Смекни!
smekni.com

Анализ формы полонеза A-dur Г. Венявского (стр. 3 из 5)

Второй раздел – средняя часть I части произведения – представляет собой трио. По строению напоминает простую двухчастную форму, или своеобразную составную форму. Состоит из двух частей, из которых первая часть – собственно трио, а вторая часть образуется из модулирующих связующих построений.

Первая часть или собственно трио написано в форме периода. Обладает самостоятельной темой торжественного, фанфафрного характера с выраженным экспозиционным типом изложения. В периоде есть мелодика-тематическое единство, которое выражается в почти полном сходстве предложений, по этому период повторного строения.

Период модулирующий. Начинается в E-dur и оканчивается в подчинённой тональности H-dur (тонально разомкнут). Модулирование происходит в тональность доминанты, что характерно для модулирующих периодов, так как не нарушает представления об экспозиционности.

Состоит из двух предложений. Можно даже сказать, что внутри предложения (темы) есть некоторый контраст – предложение подразделяется на построение. Контраст выражен в сопоставлении регистров скрипичной партии – первый элемент темы в среднем, второй – в низком регистре; в фактуре – аккордовость и двухголосие с одноголосным изложением материала.

О тематическом соотношении трио с крайними частями было сказано выше.

Предложение этого периода имеют расширения – внутреннее увеличение, благодаря которому построение разрастается. Расширение происходит следующими приёмами: прерванный оборот, который в некотором роде является общим аккордом для главной тональности и той, в которую моделирует (E-durVI = IIH-dur); варьированное повторение оборота в модулирующей части, который обращает внимание на появление новой тоники.

В предложениях есть небольшие отличия: в конце первого предложения после модуляции в H-dur есть небольшой связующий элемент, который возвращает в основную тональность E-dur, после чего тональность H-dur воспринимается как доминанта. В конце второго предложения модуляция в H-dur происходит окончательно.

Каждое предложение состоит из 12 тактов, период – из 24.

За трио следует ряд построений – 3 четырёхтакта (всего 12 тактов). В них преобладает серединный тип изложения. Из первого раздела I части вычленяются короткие тематические отрезки, и которые в построениях подвергаются новому дальнейшему развитию (тематизм в построениях – развивающий). В четырёхтактах заимствованные элементы проводятся секвенционно.

Это модулирующие построения, общая направленность которых – доминантовая сфера. Первое построение – H-dur, как D7 к E-dur, второе построение – E-dur, как D7 к A-dur, третье построение – Fis-dur как D7 к H-dur.

К построениям присоединяется ещё 9 тактов несколько нового, однородного материала. Это модулирующее построение (модуляция из A-dur в E-dur), в котором ощущается накопление доминантового напряжения: H-durдоминанта к E-dur, E-dur - доминанта к A-dur, или H-dur - двойная доминанта к A-dur (A-dur – в репризе).Это построение является предыктом к ожидаемой тональности.

Таким образом, вся вторая часть подготавливает вступление следующей части (репризы), выполняя связующую функцию (первая её половина) и функцию предыкта (вторая половина).

Как видно, данная вторая часть не обладает всеми признаками, характерными вторым частям. но в масштабном отношении она почти равна первой части и имеет отчётливые границы, в структурном – имеет достаточно ясные формы.

Поэтому можно сказать, что второй раздел напоминает двухчастную форму, не являясь ею как таковой.

Третий раздел I части – реприза. Она имеет функцию утверждения первоначальной музыкальной мысли – как бы зримо симметричного уравновешивания композиции. Но так как, по законам психологии восприятия, уже известное требует меньшего времени для осознания, то для ускорения процесса используется приём сокращения. Данная реприза сокращена до периода ( 18 тактов).Период – повторного строения .Состоит из двух предложений.

В тематическом отношении, в репризе есть некоторые изменения: второе предложение проводится не точно. Оно имеет расширение посредством растяжения каденционных гармоний. Период – неквадратный.

В тональном плане, период – однотональный: начинается и заканчивается в главной тональности A-dur. В периоде встречаются отклонения в тональности первой степени родства - в H-dur, D-dur.

В целом, третий раздел (его тематическое содержание, тональный план, структура) соответствует своей функции (репризе).

От I части ко II возникает модулирующая связка. Модуляция происходит из A-dur в F-dur.

Связка построена на ритмо-формуле полонеза. Состоит из 4 тактов.

3.2 II часть

II часть полонеза – трио. Написано в сложной трёхчастной форме с местным трио и варьированной репризой (её структурные единицы будут называться разделами).

Крайние разделы трио – тематически одинаковые, построены на новом материале, средний – на материале Iчасти полонеза - ярко контрастирует с ними. Характер контраста между ними такой же, как I части произведения с Трио всей формы (см. с. ).

Основная тональность трио - F-dur. Первый раздел оканчивается совершенной каденцией на доминанте, которая разрешается в тонику в начале следующего раздела.

Второй раздел (местное трио) написан в той же тональности F-dur, заканчивается на доминанте, которая так же разрешается в тонику в начале следующего раздела.

Третий раздел (реприза) начинается в основной тональности - F-durи далее происходит модуляция к H-dur (в предыкте).

Первый раздел трио представляет собой простую двухчастную форму, второй раздел имеет форму периода, третий раздел напоминает простую двухчастную форму.

Первый раздел – тематически однороден, с выраженным экспозиционным строением. Посредством повторения в конце второй части материала из первой, достигается тематическое единство раздела, образуется репризная двухчастная форма.

Первая часть написана в форме периода. В ней есть расширение, поэтому период неквадратный.

Период однотональный (начинается и заканчивается в F-dur). Состоит из двух предложений. Второе предложение повторяет первое, но с изменениями: во втором предложении тема преобразована приёмом мелодической орнаментации. В сходстве предложений выражается мелодико-тематическое единство периода.

Первое предложение заканчивается половинной каденцией. Второе предложение – в основной тональности F-dur; имеет расширение путём варьированного повторения одного элемента и отклонения в родственные тональности, что придаёт большее напряжение в каденции. В конце предложения происходит основательное закрепление в тональности F-dur, заканчивается совершенной каденцией.

Вторая часть трио также написана в форме периода. Состоит из двух предложений. Первое предложение выполняет функцию середины, вносит некоторый контраст к первому периоду, который получается от разработки материала, взятого посредством вычленения из первой части (первого периода) и представленного в новом освещении. В течении всей середины выдерживается неустойчивая гармония – доминанта основной тональности (С-dur). Оканчивается середина половинной каденцией (на доминанте основной тональности), в связи с этим её конец имеет значение предыкта. Середина состоит из 8 тактов, равна первому предложению первого периода. Состоит из более дробных структур, чем первый период из двух построений, которые имеют одинаковые начала.

Второе предложение второй части – реприза. Содержит измененное повторение части первого периода. В данном случае больше похоже на то, что повторяется часть второго предложения первого периода.

Реприза начинается в F-durи заканчивается совершенной каденцией, которая завершается в следующем такте (начале второго раздела). Отсюда вытекает необходимость переработки материала из первого периода.

Проводится предложение с расширением, что обусловлено стремлением создать кульминацию. Расширение образовывается приемами:

варьированного повторения одного из элементов; секвенционным проведением некоторых элементов; растяжением каденционных гармоний;

несовершенной каденцией (D7 – I в мелодическом положении терции), за которой следует похожий материал с совершенной каденцией.

В конце предложения происходит наложение: его заключительный такт совпадает с начальным тактом второго раздела.

Реприза – 16 тактов.

В первом разделе трио возникает масштабно-тематическая структура

дробление с замыканием:

предложение – предложение построение+построение - предложение 8 8 4 + 4 8

Первый раздел трио выполняет функцию первой части формы – изложение темы. Структура, тональный план, тематизм соответствуют его функции.

Второй раздел – местное трио. Написано в форме периода с расширением.

Тематизм этого раздела основан на теме из I части полонеза – проведении её в изменённом варианте: если в I части тема была в партии скрипки, то здесь – у фортепиано, и скрипка играет роль гармонического наполнения. Раздел имеет экспозиционный тип изложения.

Основная тональность - F-dur. Раздел заканчивается на доминанте (С-dur), происходит наложение – разрешение доминанты в тонику – в начале третьего раздела. Период однотональный, но разомкнутый.

Состоит из двух предложений, которые имеют мелодико-тематическое единство, выраженное в сходстве предложений (кроме их окончаний).

Первое предложение заканчивается совершенной каденцией; останавливается на доминанте, которая в начале второго предложения разрешается в F-dur.

Второе предложение начинается в основной тональности. Имеет расширение путём растяжения каденционных гармоний, развития элементов этого же предложения – как бы секвентное проведение половины первого предложения, но в другой тональности – в С-dur(доминанте F-dur). Имеет несовершенную каденцию, останавливается на доминанте, которая в начале третьего раздела разрешается в тонику, что является наложением.