Смекни!
smekni.com

Эшпай Андрей Яковлевич (стр. 4 из 6)

2-я - звучит у кларнета на фоне pizzicato струнных басов (имитирующих звучание бас-гитары) и у виртуозно солирующей скрипки;

3-я - образует контраст теме вступления, как некий протест, неприятие смерти. Эту тему Эшпай подает в богатом оркестровом облачении, в виде мрачного, напряженного апофеоза, после которого заключительный этап драмы первой части Концерта, также насыщенный полифоническими приемами развития, воспринимается как просветление и успокоение.

В разработке подчеркивается инфернальность музыки. Через ударный эпизод композитор приходит к психологической стретте, где голоса наслаиваются друг на друга, как бы захлебываясь в своей экспрессии.

В репризу Концерта автор вводит русскую народную песню "Зеленая сосенушка зелена была". Ее развитие подобно магической сцене колдовства с постепенным расширением круга действующих лиц. Фактура эпизода выделяет его как пример антифонного пения, выраженного средствами оркестра.

Кода построена на истаивании 1-й темы побочной партии, ее введение в конце произведения придает гибкость и законченность форме Концерта.

Техника в Концерте - своего рода фундамент, на котором Эшпай выстраивает мелодически яркое, глубоко эмоциональное произведение.

30 апреля 1976 года в Большом театре состоялась премьера балета А.Эшпая "Ангара" (либретто Ю.Григоровича и В.Соколова по пьесе А.Арбузова "Иркутская история", постановщик Ю.Григорович).

Центральной осью драматургии балета стал образ реки Ангары - то сказочно прекрасной, то страшной в своей непредсказуемости.

История музыки знает великолепные примеры образного решения темы реки (тема Днепра в "Русалке" А.Даргомыжского, Рейна в "Золоте Рейна" Р.Вагнера, Влтавы в симфоническом цикле "Моя родина" Б.Сметаны).

У Эшпая тема реки получила сквозное развитие - во многих эпизодах балета звучат ее различные варианты.

Исключительно насыщена колористическая палитра "Ангары", в симфоническую партитуру композитор ввел инструменты русского народного оркестра (балалайка, домра, баян), инструменты, принадлежащие джазу и обозначенные автором как jazz batteria.

Сложные в психологическом отношении сцены балета А.Эшпай нередко решает приемом монологического высказывания героев: драматический монолог Виктора во II акте, для которого игра в любовь неожиданно обернулась искренним и глубоким чувством; три монолога Валентины, особенно в III акте, с тонкой градацией чувств героини - страх, надежда, любовь, наконец, ужас перед свершившимся (в борьбе строителей с разбушевавшейся стихией погибает Сергей) сменяют друг друга.

Многие страницы "Ангары" исполнены глубокого лиризма. Примером поэтического откровения является музыка "Колыбельной".

Могучие воды красавицы "Ангары" получили "прописку" на Неве (Мариинский театр) и на Волге (Самарский театр оперы и балета).

К данному виду театрального искусства А.Эшпай обратился вновь через пять лет. В 1980 году он создает на основе либретто И.Чернышева балет "Круг" ("Помните!"). Сложный по проблематике (бедствия "конца мироздания", гибель цивилизации, борьба за жизнь) новый балет не имеет аналогов ни в прошлом, ни в настоящем. Автору не понаслышке ведомо, что приносит с собой война.

"Даже если вы не пишете конкретно о войне, - говорит композитор, - она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте. О войне нельзя говорить словами. Тот, кто не был на поле боя, никогда не узнает, что такое война. Все герои в земле - война унесла лучших".

Своим балетом "Круг" А.Эшпай средствами музыки пытается предостеречь землян от апокалипсиса, от деяния рук человеческих - нейтронной бомбы. То, к чему может привести использование новейшего оружия, сценически демонстрирует балет.

Возрождение цивилизации из небытия в балете удается осуществить силой всепоглощающей любви героини, ее самопожертвованием.

Антивоенная направленность музыкально-драматического произведения решена композитором синтетическим сплавом разнородных стилей (классика, джаз, фольклор, знаменный распев) с присущими Эшпаю умением и вкусом.

Премьера балета "Круг" под названием "Помните!" состоялась 23 февраля 1981 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Постановку балета осуществил балетмейстер И.Чернышев. Показ балета на гастролях в Москве принес ему заслуженный успех.

По характеру тематического материала и по способам его развития музыка балета "Круг" - настоящая симфоническая партитура. С этим связано ее естественное "перевоплощение" в Четвертую симфонию ("Симфония - балет" для большого симфонического оркестра, 1980), первое исполнение которой состоялось 15 октября 1981 года в Большом зале консерватории. Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения дирижировал В.Федосеев.

На Втором Международном музыкальном фестивале в Москве в мае 1984 года прозвучал Концерт для гобоя с оркестром А.Эшпая. Его исполнителями были А.Любимов (гобой) и Государственный симфонический оркестр Латвии под управлением В.Синайского. По требованию публики Концерт был повторен полностью. (Первое исполнение сочинения состоялось 15 октября 1982 года в Большом зале консерватории на фестивале "Московская осень". Государственным симфоническим оркестром СССР дирижировал В.Синайский. Партию гобоя исполнял А.Любимов, - ему автор и посвятил произведение.)

В Концерте соблюдены законы жанра: в нем есть виртуозная соревновательность солиста (а также группы солистов) с оркестром, богатейшая ритмо-пластика народного музицирования, непринужденность джаза и, самое ценное, - поразительная красота мелодики.

Прозрачность оркестровки сменяется жесткой канвой неуюта, чтобы противостоять мыслям о смерти. Но преодоление их не завершается на материале главной партии Концерта, а приводит к возникновению философски значимой, "всепрощающей", явственно новой темы. По этому поводу Эшпай говорил: "...пока не пришла музыка новой финальной темы, - Концерта, каким я его видел, все не было. И форма, и оркестр, и развитие материала диктовались музыкой, которая, не скрою, мучительно не возникала. Но потом вдруг сразу пришла, когда я совсем было отчаялся ее найти. Эта новая тема освободила дыхание и сломала панцирь стереотипной формы инструментального концерта, переведя повествование в мир симфонической мысли. А почему это так? Объяснить невозможно..."

Успех Гобойного концерта у публики был потрясающим.

Всеми "кругами ада" войны, прошедшей огненным мечом по каждой российской семье, подготовлена Пятая "Военная" симфония Андрея Эшпая для большого симфонического оркестра. Она повествует о судьбах людей, о человеке, о явлениях мира, в котором не должно быть места насилию.

Обнаженная конфликтность в сочинении создается столкновением интонационных сфер русской песенности и образов зла с легко узнаваемым нацистским маршем.

По масштабу художественного воплощения темы войны и по силе эмоционального воздействия на слушателей "Военная" симфония А.Эшпая сопоставима с Седьмой "Ленинградской" симфонией Д.Шостаковича.

1 апреля 1986 года в Большом зале консерватории Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Е.Светланова впервые исполнил Пятую симфонию Андрея Эшпая.

Написанию Шестой "Литургической" симфонии способствовало событие, всколыхнувшее всю страну, - тысячелетие крещения Руси. Не остался в стороне и Эшпай. По словам композитора, он выбрал текст 13 главы из Первого рослания к Коринфянам святого апостола Павла" как материал для развития злободневных тем, волнующих людей сегодня так же, как и тысячу, и две тысячи лет назад. После написания хора a cappella, где помимо названного текста было использовано апокрифическое (т.е. неканоническое) послание "О, всепетая Мати" и иромодальный (календарный) хор "Чашу Спасения прииму", Эшпаю показалось, что отобранный материал требует более развернутого музыкального решения. Возник новый, более насыщенный вариант. Но ощущение недосказанности оставалось. И привлечение оркестра становилось осознанной необходимостью. Так родилась Шестая "Литургическая" симфония.

Послание святого апостола Павла из глубины двадцативековой давности в симфоническом "прочтении" Эшпая обращено к современнику:

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я отдам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносит, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;

Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится...

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,

Тогда же лицом к лицу;

Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше".

Перед исполнением симфонии Андрей Эшпай просит прочесть со сцены текст на современном русском языке. Выслушав текст Послания, люди яснее понимают то, что услышат сейчас на старославянском, и могут лучше проникнуться "духом симфонии", названной автором "Литургической".

Хор в Симфонии поет не только a cappella, но и в соединении с оркестром. Это дало возможность автору быть более свободным в средствах и выйти из ограничительных рамок знаменного распева. Все развитие "Литургической" подчинено логике симфонического действа.