний из-за боязни расправы с ними;

2) спецификой деятельности ИУ, для которых цель работы — исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Это вынуждает к укрытию от учета именно тех деяний, которые непосредственно посягают на установленный порядок исполнения наказания;

3) существующей практикой оценки деятельности исправительных учреждений, которая поставлена в зависимость от количества зарегистрированных здесь преступлений. Такое положение приводит к тому, что соответствующие отчетные показатели формируются не с учетом реальных изменений в преступности, а на основе показателей прошлого отчетного периода, чтобы не были допущены существенные колебания ни в ту, ни в другую сторону.

Кроме того, искажению криминологических показателей преступности осужденных к лишению свободы способствуют следующие факторы:

а) исторические, которые связаны в первую очередь с практикой укрывательства преступлений от учета, распространенной в те времена, когда преступность понималась как временное пережиточное явление, закономерно "отмирающее" по мере движения к светлому будущему. При этом на правоохранительные органы возлагалась задача по постепенному "искоренению" преступности. Не имея объективной возможности реальной ликвидации преступности, их сотрудники научились всеми возможными способами приукрашивать криминологическую реальность с тем, чтобы показать достижения правоохранительных органов по "снижению" преступности;

б) политические, обусловленные стремлением снизить преступность осужденных в подтверждение укрепления правопорядка в исправительных учреждениях, повышения эффективности воспитательной и профилактической работы и в целом улучшения условий отбывания наказания. Этого требует, в частности, ряд обязательств, взятых на себя Россией перед европейским сообществом при вступлении в члены Совета Европы. В результате происходит некоторое приспосабливание уровня регистрируемых в местах лишения свободы преступлений;

в) материальные, обусловленные недостаточным финансированием деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе и оперативно-розыскной, направленной на выявление преступности осужденных;

г) кадровые, связанные с физической и профессиональной невозможностью эффективно выполнять задачи, возложенные на эти учреждения. Так, на одного оперативного работника в среднем приходится 150 осужденных, на одного воспитателя – 80 – 100 осужденных. Кроме того, актуальной является проблема неукомплектованности некоторых частей и служб исправительных учреждений высококвалифицированными кадрами.

Выявление фактической картины преступности в местах лишения свободы диктует необходимость принятия мер по устранению причин, условий и предпосылок, которые реально предопределяют неполноту, искажение и фальсификацию учета совершаемых в них преступлений.