Смекни!
smekni.com

Анализ формы полонеза A-dur Г. Венявского (стр. 4 из 5)

Второй раздел выполняет функцию средней части, что соответствует содержанию данного раздела.

Третий раздел – варьированная реприза.

В тематическом отношении это выражается в том, что тема проходит в партии фортепиано, а скрипичная партия сопровождает её прозрачными фигурациями, служит украшением, орнаментацией данной темы.

Реприза – динамическая (изменённая).

По форме напоминает простую двухчастную форму.

Тематизм третьего раздела такой же как и первого. Состоит из двух частей.

Первая часть написана в форме периода. Период модулирующий. Модуляция происходит в доминантовом направлении – в тональность третьей ступени (а - moll).

Период состоит из двух предложений, второе предложение повторяет первое, но с другим окончанием.

Первое предложение состоит из девяти тактов – имеет расширение за счет секвенционного проведения одного элемента. В нем есть отклонения в доминантовую сферу, в которой и заканчивается предложение. Разрешение происходит во втором предложении.

Второе предложение состоит из 8-и тактов. Начинается в F-dur, в предложении происходит модуляция в а-moll.

Вторая часть так же написана в форме периода. Период модулирующий от C-dur к Н-dur (в предыкте).

Состоит из двух предложений. Первое предложение - середина двухчастной формы. В ней разрабатывается материал, взятый посредством вычленения из первого периода и представленный в новом виде.

Предложение модулирует из C-dur в F-dur. Здесь снова используется наложение. Предложение оканчивается на доминанте F-dur и в следующем такте (второе предложение) разрешается в F-dur.

Состоит из двух похожих построений (по 4-е такта) – дробление.

Второе предложение начинается как реприза всей двухчастной формы, но от первого периода остаются лишь основные элементы, которые подвергаются тональному развитию и само предложение становится похожим на некое связующее построение, за которым следует собственно связка – предыкт.

Таким образом, второе предложение, начинаясь в F-dur модулирует к Н-dur, заканчиваясь на доминанте Н-dur (Fis-dur), разрешается в следующем такте в тональность Н-dur (в предыкте).

Также второе предложение имеет расширение посредством нисходящей транспонирующей секвенции по хроматической гамме.

Состоит из 9 тактов.

Из сказанного выше видно, что во второй части преобладает серединный тип изложения: проводятся короткие тематические отрезки, гармонически не устойчива – в репризе нет тональной замкнутости, поэтому можно сказать, что вторая часть не соответствует всем своим функциям и является второй частью формально.

Следовательно, обо всём третьем разделе можно сказать, что он имеет признаки двухчастности – напоминает двухчастную форму.

Ко II части полонеза примыкает модулирующее связующее построение, похожее на то, которое использовалось в I части произведения перед третьим разделом (репризой).

3.3 III часть

III часть полонеза – динамическая реприза. Повторяет материал I части произведения, но в сокращённом варианте. В ней сделан композиционный эллипсис – пропуск одного предложения из первого периода и пропуск местной репризы, поэтому в целом реприза не полная – сокращена до одного периода.

Период однотональный (начинается и заканчивается в главной тональности A-dur), состоит из двух предложений.

Первое предложение (8 тактов) начинается в A-dur: в ней проходят 4 такта – первое построение, второе построение (следующие 4 такта) написано в тональности доминанты (Е-dur). В целом первое предложение оканчивается половинной каденцией.

Второе предложение (которое было серединой первой части) начинается в h-moll (субдоминантовая сфера). Оно имеет внутренне расширение за счёт прерванной каденции (VI пониженная - F-dur), за которой следуют каденционные гармонии, также подвергающиеся растяжению; далее происходит кадансирование, органный пункт. В расширении используются элементы основной темы из первого периода, общие формы движения.

Период заканчивается совершенной каденцией, имеет 36 тактов.

После репризы проводится заключительное построение – Кода. Её назначение – утвердить основную тему (показать в новом освещении) и закрепить главную тональность.

Кода построена на материале крайних частей. В ней происходит повторное кадансирование, утверждается A-dur.

Кода имеет явно выраженный заключительный тип изложения.

Таким образом, полонез A-dur Г.Венявского представляет собой сложную трёхчастную форму с трио, неполной или динамической (сокращённой) репризой, со вступлением и кодой, где Iчасть имеет сложную трёхчастную форму с местным трио и сокращённой репризой, IIчасть имеет сложную трёхчастную форму с местным трио и варьированной репризой, III часть – форму периода с расширением.

Как видно данная трёхчастная форма не является стандартной, характерной для обычных танцевальных пьес.

3.4 Полонез а-moll М.К. Огиньского

Для того чтобы более основательно выяснить отличительные особенности полонеза A-dur Г.Венявского, сравним его с полонезом М. Огиньского “Прощанье с Родиной”.

Полонез а-moll М. Огиньского является достаточно “классическим” образцом этого жанра, хотя это уже не танец, а концертное произведение.

Полонез а-moll М. Огиньского написан в сложной трёхчастной форме с трио, где все части представляют собой простую трёхчастную форму с повторением частей.

Крайние части тематически одинаковые, средняя (Trio) вносит яркий контраст: если в крайних частях характер музыки был лирическим, элегическим, более спокойным, то в среднем разделе – музыка стремительная, энергичная, преобладают фанфарные интонации.

Основная тональность - а-moll.

I часть полонеза написана в сложной трёхчастной форме с трио и неполной, сокращенной репризой, где все части написаны в просоых формах.

С тематической стороны I часть внутри себя однородна. С гармонической – тонально замкнута (а-moll).

В I части – 3 раздела. Первый раздел – экспозиция – представляет собой период неповторного строения, который состоит из двух предложений. Период однотональный (а-moll).Во втором предложении есть расширение приёмом повторения одного такта.

В первом предложении – 4 такта, во втором – 6. Период неквадратного строения.

Второй раздел – середина – вносит некоторый мелодико-ритмический контраст. В ней используется новый тематический материал и элементы из первой части, которые подвергаются мотивной разработке, видоизменению.

В середине преобладает доминантовая гармония (Е-dur), её окончание на тонике Е-dur создаёт предыкт к третьему разделу – репризе.

Середина состоит из ряда построений, имеет более дробные структуры (повторяющиеся с изменениями двутакты), которые образуют “вопросно-ответную” формулу.

Всего в середине 18 тактов. Преобладает серединный тип изложения.

Третий раздел – точная реприза.

II часть – Trio. Представляет собой простую трёхчастную форму с повторением частей. В Trio преобладает экспозиционный тип изложения. Состоит из 3 разделов. Крайние имеют одинаковый материал (3 раздел – точная реприза), средний раздел является контрастирующей серединой, которая имеет новую самостоятельную тему.

Trio тонально замкнуто (а-moll), но его середина написана в подчинённой тональности - С-dur.

Первый раздел имеет форму периода с расширением. В тематическом отношении он основан и на новом материале, и на элементах, взятых посредством вычленения из I части полонеза, подвергшихся разработке.

Первый раздел Trio тонально замкнут. Написан в основной тональности а-moll, но имеет отклонения в С-dur.

Период состоит из двух предложений. Первое предложение (4 такта) – секвенционный материал, проведённый по параллельным тональностям (а-moll - С-dur). Имеет более прозрачную, по сравнению с I частью, фактуру.

Во втором предложении (6 тактов) развивается материал из I части, в нём есть расширение приёмом повторения фразы (двух тактов), но с разными окончаниями.

Второй раздел – контрастирующая середина (является как бы основной частью данного трио), построена на новом тематическом материале. Основана на проведении ритмо-формулы полонеза в аккордовой фактуре.

Тематический контраст подчёркивается контрастом тональным. Середина написана в параллельной тональности - С-dur. Представляет собой модулирующее построение из 6 тактов, которые являются как бы предложением с расширением приёмом отклонения и модуляции в параллельную тональность а-moll.

Третий раздел – реприза – представляет собой точное повторение первого раздела.

III часть сложной трёхчастной формы – абсолютно точная реприза dacapo. Она не выписана, а обозначена ремаркой. Выполняет функцию утверждения первоначальной музыкальной мысли, создавая обрамление формы.

3.5 Сравнительный анализ произведений

Проанализировав и полонез М. Огиньского можно попытаться выявить особенности эволюции данного жанра.

В тематическом отношении заметно, что происходит отказ от повсеместного использования ритмоформул полонеза, придающим музыке только прикладное назначение. Это выражается в том, что тематизм становится очень разнообразным, в одной части произведении наблюдаются яркие контрасты (Trio из полонеза М. Огиньского, II часть - трио из полонеза A-dur Г.Венявского).

Полонез эволюционирует в сторону поэмности; если полонез имеет общую лирическую направленность, то мелодия приобретает спокойные, плавные, элегические черты, иногда скорбные, щемящие интонации; если в сторону торжественности, парадности, то это доходит до блестящей виртуозности, яркости, бравурности. Полонеза A-dur Г.Венявского является хорошим примером этому.

При этом используются и сами ритмо-формулы, или их элементы; например, какой-либо раздел может быть построен на их основе; но возможны видоизменения, придание им различных черт (фанфарности, призывности, грандиозности). Это можно найти и в полонезе а-moll Огиньского (например средний раздел Trio, где основной ритмический рисунок наделяется аккордовой фактурой и чертами фанфарности. Похожее происходит и в полонезе Венявского (в местном трио I части).