Смекни!
smekni.com

Орган в Латвии (стр. 3 из 4)

Август Мартин (1808–1892) из Дахвига (Тюрингия) работал в Риге с 1837. О нем известно, что в 1840–1885, работая в Прибалтике, Польше и России, он построил в общей сложности 67 церковных органов и 19 инструментов для школ. Его самый большой инструмент, первоначально построенный для Старой церкви св. Гертруды в Риге (1867–1876, III/P/31), в 1906 был перенесен в Новую церковь св. Гертруды. Его сын Эмиль Мартин (1848–1922), четыре года работавший под руководством Фридриха Ладегаста, установил орган в католической церкви св. Иакова в Риге (1913, II/P/35, Opus 322).

Фридрих Вайсенборн из Тюрингии, работавший в Риге, Крустпилсе и Екабпилсе изготовил 85 органов для Латвии и Литвы в 1865–1894.

С середины 19 в. крупные немецкие органостроительные компании в Латвии доминируют: «Фридрих Ладегаст» (пять органов, самый большой в церкви св. Симона в Валмиере, 1885–1886, III/P/33); «Барним Грюнеберг» из Штеттина (1884–1885 Лиепая, церковь св. Троицы, IV/P/130, на конец 20 в. самый большой механический орган в мире); «Георг Фридрих Штайнмайер и Ко.» (1914, Opus 1200, II/P/24); «Вильгельм Зауэр» (1882–1906, десять органов, включая инструмент в Старой церкви св. Гертруды, Рига, III/P/45); «Эберхард Фридрих Валькер и Кo.» (1882–1913 и 1937, всего 25 органов, включая рижский кафедральный (Домский) собор, Opus 413, 1882–1883, IV/P/124).

Главными представителями немецкой музыкальной традиции в Латвии были Вильгельм Бергнер-старший (1802–1883) и Вильгельм Бергнер-младший (1837–1907). Отец активно работал в различных областях. Будучи органистом церкви св. Петра в Риге (1836–1882), он участвовал в исполнении ораторий и органных концертов, был директором Рижского музыкального общества и основателем Детской хоровой школы в Риге. Он много сочинял, но немногие из его композиций исполнялись и были опубликованы. Наибольшей известностью пользовался его сборник хоралов (Рига, 1850), выдержавший много переизданий, и Прелюдии на наиболее употребительные напевы евангелической церкви (Vorspiele zu den gebrдuchlichsten Kernmelodien der evangelischen Kirche) (Рига, 1861).

Его сын, также неутомимый пропагандист музыкального искусства, основал в 1865 Рижское баховское общество, а в 1878 – Домский хор. В 1868–1906 он занимал пост органиста рижского Домского собора. Среди прочего следует отметить его концерты с гельсингфорским (хельсинкским) симфоническим оркестром под управлением Г.Шнеефойгта. Большой резонанс вызвала премьера оперы А.Рубинштейна Моисей (1892), прошедшая в рижском Городском театре в феврале 1894 под управлением В.Бергнера.

Роль Бергнера-младшего в истории рижского домского органа также велика. 14 сентября 1882 администрация кафедрального собора согласилась с его предложением об очередном расширении 102-регистрового к тому времени органа еще на 18 регистров. Было подтверждено, что проведение этих работ должна осуществить фирма «Эберхард Фридрих Валькер», контракт с которой был подписан еще 16 ноября 1881. Карл Валькер предложил добавить еще 4 регистра и в конце концов его концепция была принята. Реконструкция инструмента была закончена в 1883, в то время этот 124-регистровый орган был самым большим в мире. Он был снабжен двумя шпильтишами (кафедрами – пультами управления органом); главный, с которого можно было управлять всеми регистрами органа, был установлен на верхнем балконе, второй, соединенный с находящимися в отдельном (снабженном жалюзи) корпусе 17 мануальными и 8 педальными регистрами, располагался на нижнем балконе.

В церемонии открытия нового органа Валькера, состоявшейся 19 (31) января 1884, принимали участие Вильгельм Бергнер, Рудольф Постель и руководитель органного класса петербургской консерватории Луи (Людвиг) Гомилиус. В программу концерта, помимо прочего, было включено и произведение Франца Листа – хорал Nun danket alle Gott, посвященный новому инструменту.

В последующее время орган Домского собора активно использовался для концертных целей. Большинство гастролеров было выходцами из Германии. К примеру, 26 января (7 февраля) 1884 с концертом выступил слепой органист из Гамбурга М.Натан; в следующем году – Гуго Трёчель из Веймара; а в 1887 – Карл Август Фишер, «саксонский органный король» из Дрездена, давший прекрасный отзыв об инструменте в немецкой прессе.

Вторым важнейшим органным центром в Латвии продолжала оставаться Елгава. Там имелся как немецкий, так и латышский приход. В немецкой церкви св. Троицы в употреблении с 1850 был инструмент (II/P/26) Иоганна Фридриха Шульце (1793–1858) из Паулинцеллы. Дирижер елгавского Немецкого музыкального общества Рудольф Постель служил там органистом. Репертуар его концертов, наряду с классическим наследием, включал и музыку И.Брамса и Нильса Вильгельма Гаде. Среди его учеников в Елгаве были Людвигс Бетиньш и Язепс Витол.

Богослужения латышского прихода в Елгаве совершались в церкви св. Анны, где органистом работал Атис Каулиньш (1867–1944).

Наиболее известным латышским органостроителем на рубеже 19–20 вв. был Мартинс Креслиньш (ум. 1911) из Екабпилса, построивший в общей сложности ок. 140 органов и фигармоний. Некоторые из его инструментов сохранились до наших дней, например, в Бауске (1891, III/P/36), в Арайси (1904, II/P/15), в церкви в Усме (1879, II/6) (в 1936 церковь была перенесена на территорию Этнографического музея). Заметной фигурой был органист Янис Бетиньш, одновременно много экспериментировавший в области органостроения.

В органных классах российских консерваторий видное место занимали представители Лютеранской церкви. Так, например, Иоганнес Каппель, Мина Хярма и Константин Трнпу из Эстонии, Людвигс Бетиньш, Андрей Юрьян, Альфредс Калниньш, Эмиль Дарзиньш, Атис Каулиньш из Латвии были студентами Луи Гомилиуса в Петербургской консерватории. Жак Гандшин был учителем Яниса Залитиса, Теодорса Рейтерса, Адольфса Абеле, Эдуардса Калниньша, Теодорса Калниньша, Рудольфса Ванагса, Вольдемарса Лиепиньша, Яниса Турса.

Многие латышские органисты достигли высокого уровня как концертанты и с 1880-х годов регулярно выступали в Прибалтике, Петербурге, Москве и в российской провинции, по преимуществу в лютеранских храмах, которые на территории Российской империи со второй половины 19 в. все более и более активно использовались для концертных целей. Среди них: Оскар Шепскис (1850–1914), обучавшийся также в Берлине и Дрездене, и на протяжении последних 20 лет своей жизни работавший органистом в Старой церкви св. Гертруды в Риге; Адамс Оре; Людвигс Бетиньш и Янис Сермукслис, учившийся в Петербурге. С 1890-х годов к ним присоединяются Атис Каулиньш, Паулс Йозуус и Альфредс Калниньш.

Последний жил в Лиепая в 1911–1915 и 1918–1919. Он работал органистом в церкви св. Анны и дирижировал хором, который сам же и организовал. В результате его деятельности в церкви был сооружен новый орган фирмы «Эберхард Фридрих Валькер» (1913, Opus 1763, IV/P/56). Программа инаугурационного концерта, состоявшегося 22 декабря 1913, включала премьеру кантаты Калниньша К музыке (Muzikai) для солистов, хора и органа.

Одаренный виртуоз Николай Ванадзиньш, занимавшийся под руководством Гандшина в 1913–1917, уже в 1921–1922 выступал с сольными концертами в Петербурге. Репертуар этих концертов включал центральные произведения Баха, Регера, Видора, Глазунова, Ляпунова и других авторов. После отъезда Гандшина за рубеж в 1920 он возглавлял органный класс Петербургской консерватории до 1923.

В период с 1890 по 1900 и с 1910 по 1913 руководителем органного класса Московской консерватории был Людвигс Бетиньш (1856–1930). 23 декабря 1891 Художественный совет консерватории принял учебный план органного класса, в разработке которого совместно с Бетиньшем приняли участие С.И.Танеев, А.Аренский и другие ведущие педагоги.

В стенах Московской консерватории учились такие латышские органисты как Эрнестс Вигнерс (1850–1933), Мария Губене (1872–1947), Элизабет Ольга Францмане (1882–1967). Последняя возглавила органный класс после смерти Б.Л.Сабанеева в 1918. С 1920 до своей смерти она преподавала теорию музыки в Латвийской консерватории.

Согласно сообщениям прессы того времени, ценные органные пьесы – хоральные обработки – были написаны Людвигсом Бетиньшем и Оскаром Шепскисом, которые также славились своими органными импровизациями. К сожалению, их композиции для органа утрачены, а первым известным нам латышским органным сочинением является Отче наш (1875) для хора и органа Карлиса Бауманиса.

Композитор и органист Андрей Юрьян (1856–1922), выпускник Петербургской консерватории, в 1882–1920 жил в Харькове и вошел в историю музыки как первый латышский музыкант, посвятивший себя коллекционированию и изучению латышских народных мелодий. Им было собрано и опубликовано ок. 2700 мелодий. В Харькове он преподавал в музыкальной школе и работал органистом латышской общины, принимая, однако, участие и в концертах немецкого прихода. Как композитор Юрьян получил известность как автор первых в латышской музыке симфонических произведений, кантат и инструментальных концертов.

На рубеже 19–20 вв. первые сочинения для органа соло были написаны такими латышскими композиторами, как А.Оре, Николай Алунан, Я.Витол, А.Калниньш и другие: концертные пьесы, хоральные прелюдии для богослужебных целей, миниатюры для позитива или фисгармонии. Орган часто использовался как аккомпанирующий, либо как ансамблевый инструмент, например, в пьесе Сновидение (Sapnojums) (1901) для сопрано, виолончели, фортепиано, арфы и органа Язепса Мединьша.

Латвия в первый период независимости (с 1918–1940). В период между Первой и Второй мировыми войнами латышская культура продолжала развиваться. Такие поэты, как Янис Райнис (1865–1929) и Аспазия (Эльза Розенберга, 1868–1943) обрели народное признание и популярность. 11 января 1920 в Риге была основана Латвийская консерватория. По решению латвийского правительства от 20 августа 1919 ее ректором стал Я.Витол. Он находился на этой должности с 1919 по 1935 и с 1937 по 1944. Паулс Йозуус (1873–1937) был назначен руководителем органного класса и сохранял этот пост с 1920 до конца своей жизни.

Вскоре после возникновения Латвийской консерватории народные консерватории были образованы в Елгаве (1921), Даугавпилсе (1924) и Риге (1929). Репертуар оперного театра (с 1919 – Национальная опера), наряду с произведениями латышских авторов, включал в себя и оперы русских композиторов и Р.Вагнера. Музыкальные программы симфонического оркестра радио, созданного в 1924, транслировались по всей стране.