Смекни!
smekni.com

Музыкальные способности и методы их развития (стр. 9 из 11)

«Где ты Лёка, Лёка, Лёка?

Увезли тебя далеко.

Где ты Лёка, Лёка, Лёка?

Где ты, милый мой?»

И второй раз при повторении пьесы, продолжается жалоба собачки:

Увезли тебя далеко,

Без тебя мне одиноко…

Поскорей дружочек Лёка,

Приезжай за мной.

Самим ребенком были созданы не только слова, но и рисунок широкого снежного поля и дорожки, по которой его увезли из деревни, и грустной собачки, сидящей на снегу. А.Д. Артоболевская говорила, что немало ребят проникались настроением пьесы, и это было их первым творческим исполнением.

В другом нотном сборнике Л. Хересно «Музыкальные картинки» есть также несколько стихов для начинающих пианистов.

Основные материалы, помимо вышеназванных, я взяла у преподавателя Перфильевой И.Д., которая сочиняет тексты в стихах для начинающих пианистов – учащихся сектора педагогической практики, а так же для обучения студентов по дополнительной специальности, предлагая эти материалы для использования в практике работы, а также предлагает стихи для студентов своего класса.

Собрав все эти материалы и распределив их по направленности, я составила комплект декламационных материалов. Получилось несколько групп стихов:

для освоения нотной грамоты;

для первых уроков с начинающими пианистом;

для формирования приема звуковедения legato;

для декламационного сопровождения первых пьес;

для освоения аппликатуры и определения направления движения в гамме;

для проведения музыкальных праздников;

для психологической подготовки учеников;

для выработки артикуляции.

Опишем некоторые примеры из отдельных групп.

1. «Поучи басовый ключ» (И.Д. Перфильева)

Ты басы запомни точно:

Соль, си, ре, фа, ля – построчно,

Между ля и до, ми, соль,

Си – над всеми как король.

Этот стих помогает ребенку более результативно и быстро освоить басовых ключ. Стихотворение разучивается с помощью одной из рук, представленной в виде нотного стана, а другая рука – указатель. Ребенок произносит текст, одновременно указывает где находятся ноты басового ключа.

2. Первые уроки с начинающим пианистом – «Пианино и рояль»

В царстве музыки и звука

Два приятеля живут.

Как коснутся клавиш руки,

Так они и запоют.

Первый – крупный и солидный

А зовут его рояль.

На концерте очень видный,

Посылает звуки вдаль.

Пианино – друг рояля

В классной комнате стоит,

И сегодня ты узнаешь,

Как он весело звучит.

(И.Д. Перфильева)

Этот стих знакомит ребенка с двумя «родственными» инструментами. При прочтении этого стихотворения желательно использовать наглядность с изображением этих двух инструментов.

3. Звуковедение legato

Упражнение играю,

Свои пальцы обучаю

Надо их тренировать

На legato все играть.

(И.Д. Перфильева)

При игре упражнения ребенок поет слова стихотворения. Звук идет мягкий, ровный, т.к. в стихотворении есть установка – «на legato все играть» .

4. Декламационное сопровождение первых пьес.

«Воробей»

Муз. А. Данилевской

Сл. А.Д. Артоболевской.

Чики-рики, чик –чирик

Воробьишко с ветки – прыг!

Воробей, воробей

Во дворе он всех храбрей!

- Берегись, крадется кошка!

Подразню ее немножко,

А потом на ветку вмиг… Прыг!

Этот текст помогает детям свободно овладевать пространством, мягко перенося руку с одной точки клавиатуры на другую, как по дуге. Конец труден тем, что требует исполнения без малейшего замедления. А стихотворный текст помогает ребенку переключить внимание.

5. Освоение аппликатуры.

Параллельное движение,

Я освою без сомнения

В левой пальцы третий, первый

В правой – третий, как и в левой

(И.Д. Перфильева)

Это текст – подсказка. При параллельной гамме ребенок с помощью текста запоминает аппликатуру.

6. Проведение праздников.

(см. приложение) – эта группа стихов используется для проведения внеклассных мероприятий. Они помогают создать атмосферу праздника, содержат информацию

по теме.

7. Психологическая подготовка учеников.

Данная группа стихов служит предметом раскрепощения, снимает зажатость

психологический дискомфорт (см. приложение).

Изучив все эти материалы, мы, прежде всего, методически обогатили себя, что, на мой взгляд, имеет важное значение в подготовке по специализации. Составив комплект, мы получили целый комплекс материалов к будущей практической работе. Но, помимо комплектации, мне бы хотелось провести апробацию этого комплекта в практике на предмет целесообразности, полезности и эффективности его применения в практике работы с начинающим пианистом.

2.3 Изучение или проверка эффективности использования данных материалов в работе с начинающим пианистом.

В процессе подготовки по дополнительной специальности «Начальная инструментальная подготовка (фортепиано)» мы проходим практику, в ходе которой идет формирование навыков практической работы с начинающими пианистами. Практика организована на базе колледжа – в секторе педагогической практики. В процессе наблюдения за работой педагога с детьми, за проведением занятий другими студентами и в практике моей работы с начинающим пианистом было проведено исследование вопроса полезности и эффективности применения декламационных материалов для развития музыкальных способностей ученика (ритма, музыкальной памяти).

Потребность в применении декламации на уроках с начинающими пианистами чувствовалась особенно явно, так как была заметна необходимость развивать у ученицы именно эти музыкальные способности – ритм и музыкальную память.

В пьесе «Ежик» ритм изложен восьмыми при размере 2/4, но встречаются в конце текста восьмые паузы, которые ученица не выполняла. Так же никак не получался штрих стаккато. Работа проводилась в следующих вариантах:

игра в медленном темпе отдельно каждой рукой;

игра всех звуков, в правой и в левой руке, взятых одновременно в такте;

игра двух первых звуков такта обеими руками;

игра двумя руками м медленном темпе со счетом.

Результат работы был очень низкий. Моя ученица по-прежнему повторяла те же самые ошибки.

Тогда ей было предложено сыграть пьесу с произношением следующего текста:

Ах, какой колючий еж,

Он на елочку похож.

Есть у елочки иголки,

И иголки у ежа,

Хороша, нарядна елка

И ежиха хороша.

(И.Д. Перфильева)

Результат игры с декламацией был более высоким. Ученица исполнила пьесу более свободно, при этом пела слова текста. Штрих стаккато был выполнен. В тексте есть такие слова, как «колючий», «иголки» они настраивают ребенка на игру staccato.

Спустя некоторое время, на одном из уроков моей ученице было предложено выучить текст. Весь урок мы вместе учили текст обычным способом, т.е. с помощью многократного проигрывания. Результат был недостаточно хорош. Тогда, на следующем уроке я предложила поиграть ученице музыкальный материал с названием нот в правой руке, а левую подстраивать к правой руке, образуя секунду в начале такта: Эффект был поразителен. Текст был выучен за пять минут. Результаты работы представлены в графике.

Таблица № 3. Показатели уровня запоминания текста наизусть.(музыкальный материал – Д. Кабалевский «Ежик»)
Время (в минутах) Количество тактов (освоенные наизусть обычным способом) Количество тактов (освоенные наизусть с помощью декламации)
10203040 2468 8

Нужно отметить, что декламационные материалы будут давать результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа – помимо прямого назначения – для развития ритма и музыкальной памяти имеет дополнительный эффект – вызывает интерес у ребят и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное значение для адаптации на уроке.

Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но главный акцент делается на развитее музыкальных способностей. Если в нотном примере нет текста, то ребенок с трудом запоминает наизусть.

Довольно часто стихотворные тексты сочиняются по необходимости специально для детей и студентов, сочиняются, так как в этом есть потребность и для восполнения методических материалов. Они представлены в таблице.

Автор № п/п Декламационный материал Методическое назначение
И.Д. Перфильева 1 Ветерок игривоЛистьями звенит,Плавно и красивоМузыка звучит Отрабатывается плавность в игре легато
2 Нежно песенку поюОчень музыку люблю Исполнение dolce – нежно
3 Баю, баю, баю, байСпи, мышонок, засыпай В характере колыбельной
4 Цапля важная прошлаИ лягушку не нашлаА с лягушкой лягушонок,Он расплакался спросонок Отработка legato в скачках на октаву, терцию
5 Упражнение играю,Свои пальцы обучаю,Надо их тренироватьНа legato все играть Стихи помогают понять назначение упражнений и необходимость тренировки пальцев
6 Не смотри на цифры хмуроПоучи аппликатуруТы узнаешь очень скороПальцы гаммы до мажора Отработка смены позиции
7 Побежали за воротаИ увидели енотаИспугался сам енот,Убегает от ворот Развитие беглости пальцев в игре legato
8 Листики падают, с ветром закружатсяС гаммою пальчики скоро подружатсяЯ подскажу им: здесь левой на первый,А в правой – на третий, второй и на первый Отработка аппликатуры в прямом движении в гамме с помощью повторения звука и с поддержкой аппликатуры
9 Ты басы запомнил точноСоль, си, ре, фа, ля –построчноМежду ля и до, ми, соль Си – над всеми, как король Знакомство с басовым ключом
10 Этот домик, видишь, новый.Называется басовый.В нем на разной высотеРазместились нотки всеСоль – на первой, ля – чуть вышеСи – вторая, до – повышеРе – на третьей, ми – повышеНа четвертой фа услышимСоль – повыше, ля – на пятой,Си – над всеми. Вот занятно.Мы освоим ключ басовыйИ этюд сыграем новый Освоение нот в басовом ключе
11 Играть в ансамбле интересно,Но вот настал и тот момент,Когда ты сам сыграешь песни,А к ним и аккомпанемент Знакомство с игрой в ансамбле
Л. Хреско 12 Пять пальцев на руке своейНазвать по имени сумейПервый палец – боковой – Называется большойПалец второй – Указчик старательный, -Не зря называют его Указательный.Третий твой палец – Как раз посредине,Поэтому среднийДано ему имяПалец четвертыйЗовут безымянный,Неповоротливый онИ упрямый.Совсем как в семьеБратец младший – любимецПо счету он пятыйЗовется мизинец Знакомство с пианистическим аппаратом
13 «Фортепиано и рояль»Пианино и рояльС виду спутаешь едва ль,Ведь нельзя же со слономСпутать трехэтажный дом!Пой под музыку, пляши – Инструменты хороши!Их нетрудно различать,Но попробуй-ка сыгратьСразу скажешь: «До чего же Меж собой они похожи!»Лишь дотронешься до клавиш-Сразу их звенеть заставишьА педаль нажмешь ногой – Станет звук совсем другой.Все – и взрослые и дети –Инструменты любят эти.Только знай: у них давноЕсть название одно,Не забудь: фортепианоПроизносится оно.Форте – это значит громко, - Заучи, не будь лентяйА пиано значит тихо, - Ты, дружок, запоминай.Если руки мыл под краномПодходи к фортепиано!Ну-ка, кто там стал опятьГромко крышкою стучать?Если крышка упадет Знакомство с инструментом, на котором играет пианист
Больно пальчики прибьетЭти правила просты Выполнять их должен ты?Играй по слогамВидишь, черных клавишДлинный ряд?Тронь легонько пальчикомВсе подрядУдаряй тихонькоСтук – стук - стукИ в ответ послышитсяНежный звукЗвуки ты внимательноСлушай самИ играть научишьсяПо слогам!
14 «Море и небо» (Кашалот)Вот из темных водПоднимается с волною кашалот…А вокруг тепло, светит солнышкоСтаи птичек летят в вышину…Ночью звездочки, днем ни облачка,Ветерок чуть колышет волну...Но кашалоту все равноОн уплывет опять на дно… Знакомство с понятиями: звуки «низкие» и «высокие»
И.Д. Перфильева 15 Низко и гулко так глубоко,Дальше повыше, играем светлоВверх поднимаемся, как в облака,Эта игра весела и легка.Вниз опускаемся мы с высоты,Звуки пониже прослушаешь ты,Вот и внизу и конец все игры. Все. Знакомство с клавиатурой, регистрами
А. Кончаловская 16 У рояля много клавиш,Ты их всех звенеть заставишьВ крайних слева бас звенит,Будто он всегда сердитВ крайних справа звук высок,Словно птичий голосокВ средних клавишах как разТот же голос, что у нас. Знакомство с регистрами
И.Д. Перфильева 17 ЗагадкиСела Ляля за рояльНе смогла достать… (педаль)Был Сережа очень горд,Взял он правильный … (аккорд)Певцом – сказителемЯ жил среди славянТеперь я инструмент, зовут меня… (баян).Вера с Валей этим летомНаучились петь… (дуэтом)5.Катя с музыкой дружна,Колыбельную онаПропоет для брата ЯнаОчень тихо, на … (пиано)6. Захотела вдруг МаринаПоиграть на … (пианино)7. Вдруг Денис услышал вальсИ остался он довольным,Потому, что он узнал,Что его размер… (трехдольный).Песни про героев спортаВася громко пел на …(форте)Всем Наташа очень быстроПоказала три … (регистра)Коля взялся очень рьяноЗа игру на… (фортепиано)На черную клавишу влезИ громко сказал:Я - … (диез)Очень низок и могучС нотой «фа» какой же ключ? (басовый)13.Найти меня в нотах изволь,Зовут меня просто - … (бемоль)Он помощник нам отличныйС нотой «соль» есть ключ (скрипичный) Ты, Олег, конечно, прав,Знаешь восемь ты … (октав)Я веселье и задорА зовут меня … (мажор)Я для папы и для мамы вечерком сыграю… (гаммы)Труд, терпенье и талантыВот и вышли… (музыканты) Проверка знаний терминологии у начинающих пианистов

Исследовав вопрос использования декламации, нам удалось сделать выводы о полезности данного метода.