Смекни!
smekni.com

Художественно-просветительская деятельность Пабло Казальса (стр. 4 из 4)

Не можем мы обойти стороной и творчество Юлиуса Рентгена. Он был одним из самых близких друзей Пабло Казальса и принадлежал к числу самых любимых его музыкантов. Это был не только замечательный пианист, но и крупнейший композитор. Ю.Рентген посвятил Казальсу сюиту для виолончели и фортепиано, которую маэстро исполнял неоднократно. К сожалению, музыка Рентгена не получила широкого признания.

Огромным композиторским дарованием обладал и сам маэстро Пабло Казальс. Помимо оратории «Ell Pessebre», о которой говорилось ранее, в числе его произведений – симфонические и камерные произведения (квартет, сюита для скрипки и фортепиано), ансамбли для виолончелей (в том числе и одна из сардан*), каденции к виолончельным концертам и виолончельные транскрипции (каталонская«Песня

______________________________________________________________

* С разрешения Пабло Казальса Сардана для ансамбля виолончелей впервые была опубликована в приложении ко второму изданию книги «Пабло Казальс» Л. Гинзбурга

птиц», «Пробуждение» Форе и «Испанский танец» Гранадоса). Кроме этих произведений, перу Казальса принадлежат оратории, хоровые и другие вокальные произведения. В 1971 году в День Объединенных наций маэстро дирижировал на торжественном заседании этой организации, сочиненным им «Гимном Объединенных наций» – трехчастным произведением для симфонического оркестра и хора (на этом же собрании Пабло Казальсу вручили Медаль мира ООН). К большому сожалению, композиторское творчество испанского музыканта мало известно, так как его произведения не были изданы.

Творчество Пабло Казальса обогащено испанским, главным образом каталонским фольклором. Оно привлекает мелодичностью, красочностью, гармонией, полифоническим мастерством и сочетает в себе традиции классической и романтической музыки позапрошлого столетия.

Не можем мы обойти стороной такой аспект творчества великого музыканта, как педагогическая деятельность. Казальс всегда стремился поделиться своими знаниями и опытом с молодыми музыкантами. Преподаванием Пабло Казальс начал заниматься еще в 1896 году в Барселоне. В 1953 году Казальс стал инициатором создания и президентом Международного виолончельного центра в Лондоне, здесь также преподавали представители его школы*.

Огромной популярностью пользовались курсы мастерства, проводившиеся Пабло Казальсом на протяжении последних десятилетий в Швейцарии, Италии, Японии, США и других странах. С начала 60-х годов прошлого века он преподавал игру на виолончели и камерный ансамбль, а также дирижировал оркестром летних курсов в Музыкальном центре Марлборо «Штат Вермонт». В течение нескольких десятилетий к Казальсу приезжали совершенствоваться и консультироваться виолончелисты из разных стран. Среди них

______________________________________________________________

* Художественным руководителем этой организации был Морис Эйзенберг, а до 70-х гг. ею руководила ученица Казальса К. Милли Стенфилд.

были: Г. Суджиа, Э. Фейерман, Д. Алексанян, Г. Кассадо, М. Эйзенберг, Л. Ростропович, А. Борисяк, Р. Гарбузова, П.Фурнье, П. Тортелье, Б. Грингауз, М. Садло, Л. Парнас, К. Байтинг и многие другие.

Неутомимая творческая деятельность прославленного маэстро продолжалась почти до последних дней его жизни: он играл, дирижировал, преподавал, сочинял музыку, записывался на пластинки. Даже в последний год жизни Казальс участвовал в нескольких фестивалях и руководил «курсами мастерства».

22 октября 1973 года в г. Рио-Пиедрас закончился жизненный путь великого музыканта, в столице Пуэрто-Рико был объявлен трехдневный траур. На концерте, посвященном его памяти, исполнялись произведения Бетховена и Казальса.

Заключение

Пабло Казальс пользовался глубоким уважением музыкальной общественности всего мира. В его лице люди всех стран видели не только превосходного виолончелиста, но и истинного художника-просветителя, убежденного демократа и антифашиста, горячо любившего свою родину и свой народ. К сожалению, Пабло Казальсу не удалось дожить до осуществления своей мечты – возвращения на родину, свободную Испанию.

Я заканчиваю свой реферат с надеждой, что мне удалось в некоторой мере осветить художественно-просветительскую деятельность великого музыканта и человека – Пабло Казальса.

Список литературы

1). Х. М. Корредор, «Беседы с Пабло Казальсом», Ленинград, Гос. муз. изд-во, 1960.

2). А. Е. Канн, «Радости и печали», Москва, «Прогресс», 1977.

3). Л. С. Гинзбург, «История виолончельного искусства», т.IV, Москва, «Музыка», 1966.

4). Л. С. Гинзбург, «Пабло Казальс», Москва, «Музыка», 1966г.