Смекни!
smekni.com

Вольфганг Амадей Моцарт (стр. 3 из 6)

 Невстретив сочувствия в своих творческих исканиях, Моцарт на время оставляет жанрсимфонии. В Зальцбурге предпочитают легкую, развлекательную музыку. Поэтому напервом месте у молодого композитора стоят веселые дивертисменты (своего родасюиты) и поэтичные серенады. Грациозные жизнерадостные пьесы перемежаются в нихсо страницами тонкой задушевной лирики.

 Лишьчерез пять лет с великим трудом удается Моцарту добиться разрешения уехать изЗальцбурга. Проездом через Мюнхен и Маннгейм он направляется в Париж. На этотраз его сопровождает мать.

 Вте времена Маннгейм был одним из крупнейших музыкальных центров, где работалонемало превосходных музыкантов. Заслуженной славой пользовался Маннгеймскийсимфонический оркестр.

 Здесьже в Маннгейме молодой Моцарт повстречал 15-летнюю Алоизию Вебер. У Алоизии -прекрасный голос. Для нее юноша пишет блестящие концертные арии, мечтая о том,что Алоизия станет его женой и будет петь в его будущих операх. Намерение сынажениться на дочери бедного работника театра приводит Леопольда Моцарта внегодование. Скорее в Париж!

 Нов Париже службы для молодого композитора не находится. В течение многих месяцевМоцарт живет в грязном номере дешевой гостиницы, перебиваясь грошовыми уроками.Новый удар - тяжело заболевает и умирает мать. Подавленный, возвращается он народину. В довершение всех несчастий Моцарт узнает, что за это время юнаяАлоизия успела стать оперной примадонной и выйти замуж.

 Ивот опять ненавистный Зальцбург, глухая провинция отсталой Германии. Полнаязависимость от прихоти архиепископа. Молодому музыканту запрещался свободныйвыезд из города и даже выступления в домах любителей музыки. Чтобы еще большеунизить всемирно известного музыканта, его сажали обедать со слугами в людской,заставляли заниматься уборкой комнат.

 Одинтолько раз дверь "тюрьмы" на время растворилась. В ответ на просьбукурфюрста Баварского Вольфгангу было разрешено поехать в Мюнхен для сочинения ипостановки большой героической оперы "Идоменей, царь Критский" пасюжет из греческой мифологии.

 Премьера"Идоменея" состоялась 29 января 1781 года. С первых же звуков операзахватила слушателей. После блестящего успеха "Идоменея" жизнь в домененавистного архиепископа па положении лакея стала для Моцарта еще болееневыносимой. Поданное им прошение об отставке влечет за собой новый поток оскорблении:приближенный архиепископа, граф Арко, осыпает Моцарта бранью и в припадкеярости сталкивает его с лестницы.

 "Человекаоблагораживает сердце,- писал Моцарт отцу.- Пусть я не граф, но чести во мнебольше, чем у иного графа... Вам в угоду, дорогой отец, я готов пожертвоватьсвоим счастьем, своим здоровьем, даже жизнью, но не честью. Честь моя - онамне, да и Вам, должна быть дороже всего".

 Моцартпоселяется в Вене. Пристанище он находит в бедном доме госпожи Вебер, материАлоизии. В семье есть еще несколько сестер, и одна из них, Констанца,впоследствии станет женой Моцарта. Удается найти три-четыре урока и, что ещеважней, получить заказ на сочинение зингшпиля - комической оперы"Похищение из сераля" для Придворного национального оперного театра.

 Зингшпиль- пьеса с пением. В зингшиплях таились истоки национальной оперы, о созданиикоторой мечтал Моцарт. "У каждого народа есть своя опера. Почему же нам,немцам, не иметь ее? - писал он отцу.- Разве немецкий язык менее пригоден дляпения, чем французский, английский и даже русский? Вот был бы истинный"позор" для Германии, если бы ее сыны начали, наконец, думатьпо-немецки, говорить по-немецки и даже... петь по-немецки!"

 Взингшпиле "Похищение из сераля" Моцарт выступает родоначальникомнемецкой национальной оперы. Он вводит в свое произведение мелодически развитыеарии, сложные ансамбли. Незатейливая комедия с песенками превращается в еготрактовке в настоящую оперу.

 Премьерасостоялась 16 июня 1782 года. Публика устроила композитору овацию. Очень скороопера начинает ставиться на сценах многих театров.

 Иначеотносятся к опере аристократические круги Вены. Официальное мнение выражаетимператор Иосиф II.

 -Слишком тонко для наших ушей и к тому же ужасно много нот,- говорит он, имея ввиду удивившее его богатство и насыщенность оркестрового изложения.

 -Ровно столько нот, сколько необходимо, ваше величество,- с чувствомсобственного достоинства отвечает Моцарт. Он не подозревал в ту минуту, чтопоприще оперного композитора надолго станет для него закрытым.

 Стого времени, как Моцарт уехал из Зальцбурга, предпочтя униженному положениюпридворного музыканта исполненную невзгод и превратностей жизнь"свободного" художника, проходит пять лет.

 Жизньв Вене складывается нелегко. Частые выступления в салонах богачей и в открытыхконцертах, утомительные уроки с учениками, срочное писание всяческихпроизведений "на случай", постоянная неуверенность в завтрашнем дне -все это незаметно подтачивало и без того некрепкое здоровье Моцарта. Емуисполнилось уже 30 лет. И кажется Моцарту, что оп еще мало что создал. Вовсяком случае, лучших своих произведений он не успел написать.

 "Язавален работой и очень устаю,- жалуется Моцарт в письме к отцу.- Все утро, додвух часов, даю уроки, затем мы обедаем... Только вечером могу заниматьсякомпозицией, но от нее, к несчастью, то и дело отрывают приглашения играть вконцертах..."

 "...Даютри абонементных концерта в зале Тратверна... Плата - 6 флоринов за триконцерта..." (плата, разумеется, ничтожная).

 "...Крометого, я дал еще два концерта в театре; можете судить, сколько мне предстоитработы по композиции и по игре. Ложусь спать в 12 часов ночи, встаю в 5 часовутра, целое утро занимаюсь уроками и почти каждый вечер играю поприглашению". (К письму прилагается длинный список предстоящихвыступлений.)

 "Оттакой работы я не заржавею, не правда ли? - горько шутит Моцарт.- Мой первыйконцерт 17 марта прошел прекрасно; зала была полна; новый концерт (дляфортепиано с оркестром) очень понравился; теперь его разыгрывают повсюду".

 Вартистических состязаниях со знаменитыми виртуозами Моцарт остаетсянепревзойденным. Одухотворенная прелесть моцартовской игры вместе с поистиненеистощимой творческой изобретательностью в импровизациях сделали его любимцемвенской публики.

 Певучаявыразительность, напевность исполнения соединялись в игре Моцарта споразительной отточенностью техники, свойственной лучшим клавесинистам тоговремени. Неповторимо прекрасными были его импровизации, где вдохновеннаятворческая мысль всегда сочеталась с красотой н пластичностью формы.Непосредственное творчество тут же на концертной эстраде, радость созиданияновой музыки в присутствии взволнованных слушателей придавали моцартовской игрекакой-то особый фантастический блеск.

 Широкоепризнание исполнительского таланта приносило Моцарту удовлетворение,поддерживало его в борьбе с жизненными трудностями. Выступая в концертах, онсчитал своим долгом всякий раз играть непременно новые пьесы своего сочинения.Отсюда заметное преобладание в те годы клавирных композиций: концерты дляфортепиано с оркестром, сонаты, фантазии, вариации. Попутно сочинялись нразличные камерные ансамбли, трио, квартеты, квинтеты.

 Всё,кроме новых опер. По-прежнему мечтает Моцарт об опере. Однако заказов длявенского театра больше не поступает. Но помогло неожиданное обстоятельство,случайность.

 В1786 году Моцарт знакомится с аббатом Лоренцо да Понте, разностороннеобразованным человеком н к тому же неплохим поэтом. После смерти знаменитогоМетастазио, прославившегося сочинением оперных либретто, место придворногопоэта при венском дворе пустовало. Аббату да Понте очень хотелось его занять.Нужно было, однако, показать, что он действительно способен создавать оперныелибретто.

 Поразмысливхорошенько, аббат решил обратиться с предложением о сотрудничестве к Моцарту.Об интригах, которые постоянно велись против молодого композитора, ему,разумеется, было известно. Но это не смутило да Понте. Моцарт с радостьюсогласился па его предложение. Долго, однако, они не могли найти подходящегосюжета. Все, что ни предлагал Моцарту да Понте, композитор отвергал. Опзабраковал сотни сюжетов.

 -Надо бы нам найти что-либо вроде "Севильского цирюльника",- сказалоднажды композитор.- Маэстро Паэзиелло не ошибся, сочинив на сюжет комедииБомарше свою прелестную оперу.

 -Театр всегда полнехонек, когда идет "Севильский цирюльник",-согласился да Понте.

 -Не хуже получилась бы опера н по другой комедии Бомарше - "Безумный день,или Женитьба Фигаро". Но вот беда: постановка этой знаменитой французскойпьесы на сценах наших австрийских театров запрещена цензурой, - размышлялМоцарт. Интересно, что опера "севильский цирюльник" на сюжет Бомаршебыла написала известным итальянским композитором Паэзиелло в его бытность вРоссии для петербургской сцены (1785). Много позже, в 1816 году, на тот жесюжет создал свою знаменитую оперу Россини.

 Идеясоздание оперы на сюжет знаменитой пьесы Бомарше в условиях реакции, царившей вАвстрии, была чрезвычайно смелой. И все же эта мысль пришлась по душе аббату.

 -Это ничего, - сказал он. - Разрешения на постановку оперы я добьюсь. Нодействовать надлежит осторожно. Оперу мы будем писать втайне, чтоб никто обэтом не знал. Иначе интриг не оберешься.

 Вближайшее время друзья приступили к работе. Никогда еще Моцарт не работал стаким увлечением. Пересказывать содержание комедии бесполезно - ее надо толькоувидеть, что мы Вам и советуем сделать.