Смекни!
smekni.com

Художественно-просветительская деятельность Пабло Казальса (стр. 2 из 4)

Трудно переоценить степень влияния концертной деятельности Казальса на российскую творческую интеллигенцию. Молодые русские музыканты, в особенности виолончелисты, стремились воспринять и освоить основные творческие принципы Казальса.

______________________________________________________________

* Впоследствии, в 1931 году Глазунов посвятил Пабло Казальсу «Концерт-балладу» для виолончели с оркестром

Особенно дружен был Пабло Казальс с крупнейшими русскими виолончелистами того времени: А.В.Вержбиловичем и А.А. Брандуковым. Также, в 1905 году, игру Казальса слышал С. М. Козолупов, впоследствии ставшим заведующим кафедрой Московской консерватории. Некоторые русские музыканты впоследствии пользовались непосредственными уроками великого испанского музыканта, как, например, Л.В.Ростропович и А.А. Борисяк, Р. Гарбузова и С.Н.Кнушевицкий.

Ежесезонные концерты Пабло Казальса в России прекратились только в 1914 году, когда наступила первая мировая война. Они, несомненно, оставили свой след в русской исполнительской культуре. В то же время они много дали и Казальсу, который высоко ценил русских музыкантов и слушателей, всегда охотно приезжал в Россию и проводил здесь длительное время.

Следует заметить, что Пабло Казальсу всегда были близки основные принципы русской классической исполнительской культуры и, в частности, русской виолончельной школы, расцвет которой был связан с деятельностью выдающегося исполнителя и педагога К.Ю.Давыдова.

Демократичность русской классической школы, творческий подход к исполнению, ведущая роль музыкального содержания, выразительная вокальность как одно из главных выразительных средств инструменталиста – все это было характерно и для испанского виолончелиста, легко находившего общий язык с передовыми русскими музыкантами

Начало XX столетия ознаменовалось бесчисленными турне Пабло Казальса по Европе. После триумфального выступления в Париже в 1899 году перед Казальсом распахнулись двери всех концертных залов. Он побывал с концертами во всех столицах Европы. Иногда за год у Казальса проходило до двухсот пятидесяти концертов, случалось давать в месяц более тридцати концертов. Везде его сопровождал оглушительный успех.

В Вене с Пабло Казальсом произошел интересный случай, он должен был играть до-диезный минорный концерт Эммануэля Моора. При первых же нотах его смычок выскользнул из пальцев и улетел в зал, вот каково было волнение Пабло, выступавшего в «святая святых» каждого музыканта музыкальной столице Европы – Вене.

В полнейшей тишине люди передавали смычок из рук в руки, пока он не попал в руки Казальса. Позднее Пабло Казальс вспоминал, что ему казалось, что никогда он не играл лучше, чем в тот вечер. С тех пор он стал приезжать в Вену каждый год.

Всегда и везде Казальс стремился помогать молодым музыкантам. В Брюсселе он сознательно вызвал инцидент, наделавший немало шума. Пабло давно восставал против несправедливости установившегося по традиции порядка, по которому артистам, приглашенным на один концерт, фактически приходилось играть в двух, так как генеральные репетиции были для публики платными.

Во время репетиции вел себя так, как если бы речь шла об обычной репетиции – останавливался, когда ему вздумается, задавал дирижеру вопросы. Затем он отказался играть сюиту соло Баха, которая значилась во втором отделении. Все просьбы директора театра остались проигнорированными, Казальс сказал ему: «У меня нет необходимости репетировать ее сию минуту». Тогда директор, видя, что публика потеряла терпение и стала шумно протестовать, обещать выплатить Пабло двойной гонорар за концерт. Казальс внес все дополнительные деньги в кассу артистов оркестра. После этого случая такая практика постепенно была везде отменена.

Помимо обширной концертной деятельности Пабло Казальса в Европе, он также несколько раз побывал с концертами в Америке, Мексике, на Кубе, в Уругвае, в Бразилии.

Известный всем случай произошел в Мексике, когда там проходили гастроли русского балета под управлением Дягилева и бенефис Анны Павловой. Пабло исполнял партию «Лебедя» Сен-Санса, играя за кулисами. Знаменитая актриса не знала, что Казальс присутствует на выступления и во время своего номера заметила что-то необычное, и после окончания выступления, сразу побежала за кулисы. Какого же было ее изумление, когда она увидела испанского музыканта, которого никак не ожидала там встретить.

Первое турне Пабло Казальса по Соединенным Штатам Америки состоялось в 1901 году. Спутниками Пабло были американка Эмма Невада и молодой талантливый французский пианист Леон Моро. Они должны были дать около восьмидесяти концертов. Музыканты побывали в десятках малых и больших городов, таких как Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско. В Сан-Франциско с Казальсом произошел несчастный случай, едва не положивший конец его исполнительской деятельности. Во время прогулки по горе Тамальпаис, с горы сорвался обломок скалы и повредил Пабло левую руку. К счастью, через 4 месяца рука зажила и Казальс снова смог продолжить свою концертную деятельность.

Вторая гастрольная поездка по США состоялась в 1904 году. В нью-Йорке Пабло Казальс впервые выступил в Метрополитен-опера, там он исполнил концерт Сен-Санса. В Вашингтоне Казальс играл в Белом доме и его слушал президент США Теодор Рузвельт. В дальнейшем Пабло Казальс неоднократно предпринимал поездки по США, Во всех концертах его с восторгом принимала американская публика. Следует отметить, что Казальс был высокого мнения о музыкальной жизни Соединенных Штатов. В некоторых штатах насчитывалось более пятисот первоклассных оркестров. Количество слушателей на концерте иногда превышало тысячу человек. Многие часто сидели прямо на полу. Такой расцвет оперных театров и больших симфонических оркестров в США обеспечивался щедростью отдельных меценатов.

Оркестр

Мы позволим вернуться к выбранной нами теме – просветительской деятельности Пабло Казальса. Казальса никогда не оставляло желание вести широкую просветительскую деятельность. И в 1920 году это желание ему удалось реализовать. В этом году Казальс организовал в Барселоне (столице Каталонии) симфонический оркестр. До приезда маэстро в Барселону в городе имелось два симфонических оркестра. Твердого графика концертов у них не было: играли только по особым случаям, и на репетиции собирались не часто, соответственно качество исполнения оставляло желать лучшего.

Сначала у Казальса не было мысли создавать свой собственный оркестр. Он ходил к дирижерам этих оркестров и говорил, что будет рад оказать им любое содействие. Однако Казальс наткнулся на полную их безучастность.

Пабло Казальсу неоткуда было ждать материальной помощи, так как никто не захотел оказать ему финансовую поддержку. Один богатый человек сказал Казальсу: « Я, знаете, не ахти какой любитель музыки. То ли дело – бой быков». Поэтому маэстро решил сам субсидировать организацию оркестра. Узнав, сколько получают музыканты барселонских оркестров, он решил, что в его оркестре каждый музыкант станет получать вдвое больше.

В течение долгого времени Казальс выбирал музыкантов по всей Барселоне. В результате были отобраны восемьдесят восемь музыкантов, они и образовали оркестр «Пау Казальса»*.

______________________________________________________________ * это каталонское произношение испанского имени Пабло, которое любил сам Казальс

К сожалению, когда оркестр был готов приступить к работе, Казальс слег с нервным истощением и воспалением радужной оболочки глаз. Будучи уже в больнице, он передал музыкантам, чтобы они репетировали без него. И уже за первую неделю работы сразу выплатил жалование. Целых два месяца музыканты репетировали без маэстро.

4 октября 1920 года состоялся первый концерт оркестра «Пау Казальса». Несмотря на неполный зал, публика принимала исполнителей горячо, а критики поражались качеству исполнения.

Теперь гонорары Пабло Казальса за заграничное турне уходили на содержание оркестра*. Прошло целых семь лет, пока оркестр начал полностью окупать себя.

Как правило, оркестр давал 20 концертов в год, десять весной и десять осенью. В программе оркестра значительное место занимала классическая музыка: Бетховен, Бах, Гайдн, Моцарт, Брамс, Шуман. Маэстро также включал в репертуар оркестра современных испанских и каталонских композиторов: Гранадоса, Альбениса, Мануэля де Фалья, Джулии Гаретты и других. По приглашению Казальса в качестве дирижеров в Барселоне побывали Ф. Буш, С. Кусевецкий, Р. Штраус, П.Монте, А. Клемперер, И. Стравинский, А. Шенберг.

С оркестром «Пау Казальса» играли выдающие приезжие исполнители того времени: Тибо, Корто, Крейслер,Бауэр, Изаи.

В 1927 году, в связи с сотой годовщиной со дня смерти Бетховена в Барселоне проводился Бетховенский фестиваль. Казальс пригласил сыграть концерт Бетховена знаменитого бельгийского скрипача Эжена Изаи. Несмотря на то, что Изаи было 69 лет, и он не играл это сочинение вот уже 14 лет, Изаи дал свое согласие. Исполнение Бетховенского концерта имело фантастический успех. Это было последнее исполнение великого скрипача с оркестром.

______________________________________________________________

* Доподлинно известно, что за эти годы он истратил сумму, превышающую два миллиона песет, что составило примерно триста двадцать тысяч долларов

Пабло Казальсу не нравилось, что концерты его оркестра посещали только те, кто не был стеснен в средствах – людям из рабочих посещение концертов были недоступны из-за высоких цен на билеты. Идея устраивать бесплатные концерты его не привлекала, так как каталонцы отличались редкой гордостью и не ходили бы на бесплатные концерты.

Так возникло Рабочее филармоническое общество. Правила вступления в него были простые: принимали всякого, кто зарабатывал не более пятисот песет (примерно сто долларов) в месяц. Первый концерт для рабочих оркестр «Пау Казальса» дал осенью 1928 года в помещении барселонского театра «Олимпия».