Смекни!
smekni.com

Эшпай Андрей Яковлевич (стр. 5 из 6)

Московская премьера Шестой симфонии состоялась 19 ноября 1989 года в Большом зале консерватории в исполнении Волгоградской и Магнитогорской хоровых капелл, Большого симфонического оркестра Государственного телевидения и радио под управлением В.Федосеева.

Седьмая симфония для большого симфонического оркестра написана Андреем Эшпаем в 1991 году, в самом начале коренных изменений и преобразований в стране. Спала до недавнего времени непроницаемая завеса над учением Христа, стало возможным и в России свободное обращение к евангельской теме, как в Шестой "Литургической". В Седьмой симфонии нет текстового материала, она решена чисто инструментальными средствами, но от этого не стала менее значимой. Сочинение затрагивает извечный вопрос: что такое жизнь? И своей музыкой Эшпай отвечает почти по Блезу Сандрару: "... это - мы, и Бог, и я - и Вечность это".

Андрей Эшпай говорит: "Всю жизнь мы пишем одно-единственное произведение. Произведение это - наша жизнь. Седьмая симфония - одна из ее частей. Симфония одночастная, с контрастными разделами, как свойственно циклической форме. Есть в ней сложнейший эпизод - pizzicato струнных, над которым долго бился Е. Светланов, но сделал его блистательно. Повествование уходит в небо, исчезает, истаивает..."

Памяти Д. Шостаковича Эшпай посвятил Струнный квартет "Concordia discordans" (согласие несогласного). "Тот не умер, кто не позабыт". Вся интонационная сфера квартета в каждом его разделе оттеняет образ того, чьей памяти посвящено сочинение.

В 1999 году композитор закончил "Четыре стихотворения" для симфонического оркестра, хора и чтеца (стихи М.Лермонтова, М.Цветаевой, С.Есенина, Ф.Глинки), перекинув невидимый мост от старославянского языка Шестой симфонии к высокой русской поэзии. Отталкиваясь от первоосновы, автор нашел адекватную музыкальную характеристику каждому стиху, соединив их в единый живой организм.

Накануне 2000 года Андрей Эшпай осуществил замысел, на который никто из композиторов до него не отваживался, - завершил "золотую серию" Концертов для всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы в силу специфики ее звучания): четыре скрипичных, два фортепианных, Концерты для альта, гобоя, флейты, саксофона, виолончели, контрабаса (или фагота), кларнета, валторны, двойной Концерт для трубы и тромбона, Концерт для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом.

Исходя из замысла сочинения и интуитивного оркестрового чутья, состав оркестра Эшпая от произведения к произведению постоянно видоизменяется, варьируется и никогда не повторяется. Например, в Виолончельном концерте композитор взял струнные плюс фортепиано и арфу; в Контрабасовом (или фаготовом) - только струнные. Фактура произведений насквозь полифонична и скрупулезно детализирована. При всей сложности технической стороны Концертов музыка остается по-эшпаевски возвышенной и притягательной.

За простым перечислением Концертов А.Эшпая стоит колоссальный, каторжный труд, требующий мобилизации как душевных, так и физических сил. Отрадно, что сочинения звучат, а не пишутся "в стол". Если же все опусы композитора умножить на количество оркестров-исполнителей, а затем сложить с их составами, то получится, что целая армия первоклассных музыкантов играет Эшпая. Ряды его слушателей растут и пополняются. На сегодняшний день они уже составляют многомиллионную аудиторию. Памятны в сердцах людей авторские концерты композитора, его теплые встречи с тружениками сел и предприятий, студентами, школьниками, его шефские концерты у воинов, выступления и дискуссии в Домах культуры, клубах, по радио, телевидению и в печати.

Он деятельно помогал открывать в самых отдаленных уголках Союза детские музыкальные школы. Кстати, Эшпай не забывает про музыку для детей, его перу принадлежат десятки инструментальных миниатюр (некоторые вошли в "Детский альбом", 1970).

В неполном списке географических мест, где видели и слышали Эшпая "живьем", значатся Якутия (с Оймяконом и Мирным), Тюмень и Новосибирск, Урал и Сочи, родная Волга от Ярославля до Астрахани, Санкт-Петербург и Дон, Северный Кавказ и Заполярье, столицы всех бывших союзных республик...

Начиная с 1961 года, композитор нередко бывает за границей. Он был членом (иногда председателем) жюри популярных конкурсов и фестивалей. Это - Зелена Гура, Сопот, "Варшавская осень" в Польше, "Неделя музыкального искусства для детей и юношества" в Болгарии, "Пражский фестиваль джаза" в Чехии и др.

Музыке Андрея Эшпая не требуются переводчики - она звучала и продолжает звучать за рубежом в его собственном исполнении, в исполнении наших гастролирующих оркестров и солистов, а также в интерпретации многих европейских оркестров. Искреннюю симпатию и благодарность Эшпаю-симфонисту выражала публика всех континентов: в странах Японии и Индии, почти во всех государствах Европы, в Канаде и США.

В настоящее время в США начат выпуск десятитомной антологии музыки А.Эшпая в грамзаписи. Уже записаны три диска.

Будучи в Нью-Йорке в 1973 году Эшпай посетил дом недавно скончавшегося И.Стравинского. Сердечной была беседа с его вдовой Верой Артуровной и Р.Крафтом - дирижером и биографом Стравинского. Вся обстановка в доме живо напомнила Эшпаю предыдущие встречи с великим композитором в Москве и Будапеште.

Еще раньше, в 1968 году, состоялось знакомство А.Эшпая с другим знаменитым композитором ХХ века - К.Орфом. По приглашению немецкого композитора на музыкальный праздник в Штутгарт (ФРГ) прибыли Т.Хренников, К.Хачатурян, Р.Щедрин и А.Эшпай. Они присутствовали на премьере оперы Орфа "Прометей". В доме самого Карла Орфа Эшпая восхитил целый музей ударных инструментов, собранных в путешествиях по Африке, Японии, Индонезии, наконец, изготовленных самим композитором.

В рабочем кабинете А.Эшпая висит фотография немецкого композитора с шутливой дарственной надписью: "Спасибо, сердечное спасибо от на три четверти столетнего Карла Орфа". Андрей Эшпай в недоумении: готовится авторский вечер по поводу уже его собственного на три четверти столетнего юбилея. Единственным "утешением" для Эшпая является то, что он ничуть не уступает Орфу в скорости, с которой тот носился по квартире, демонстрируя достоинства своих обожаемых инструментов.

"Я никогда не буду стариком, - говорит Андрей Эшпай. - Мне 75, и мне 19", - тем самым подтверждая истину, что "душа не стареет", а талант неподвластен времени.

К бесспорным достижениям Эшпая относится его эпохальная Симфоническая картина "Переход Суворова через Альпы", прозвучавшая на XIX Международном фестивале современной музыки в Москве (ноябрь 1997). Андрея Эшпая, как фронтовика-разведчика, как патриота земли русской и как глубокого знатока истории России, давно интересовал и волновал один из самых знаменитых походов в истории военного искусства - Швейцарский поход Суворова 1799 года. Запали в его душу и слова полководца, обращенные к армии: "Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире! Мы на краю пропасти! Но мы - русские! С нами Бог! Спасите, спасите честь и достояние России!"

Эшпай даже был у Чертова Моста, на перевале в Альпах - в настоящей природной ловушке, сам слышал страшный гул из бездны коварного ущелья, почти воочию увидел тот опаснейший путь, который избрал Суворов, чтобы уберечь от погибели армию.

И композитор запечатлел то, что прочувствовал. Без артиллерийской стрельбы и чрезмерных шумовых эффектов он нарисовал высоко художественную картину, в которой видны и леденящий душу риск, и беспримерная отвага, и противостояние смерти. Этим оркестрово-развернутым полотном Эшпай выразил восторг и преклонение перед силой духа русского солдата, но не только...

Автор "из глубины души" хотел воссоздать трагическую реальность последних мгновений СВОЕЙ войны, когда с друзьями строил планы встреч после Победы. И все рухнуло...

"Российская музыкальная газета" (1999, №4) рассказала о вечере, посвященном 200-летию легендарного перехода русской армии через Альпы под предводительством А.В.Суворова, в зале Академической капеллы Санкт-Петербурга. "Кульминацией праздника стало исполнение оркестром штаба Ленинградского военного округа Симфонической картины Андрея Эшпая "Переход Суворова через Альпы" (в переложении для духового оркестра Я.Барташевича)... Проникновенно русское, яркое, темпераментное сочинение Эшпая захватило публику и имело столь бурный успех, что пришлось повторить его финал. На фоне заключительных аккордов по мановению руки дирижера в зал торжественным маршем вошла рота почетного караула со знаменами суворовских войск, предоставленными Военно-историческим музеем А.В.Суворова. Красочное шествие лишь усилило впечатление от концерта. Музыканты и слушатели единодушно оценили этот музыкально-поэтический вечер как чудесный и незабываемый".

Триумфальное шествие "Суворова" по концертным залам России началось, будет продолжено в XXI веке, но уже сейчас, по реакции слушателей, несомненно, что Симфоническая картина "Переход Суворова через Альпы" - есть музыкальный Подвиг композитора Андрея Эшпая.

На протяжении всей своей жизни в искусстве Эшпай пишет киномузыку. Он - автор музыки более чем к шестидесяти кино- и телефильмам, поставленным на разных студиях страны. Особенно плодотворным было его сотрудничество с режиссерами А.Салтыковым ("Бабье царство", "Директор", "И был вечер, и было утро", "Сибирячка", "Возврата нет", "Семья Ивановых", "Емельян Пугачев", "Путь в бессмертие"); Е.Ташковым ("Страницы былого", "Жажда", "Приходите завтра", "Майор Вихрь", "Адъютант его превосходительства", "Дети Ванюшина", "Преступление"); В.Левиным ("Повесть о первой любви", "Сильнее урагана", "Долгий путь в лабиринте"); В.Жилиным ("Исправленному верить", "Водил поезда машинист"). Три последние работы в кино: фильм режиссера В.Пендраковского "Я свободен, я ничей" с прекрасными актерами Н. Руслановой и В. Гафтом в главных ролях, детский фильм "Лиза и Элиза" режиссера А. Згуриди и триллер "Умирать легко" режиссера А.Хвана.