Смекни!
smekni.com

Орган в Латвии (стр. 4 из 4)

Наиболее известными органистами-концертантами в то время были А.Оре, Адольфс Абеле, А.Калниньш и Харальд Кройтцбург (1875–1946) – преемник Вильгельма Бергнера-младшего в рижском Домском соборе (до 1933), – одновременно руководивший хором Рижского баховского общества.

Латышские органостроители, а также Герберт Кольбе (1887–?) из Германии, строили в основном небольшие инструменты. Помимо них в Латвии работали Август Теркманн из Эстонии, установивший орган (16/II/P) в лютеранской церкви св. Анны в Кулдиге в 1927, и польский мастер Вацлав Бернацкий, построивший орган в Ликсне (27+1 трансмиссионный регистр/II/P) в 1931. Данный инструмент является одним из лучших в Латгалии. Последний орган фирмы «Эберхард Фридрих Валькер» в Латвии был установлен в концертном зале Рижского университета в 1937 (Opus 2544, 59+11 трансмиссионных регистров/III/P).

Наиболее интересные сочинения для органа в этот период: Аллегро (1928), Moнастырская идиллия (1928), Скерцо (1928), Вариации на тему Яниса Калниньша (1937), Процессия (1937) и Agitato (1938) А.Калниньша; Фантазия на тему латышской народной песни (1932) Екабса Граубиньша; Прелюдия ми мажор (1939) Арвидса Жилинскиса; Молитва (1938) Петерса Барисонса; Пастораль ля-бемоль мажор (из Первой сюиты ми-бемоль мажор, 1937) Петериса Золтса (1892–?); Три прелюдии (1939) Я.Мединьша и Медитация (1934) Лючии Гаруты.

После оккупации страны Германией и СССР в период Второй мировой войны многие музыканты эмигрировали; среди них: Я.Витол, Янис Мединьш, Я.Калниньш и Вольфганг Дарзиньш.

Латвия в период с 1940 до конца 20 в. После учреждения Союза композиторов Латвии в 1944 творческая деятельность латышских композиторов получила государственную поддержку. Уже вскоре после окончания войны был создан ряд интересных сочинений. Среди них: Пятая (1945) и Шестая (1949) симфонии Яниса Ивановса (1909-1983), Фортепианный концерт (1951) Лючии Гаруты и Партита в стиле барокко (1963) Маргериса Зариньша.

В 1940-1991, как и на других территориях Советского Союза, в Латвии было разрушено много органов (ок. 80). В то же время в 1973 в Латвийской консерватории был установлен орган фирмы «Вильгельм Зауэр» (II/P/17), а рижский домский орган фирмы «Эберхард Фридрих Валькер» был дважды реставрирован: сначала фирмой «Герман Ойле» (Баутцен, Германия) (1961-1962), а затем голландской органостроительной компанией «Д.А.Флентроп» (1982-1984) (диспозиция органа - в конце статьи). В культурной жизни Советского Союза этот инструмент играл огромную роль, став буквально самым любимым органом СССР. Не одно поколение советских композиторов обратилось к органу, вдохновленное звучанием домского инструмента. В первую очередь это безусловно относится к латышским композиторам. Интересные сочинения в послевоенный период были созданы Екабсом Мединьшем (1885-1971), Индулисом Калниньшем (1918-1986), Ромуальдсом Ермаксом (р. 1931), Паулсом Дамбисом (р. 1936), Петерисом Васксом (р. 1946), Имантсом Земзарисом (р. 1951), Айварсом Калейсом (р. 1951), Атисом Степиньшем (р. 1958), Лигитой Снайбе (Арайа, р. 1962) и др.

В 1938-1978 руководителем органного класса Латвийской консерватории (с 1990 года - Латвийская академия музыки им. Язепса Витола) был Николай Ванадзиньш. Многие из его учеников стали известны как концертанты: Петерис Сиполниекс (1913-1984), Ольгертс Циньтиньш (1935-1992), Евгения Лисицына, профессор Таливалдис Декснис (в настоящее время руководитель органного класса Академии), Лариса Булава, Айварс Калейс, Атис Степиньш, Вита Калнциема и др.

В марте 1998, как результат долгого развития органа и органной музыки в Латвии, в Риге была учреждена Латвийская ассоциация органистов и органостроителей.

Диспозиция органа Домского собора в Риге

«Эберхард Фридрих Валькер», 124/IV/P, Opus 413, 1882/1883, Людвигсбург (Германия)

I. Мaнуал – Hauptwerk (C–f3)

41. Principal 16’

40. Flauto major 16’

39. Viola di Gamba 16’

51. Octav 8’

50. Hohlflöte 8’

49. Viola di Gamba 8’

48. Doppelfloete 8’

47. Gemshorn 8’

46. Quintatön 8’

45. Bourdon 8’

44. Dulcian 8’

56. Quinte 5 1/3’

31. Octav 4’

30. Gemshorn 4’

29. Gamba 4’

28. Hohlflöte 4’

27. Rohrflöte 4’

55. Terz 3 1/5’

54. Quinte 2 2/3’

53. Octav 2’

26. Superoctav 1’

57. Sexquialtera 2 fach 5 1/3’

58. Scharff 4 fach 1 1/3’

59. Cornett 5 fach (c–f3) 8’

60. Mixtur 6 fach 4’

38. Contrafagott 16’

37. Tuba mirabilis 8’

36. Trompete harmonique 8’

35. Coranglais 8’

34. Euphon 8’

33. Clairon 4’

32. Cornettino 2’

II. Мaнуал – Brustwerk (C–f3)

84. Geigenprincipal 16’

85. Bourdon 16’

86. Principal 8’

87. Fugara 8’

88. Spitzflöte 8’

89. Rohrflöte 8’

90. Concertfloete 8’

91. Lieblich Gedeckt 8’

92. Viola di Alta 8’

93. Dolce 8’

99. Principal 4’

100. Fugara 4’

101. Salicet 4’

102. Flauto dolce 4’

80. Quinte 2 2/3’

103. Superoctav 2’

104. Waldflöte 2’

81. Terz 1 3/5’

94. Sexquialtera 2 fach 2 2/3’

82. Mixtur 5 fach 2 2/3’

83. Cornett 5 fach (g-f3) 8’

95. Aeolodicon 16’

96. Ophycleide 8’

97. Fagott & Oboë 8’

98. Oboë 4’

III. Мaнуал – Oberwerk (C–f3)

62. Salicional 16’

63. Lieblich Gedeckt 16’

64. Geigenprincipal 8’

65. Viola d’amour 8’

66. Wienerfloete 8’

67. Gedeckt 8’

68. Salicional 8’

69. Bifra 8’ & 4’

70. Harmonika 8’

52. Bourdon d’echo 8’

71. Traversfloete 4’

72. Dolce 4’

76. Geigenprincipal 4’

77. Spitzfloete 4’

78. Piccolo 2’

79. Mixtur 4 fach 2 2/3’

73. Vox humana 8’

74. Basson 8’

75. Clarinette 8’

IV. Мaнуал – Schwellwerk (C–f3)

10. Quintatön 16’

9. Floeten Principal 8’

8. Unda maris 8’

7. Piffaro 8’ & 2’

6. Melodica 8’

5. Flûte d’amour traversière 8’

4. Bourdon doux 8’

3. Aeoline 8’

20. Voix celeste 8’

21. Viola Tremolo 8’

19. Floeten Principal 4’

18. Gedecktfloete 4’

17. Vox angelica 4’

16. Salicet 2’

15. Harmonia aetheria 3 fach 2 2/3’

2. Trompete 8’

1. Phÿsharmonika 8’

Главная педаль – Hauptpedal (C–d1)

116. Principalbaß 32’

117. Octavbaß 16’

118. Violonbaß 16’

119. Contra Violonbaß 16’

120. Subbaß 16’

121. Floetenbaß 16’

122. Gedecktbaß 16’

123. Quintbaß 10 2/3’

105. Octavbaß 8’

106. Hohlflötenbaß 8’

107. Gedecktbaß 8’

108. Violoncello 8’

124. Terzbaß 6 2/5’

113. Octavbaß 4’

114. Hohlflöte 4’

115. Octav 2’

125. Sexquialtera 2 fach 10 2/3’

126. Mixtur 5 fach 5 1/3’

61. Grand Bourdon 5 fach 32’

109. Bombardon 32’

110. Posaunenbaß 16’

111. Trompete 8’

112. Cornobaßo 4’

Пиано-педаль – Pianopedal (C–d1) (в швеллерном шкафу IV мануала)

25. Violon 16’

24. Bourdon 16’

14. Dolceflöte 8’

13. Violon 8’

12. Viola 4’

11. Flautino 2’

23. Serpent 16’

22. Bassethorn 8’

Копуляции

IV,III,II/I, II/I, I/P, «Noli me tangere» (P/I)

III/II, III/I, III/P, II/P

IV/II, IV/I, IV/P, I,II,III,IV/P

I мaнуал Sexquialtera 5 1/3’ 2 fach = Quinte 5 1/3’ + Terz 3 1/5’ (56+55)

II мaнуал Sexquialtera 2 2/3’ 2 fach = Quinte 2 2/3’+ Terz 1 3/5’ (80+81)

III мaнуал Bifra 8’ & 4’ = Gedeckt 8’ + Dolce 4’ (67+72)

IV мaнуал Unda maris 8’ = Melodica 8’ + Flûte d’amour traversière 8’ (6+5)

Piffaro 8’ & 2’ = Bourdon doux 8’ + Salicet 2’ (4+16)

Viola Tremolo 8’ = Aeoline 8’ + Voix celeste 8’ (3+20)

Педаль Sexquialtera 10 2/3’ 2 fach = Quintbaß 10 2/3’ + Terzbaß 6 2/5’ (123+124)

Grand Bourdon 32’ 5 fach = Octavbaß 16’ + Quintbaß 10 2/3’ + Octavbaß 8’ + Terzbaß 6 2/5’ + Octavbaß 4’ (117+123+105+124+113)

Вспомогательные устройства

A. Omnia Copula

B. Включение 1-ой группы педальных регистров (f = 12–14, 24, 25, 105–108, 113, 114, 117–124)

C. Включение 2-ой группы педальных регистров (mf = 13, 24, 25, 106–108, 118–122)

D. Включение 3-ей группы педальных регистров (mp = 13, 14, 24, 25, 107, 108, 119, 120)

E. Включение 4-ой группы педальных регистров (p = 13, 14, 24, 25)

F. Forte IV мaнуала (3-10, 16-19)

G. Organopleno

H. ff I, II, III мaнуалов (все лабиальные регистры)

I. f I, II, III мaнуалов (все 16’, 8’ и 4’ лабиальные регистры)

K. p I, II, III мaнуалов (27–29, 34, 35, 38–40, 44, 48–50; 62, 65, 66, 68, 70–72, 75, 78; 88–90, 92, 93, 95, 97, 98, 101, 102, 104)

L. mf I мaнуала (27–30, 44, 45, 47, 49, 50)

M. mp I мaнуала (29, 44, 45, 47, 49)

N. mf II мaнуала (87-93, 100–102)

O. mp II мaнуала (87, 91–93, 101, 102)

P. mf III мaнуала (64–68, 70–72, 77)

Q. mp III мaнуала (66–68, 70–72)

R. Запирающее регистровое устройство (для подготовки новой регистровки)

S. Включение и отключение механизма Вальце

T. Хор язычковых регистров I, II, III, IV мануалов и педали (2; 32, 33, 36, 37; 73, 74; 96; 110–112)

U. Педаль швеллера для язычковых регистров II мануала (43, 95, 97, 98)

V. Педаль швеллера для регистров IV мануала и педальных регистров пиано педали (включая язычковые регистры)

W. mf IV мануала (3, 8-10)

X. Tutti IV мануала (исключая 20, 21)

Дополнительные устройства

42.Tremolo для Vox humana 8’ и Bourdon d’echo 8’ (III, 73+52)

43.Tremolo Oboë 8’ = Fagott & Oboë 8’ + Tremolo (II, 97)

‘Anker’ zum momentanen Anhalten der Crescendowalze

Automatische Gangstellung der Crescendowalze: ‘Dirigent’

Steuer für ‘Crescendo’ und ‘Decrescendo’: ‘Dirigent Walze’

Индикаторконтроляза ‘Crescendo’ и ‘Decrescendo’ (Zifferblatt zum Crescendo und Decrescendo): 0–124

I. Отключение регистров I мануала

II. Отключение регистров II мануала

III. Отключение регистров III мануала

IV. Отключение регистров IV мануала

V. Отключение регистров главной педали

VI. Отключение регистров пиано педали

Отключение всех мануальных регистров (исключая регистры IV мануала)

Отключение «Omnia copula»

Второй шпильтиш

мануал (C-f3) и педаль (C-d1)

мануал – соответствует IV мануалу главного шпильтиша

педаль – соответствует пиано педали главного шпильтиша (исключая 22, 23)

Копуляция: Man/Ped.

Cimbal*) = Bourdon doux 8’, Gedecktfloete 4’, Salicet 2’

Doublette*) = Flûte d’amour traversière 8’, Vox angelica 4’

W. mf IV мануала (3, 8–10)

X. Tutti IV мануала (исключая 20, 21)

Z. швеллер

*) Cimbal и Doublette – названия фиксированных комбинаций регистров. Эти комбинации управляются только со второго шпильтиша

Все проспектные трубы – декоративные. Механическая игровая трактура (с применением рычага Баркера); пневматическая регистровая трактура. Реставрационные работы: фирма «Герман Ойле» (1961–1962) и фирма «Д.А.Флентроп» (1982–1984)

Диспозиция органа церкви в Угале

Корнелиус Ранеус, 1697–1701

Hauptwerk (CDE–c3)

Bordun 16’

Principal 8’

Hollflöt 8’

Quintade 8’

Octava 4’

Rohrflöt 4’

Raußquint 3’

Superoctava 2’

Waldflöt 2’

Sexta 1 3/5’

Mixtur 3 fach

Zincke 8’

Rückpositiv (CDE–c3)

Flötte 8’

Principal 4’

Blockflött 4’

Salicional 4’

Gemshorn 2’

Offenflött 2’

Sedecima 1’

Schalmeij 8’

Педаль (CDE–e1)

Subbass 16’

Gedactbass 8’

Viola di Gamba 8’

Octave 4’

Quinte 3’

Octave 2’

Posaune 16’

Trompete 8’

Копуляции

Manualkoppel

Pedalkoppel

Дополнительные устройства

Zimbelstern

PedalfürVogel

Список литературы

Гандшин Ж. Из истории органа в России. – Музыкальный современник (Петроград), 1916/1917, 2/4

Гандшин Ж. Русская музыка для органа, т. 2. – Мелос (Петроград), 1918

Ройзман Л. Орган в истории русской музыкальной культуры. М., 1979