Смекни!
smekni.com

Вольфганг Амадей Моцарт (стр. 4 из 6)

 Квесне 1786 года опера была закончена. Оставалось лишь сочинить увертюру. Улучивблагоприятный момент, да Понте явился к императору Иосифу II с текстомлибретто.

 -Что это? "Свадьба Фигаро"! -воскликнул тот.-Но ведь я же запретилпредставление этой пьесы в наших театрах!

 -В надежде на снисхождение вашего величества,- ответил да Понте,- я решилпеределать эту комедию в либретто, сократив и выпустив все то, что могло бышокировать благородную венскую публику. Одним словом, я сделал из нее самыйневинный и веселый сюжет для оперы, достойный театра, имеющего счастье состоятьпод вашим высоким покровительством.

 -Но если это опера, кто же напишет к ней музыку?

 -Музыка написана уже ^господином Моцартом. Слова эти отнюдь не вызвалисочувствия его величества. Лицо Иосифа II мгновенно приняло такой надменный инедовольный вид, какого да Понте еще никогда не приходилось видеть.

 -Моцартом? Но вы же знаете, что Моцарт, хотя и пишет замечательнуюинструментальную музыку, сочинил всего лишь одну оперу, да и та не имеет особойценности.

 НевежествоИосифа II, мнившего себя тонким знатоком музыки, немало поразило да Понте.Моцарт был к этому времени автором одиннадцати опер. Однако да Понте не сталпоправлять императора.

 -И я со своей стороны тоже мог бы оказаться автором либретто всего лишь однойоперы, поставленной в Вене, если бы был лишен милостивой снисходительностивашего величества,- смиренно ответил он.- Что касается музыки этой оперы,написанной Моцартом, то, насколько я могу судить, она совершенно изумительнойкрасоты. Осмелюсь представить партитуру оперы на усмотрение вашего гения,который всем нам хорошо известен...

 Ловкийи хитрый аббат пустил в ход всю свою дипломатию, все свое красноречие. При этомон распространялся не столько о достоинствах моцартовской музыки, сколько отонком музыкальном вкусе Иосифа II. Согласие на постановку было дано.

 Началисьрепетицию. Моцарт и да Понте держались настороженно, ожидая очередных интриг инеприятностей. Правда, при сложившихся обстоятельствах серьезно повредить новойопере было не так уж легко. Напрасны были попытки восстановить против Моцартаисполнителей главных партий, убедить их, что арии повой оперы никуда негодятся. Актеры отнеслись к гениальной музыке Моцарта с самым горячимсочувствием и работали над разучиванием своих партий с искренним увлечением.

 Перваярепетиция с полным оркестром была для Моцарта настоящим триумфом. Хорошо всемзнакомая невысокая и худощавая фигура композитора в красном плаще, небрежнонакинутом па плечи, оживленно двигалась по сцепе. Музыкантам оркестра онуказывал темп исполнения отдельных номеров, певцам, уже хорошо знавшим своипартии, давал советы относительно того, как им следует держаться па сцепе.

 Большевсего Моцарт доволен был талантливым Бенуччи, с воодушевлением исполнявшим рольФигаро. Когда Бенуччи в первый раз спел полным голосом арию "Мальчикрезвый, кудрявый", присутствовавшие пришли в неописуемый восторг. Моцартстоял поблизости И время от времени тихонько повторял: "Браво, браво,Бенуччи!"

 Когдаже певец дошел до энергичной мужественной фразы "Керубино, побеждай",которую он исполнил во всю силу своего могучего голоса и с искреннимвоодушевлением, впечатление от нее было подобно электрическому разряду. Ипевцы, И музыканты оркестра, увлеченные его пением, в один голос вскричали:

 -Браво, браво, маэстро! Да здравствует великий Моцарт!

 Таже реакция последовала после финала первого акта. Композитору была устроенанастоящая овация.

 Премьерановой оперы состоялась 1 мая 1786 года. Успех был огромный. Многие арии пожеланию публики приходилось повторять на бис.

 Новраги Моцарта не дремали. Иосифу II стали нашептывать, что эти бесконечные"бис" изнуряют певцов. Певцам якобы грозит потеря И порча голоса, таккак партии их слишком трудны. Клеветники добились того, что император сделалдиректору театра выговор за повторения на бис. Раздосадованный монаршимзамечанием, директор предпочел на следующий год снять оперу с репертуара, и онаскоро была забыта легкомысленной венской публикой.

 Нетак было в других городах. В Праге - столице Чехии, крупном культурном центретого времени - "Свадьба Фигаро" имела шумный успех также с первогопредставления и на протяжении всего сезона 1786/87 года давалась беспрерывно.

 Мелодиииз "Свадьбы Фигаро" звучали повсюду: на улицах и площадях, втрактирах и на танцевальных вечеринках: их перекладывали для различныхансамблей, превращали в контрдансы и другие бытовые танцы. Даже слепцы истранствующие музыканты, стремясь собрать вокруг себя побольше слушателей,охотно исполняли прекрасный лирический романс Керубино и другие отрывки измоцартовской оперы. Музыка "Свадьбы Фигаро" стала народной.

 Специальнодля оперного театра в Праге Моцарт вместе со своим другом да Понте создал в1787 году оперу "Дон Жуан".

 Созданием"Свадьбы Фигаро" Моцарт поднял жанр комической оперы на небывалую ещевысоту. В "Дон Жуане" -музыкальной драме шекспировского размаха - онвыступает как смелый новатор, открыватель новых путей в трагическом оперномискусстве.

 Опера"Дон Жуан" была закопчена в конце лета 1787 года. В октябресостоялась ее премьера на сцене Пражского оперного театра.

 Успехбыл огромный, и слава новой оперы разнеслась повсюду. Пришлось и Вене, чтобы неотстать от других городов, поставить моцартовскую оперу. Но легкомысленнаявенская публика не сумела оценить гениальное произведение должным образом.

 -Ваша новая опера божественна, дорогой Моцарт, гораздо лучше, чем "СвадьбаФигаро",-снисходительно сказал композитору император Иосиф II, - но боюсь,что и эта пища не для желудка моих венцев.

 -Я написал ее для пражцев и немногих друзей. Потребуется время, чтобы венцы ее"переварили",-гордо ответил Моцарт.

 Несмотряна происки завистников, император решил, наконец, предоставить Моцартудолжность камер-музыканта, не занятую после смерти Глюка. Но вместо 2000талеров годового содержания, которые получал Глюк, Моцарту назначили только800. Впрочем, Иосифа II мало интересовали творения великого композитора. За всето время, что Моцарт числился на придворной службе, ему заказали лишь несколькодесятков танцев для придворных и городских балов.

 "Слишкоммного за то, что я сделал, и слишком мало за то, что я мог бысделать",-написал как-то Моцарт на расписке при получении своего жалкогожалованья.

 Успехоперы "Дон Жуан" не улучшил материального положения композитора.Из-за того, что пришлось задержаться в Праге, Моцарт потерял почти все своиуроки. Жена тяжело болела. К старым долгам с нараставшими процентамиприбавлялись новые.

 Постояннаянеуверенность в завтрашнем дне, заботы и треволнения год от году подтачивали ибез того слабое здоровье Моцарта. С лихорадочной быстротой сочиняет онмножество новых произведений: концерты для различных солирующих инструментов соркестром, квартеты и квинтеты, арии и песни, небольшие танцы. Но все усилиянапрасны. Издатели обманывали и обкрадывали композитора на каждом шагу. За своипоследние ансамбли - шедевры камерной музыки, мало понятые современниками,Моцарт получил от своего издателя смехотворно низкий гонорар.

 -Пишите проще, легче, понятней, не то я не стану печатать ваших сочинений, -нагло заявил один из издателей. - Вот вам три дуката!

 -Только-то? - с негодованием возразил композитор. - Ведь семье есть нечего.Домовладелец грозит выбросить на улицу...

 Изодня в день писать "на случаи", разменивать свой огромный талант помелочам, приспосабливаясь к отсталым вкусам аристократических невежд илиобывателей-мещан, было невыносимо. Могучие творческие силы, вызванные к жизнисозданием "Свадьбы Фигаро" и "Дон Жуана", искали выхода.Композитор задумал дать открытый концерт с программой из новых произведений,написанных не по заказу, а по собственному побуждению.

 Устройствотакого "творческого показа" было всегда делом не легким. Моглослучиться, что выручка от концерта не покроет расходов на его организацию.Поэтому подобные концерты устраивались "по подписке", с тем чтобыбогатые любители музыки заранее дали бы свои деньги и в основном обеспечилисбор. А чтобы заинтересовать иных, приходилось бесплатно играть в их салонах...

 Ещенедавно концерты Моцарта привлекали широкую аудиторию. Теперь же дело сорганизацией концерта на лад не шло. Подписной лист ходил по рукам и, заисключением размашистого росчерка известного мецената ван Свитена, все ещеоставался пустым. По каким-то неясным причинам интерес "высокой"публики к игре и музыке Моцарта заметно ослабел. Быть может, и в самом деле онстал писать так сложно, что современники перестали его понимать?

 Открытыйконцерт с программой из наиболее значительных произведений последнеговремени-разве это не лучший способ установления духовного контакта с венскойпубликой? И Моцарт продолжает хлопоты. Для концерта необходим оркестр. А чтобыполучить его, приходится участвовать в больших "академиях" Обществасвятой Цецилии, легендарной покровительницы музыки. И разумеется, бесплатно.Моцарт раздумывает: какой же именно из своих клавирных концертов сыграть наближайшей музыкальной "академии": светлый и жизнерадостныйля-мажорный или же лирико-драматический ре-минорный? Это одно из лучших еготворений, созданное всего за год до написания "Дон Жуана". Окажетсяли оно достаточно понятным широким кругам венской публики?

 Моцартовскиеконцерты для самых различных солирующих инструментов с оркестром до последнеговремени пользовались широким признанием слушателей. Знатоки единодушноутверждали, что именно Моцарт довел эту крупную музыкальную форму до истинноклассического совершенства. Первому из композиторов Моцарту удалось столь яркоиндивидуализировать солирующие партии, заставить исполнителя-солиста вступить всвоего рода творческое состязание с оркестром.