Смекни!
smekni.com

Музыкальные способности и методы их развития (стр. 7 из 11)

Периоду первоначального воспитания чувства ритма, о котором в основном говорилось до сих пор, принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыки, оказывается подчас решающее влияние на всю ритмическую будущность ученика.

Не освоив азов ритмической грамотности, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся – музыкант, разумеется, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Все это известно опытным педагогам-практикам, самым серьезным образом оценивающим начальную фазу ритмического воспитания. Вместе с тем со всей определенностью подчеркнем: речь шла до сих пор лишь о предыстории развития чувства музыкального ритма.

Глава II. Декламационный метод обучения и его воздействие на развитие музыкальных способностей.

2.1 Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей.

Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха:

Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе.

А в инструментальной музыке? Для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен.

Этот метод был предложен мне педагогом во время работы над текстом в полифонии (И.С. Бах, Прелюдия Fis-dur из 1 тома ХТК) для точной передачи ритма и для выработки ровности.

Нотный пример №1 стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи»:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужную

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволило моментально исправить неточности в ритме, и решить ряд других задач – добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а также решить задачи текучести, непрерывности звучания, проработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усилилось за сет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Философская природа музыки И.С. Баха в данном случае вполне удачно сочетается с философской природой Стихотворения М.Ю. Лермонтова. Оба автора особенно тонко чувствуют и передают глубокие переживания человека, наводят на размышления о смысле бытия, обращаются к внутреннему, духовному миру человека.

Передам свои ощущения от работы в совместном выражении музыкального и поэтического образа. Помимо решения ритмической задачи, я почувствовала особую поэтичность, необходимую в игре. Возвышенность образов и неповторимая красота этих двух высокохудожественных произведений наполнили меня особой одухотворенностью, побудили к творческим исканиям, помогли особенно сосредоточиться на звуке, дали большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения. Я ощутила особую пульсацию в музыкальном произведении. В отличии от работы с метроритмом, который дает лишь сухое мерно отстукивание, применение декламационного материала есть главное преимущество – выразительность. В последующих исполнениях в рамках репетиции я повторяла текст мысленно во время игры. Особенно важно, что параллельное включение декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над артикуляцией – четким произношение звука.

Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 4 – нотный текст № 2. В работе над ритмом, артикуляцией Ирина Дмитриевна предложила стихотворный текст, сочиненный ею специально для выполнения этого вида работы.

Вот стаи журавлиные

Летят по небу синему

Зовут в края красивые,

Где песни соловьиные,

Пускай летят и кружатся!

Придет зима, завьюжится,

А мы пойдем на улицу,

Не страшно – не застудимся.

Кристаллики – снежиночки,

На реках – льды и льдиночки,

Вот зимние картиночки

Как радости снежиночки.

Заснежено, завьюжено,

В природе все застужено,

На окнах – иней – кружено

И печь гудит натружено…

И пусть мороз прокатится,

Пройдет зима – заплачется,

В капели порастратится

Придет весна, подкатится.

Ручьями да распутицей

Весна – природы спутница,

Нам лучшая попутчица,

С весною жизнь улучшится,

Да, время возвращается,

Природа оживляется,

А день уж прибавляется,

И птицы возвращаются,

Вот стаи журавлиные

Летят такие длинные,

Скучали на чужбине вы

Летите к нам, любые

Летите к нам сюда!

Так в вечном ожидании

Тепла, весна и мая мы.

Все – в трепетном внимании,

В природе – понимание

Стремимся к продолжению

И вечному движению

Все – в трепетном волнении

В высоком вдохновении.

Дарим свои улыбочки

И звуки – как слезиночки.

Сыграем как на скрипочке

Про вечные картиночки

И эти откровения,

Как радости мгновения

Разбудят вдохновение,

И в вместе с ним – движение.

О, муза фортепианная

Ты – самая желанная

Природа музыкальная

Для пианиста главная,

Как вечная весна!

(И.Д. Перфильева «Вечное движение»)

Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. Но удивительно созвучно по тематике с бесконечностью в движении музыки.

С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие. В этом примере благодаря применению стихотворного текста решаются и технические задачи.

Таблица № 2 показатели темпа запоминания наизусть
Время Освоение наизусть обычным способом Освоение наизусть с помощью декламации
10 2 8
15 4 12
20 6 16
25 8 20
30 10 24
35 12 26
40 14 28
50 16 32

Таблица № 1 Показатели темпа запоминания

Музыкальный материал: И.С. Бах Прелюдия и фуга Fis – dur из ХТК
Время Освоение наизусть обычным способом Освоение наизусть способом декламации
7 мин. 2 4
15 мин. 4 8
20 мин. 6 12
30 мин. 8 16
№ п/п Музыкальный материал Освоение наизусть обычным способом Время На Запоминание Освоение наизусть с помощью декламации Время на запоминание
1 И.С. Бах Прелюдия XIII (I том ХТК). Такты № 1-8(«Тучки небесные») При многократном проигрывании из игры выпадали такты целиком 30 мин. Этот вид работы бвл результативней, т.к. на каждый такт приходился поэтический текст 15 мин.
2 К. Черни этюд от 299 № 14 такты 1 –16(«Вот стая журавлинная») При многократном проигрывании установка была сделана на выигрывание всех нот в такте верно наизусть Не помогала даже игра в медленном темпе. Наизусть текст «не шел». 50 мин. Этот вид работы позволил переключить внимание на произношение поэтического текста вместе с музыкальным. 20 мин.

Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу. В медленном темпе идет осмысленное интонирование, проявляется логическая связь и завершенность в подаче разделов. Еще один особенно значимый момент – переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом – особый психологический комфорт.

Таким образом, мне удалось ощутить на себе полезность данного метода работы. В вопросах метроритмической неустойчивости и темповой неоднородности данный метод дает мгновенный положительный результат!

Кроме вышеизложенных вариантов применения, педагог предлагает использовать стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно.

Пример логических ударений во фразе:

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Так и в музыке в зависимости от расположения кульминаций меняется смысл. Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает работу с фразеровкой.

Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям.

В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям.

Обобщая вышеизложенное, еще раз подчеркиваю полезность метода, который дает мгновенный результат в решении музыкальных, художественных, технических задач в работе над фортепианном произведением.

Следует заметить, что литераторы используют музыку для того, чтобы еще более выразительно передать поэтический образ. Здесь просматривается особое взаимодействие литературы и музыкального искусства.

Возвращаясь к методам воздействия на ученика с помощью ритма в музыке и танце следует подчеркнуть, что Жак Далькроз начинал свою работу с параллельного включения моторики, движения, а затем, обобщая подчеркивал художественное значение метода, предостерегал от использования в чисто двигательном, техническом плане. От моторики – к художественному выражению.