Смекни!
smekni.com

Музыкальное философствование в творчестве А. Скрябина (стр. 2 из 4)

- определение связи философских взглядов Скрябина с теориями современных ему философов;

- выявление степени влияния философии русского космизма на творчество Скрябина.

Философские воззрения Скрябина

Творческий путь Скрябина – редкостный в XX веке наглядный пример того, как развитие идейно-философской концепции непосредственно влияет на содержание музыкальных сочинений. Для композитора связь собственно музыкального творчества с его мировоззренческими позициями была определяющей. Именно поэтому при изучении скрябинского музыкального наследия нельзя обойти стороной проблему, связанную с взаимодействием эстетико-философского миросозерцания Скрябина и его музыки.

Идейные устремления Скрябина – это яркий пример модернизма в музыкальной культуре России, противостояния традиционному искусству русской школы. Близкий в своих творческих поисках искусству Запада, мыслью своею он был устремлен на Восток, – явление, характерное для художественной культуры рубежа веков.

Скрябин стоял на грани двух эпох – уходящего ХIХ века и века нового ХХ. Своим творчеством, да и всей жизнью, он выразил духовное состояние этого переломного времени, сам став эпохой в музыкальной жизни России. «Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком был бы такой исступленный творческий порыв, разрушающий старый мир и созидающий мир новый», – так писал о Скрябине Н. Бердяев [19].

Скрябин хотел не только пересоздания мира, но мечтал о рождении нового мира и нового человека в нем.

Историю Вселенной Скрябин воспринимал как Мистерию, конечная цель которой – преображение человека в Духе и создание нового мира.

Исходным пунктом философской концепции Скрябина является утверждение Духа как основы, сущностного начала мира, Вселенной. У Скрябина оно обретает форму Сознания, которое «ничего не переживает; но есть сама жизнь, оно ничего не мыслит, оно сама мысль, оно ничего не делает, оно сама деятельность». Таким образом, сознание выступает в роли источника жизни, а, следовательно, и движения. Универсальное сознание (Бог) имманентно миру, который есть его творение. Человек, являясь носителем универсального сознания, приравнивается, тем самым, к Богу.

Мир – это единое сознание, данное во множестве субъектов.

Проявление индивидуального начала Скрябин связывает с познанием мира отдельной личностью, с той гаммой переживаний, которая возникает в душе человека.

С точки зрения субъективности, Скрябин пропагандирует абсолютную свободу личности (имеется в виду творческая, созидающая свобода), как необходимое условие самореализации универсального сознания. Итог развития индивидуальности он видит в росте человеческого сознания до всеобъемлющего божественного сознания, т.е. в преодолении индивидуализации, во всеобщем слиянии (экстазе). Иными словами, в представлении Скрябина, мир есть результат творческой воли Духа-сознания, а история этого мира – есть эволюция Бога, распавшегося на множество, каждая часть которого стремится в своем совершенстве стать снова Богом.

Творчество, по утверждению Скрябина, – это качественная сторона сознания, это способ его самореализации.

С точки зрения мира, творчество – это условие его существования, его Закон, первостихия. Саму жизнь Скрябин понимал как акт творчества, как эстетический феномен. Любой творческий порыв божественно санкционирован; все дело в способности отдельной личности осознать в себе не только индивидуальное, но и всеобщее. Вполне логично, что Скрябин подразумевал наличие круга избранных, или посвященных.

Связь теории Скрябина с концепциями философов-современников

Общие черты

Мировоззрение Скрябина формировалось не автономно, оно питалось философскими идеями, наполнявшими окружающий его культурный мир. В становлении эстетико-философской системы композитора наблюдается много сходства с новыми тенденциями в этой области современных ему деятелей философской науки.

Объединяющим моментом для всех представителей русской культуры – философов, поэтов, художников, композиторов начала века – явилось предчувствие переломного момента, ощущение надвигающейся грозы; сознание общества было наполнено эсхатологическими ожиданиями. И Скрябин был в числе тех, кто чувствовал происходящий перелом: он ощущал реальную близость и уверенно предвещал неотвратимость некой всемировой катастрофы, однако, в отличие от многих, понимал ее как акт преображения человечества.

В это же время знаменитое учение о Всеединстве, Соборности и Софии – Премудрости Божией, в различной степени проникало практически во все работы целого поколения религиозных философов того времени. Оно положило начало активнейшему философскому движению, в Русле которого за короткий срок возникает ряд религиозно-философских систем Вл.С. Соловьева, О.П. Флоренского, О.С. Булгакова, Н.Ф. Федорова и многих других, в чьих трудах, прежде всего, была разработана теория Всеединства. Не обошел вниманием эту тему и Скрябин, в творчестве которого она выразилась с особенной глубиной в замысле его Мистерии.

Влияние философии Владимира Соловьева на мировоззрение Скрябина

Между философской концепцией, выдвинутой Соловьевым в конце XIX века, и мировоззренческими позициями Скрябина есть как общие, так и кардинально различающие их моменты.

Как уже говорилось, основной мыслью, захватившей Скрябина уже в центральный период его творческого пути и занимающей его до конца жизни, явилась идея некоего вселенского преображения всего человечества, объединения как всех искусств, так и всех живых существ реального мира в едином действе – Мистерии. Возможно, именно по этой причине Скрябина так увлекла философия; прежде всего им руководило желание синтезировать, собрать воедино все способности человеческого духа для создания Мистерии.

Скрябин часто утверждал, что стремление к последнему свершению, в котором случится это воссоединение, жило в людях всегда, и во все времена отдельные личности, и даже целые народы были охвачены этим стремлением.

Ему казалось, что эта апокалиптическая идея «носится в воздухе» и живет в глубинах подсознания многих миллионов мыслящих существ. Но в то же время Скрябин подспудно ощущал, что отнюдь не у всех современников он мог найти необходимое ему понимание, не1 всегда и отнюдь не все были в состоянии поддержать его замысел этой всеобщей Мистерии человечества. Потому композитора часто пугало одиночество и непонимание другими его творческого порыва.

Центральной категорией философии Соловьева, как известно, являлась идея всеединства. В соответствии с его учением, сущее едино и всеобъемлюще. Низшие и высшие уровни бытия всегда взаимосвязаны по причине того, что низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Основой всеединства у Соловьева выступает Божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями, а главное – с человеком. Основной принцип соловьевского всеединства – «всё едино в Боге». Всеединство в его учении – это, прежде всего, единение Творца и божественного творения. Но Бог у Соловьева – это существо сверхличное, он характеризует его как космический разум, особую организующую силу, действующую в мире.

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в его последовательном изменении. Сближение Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества у Соловьева выступает Иисус Христос, являющийся и полным Богом, и полным человеком. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Однако недостаточно того, считает Соловьев, чтобы совпадение божественного с человеческим произошло только в лице Христа. Необходимо, чтобы соединение состоялось реально, практически и притом не в отдельных людях, а в масштабах всего человечества. Но если у Соловьева воссоединение человека с богом должно произойти посредством божественного слова, то есть через Иисуса Христа, и природный, обычный, не просветленный божественной истиной человек не может свершить этого, то Скрябин, в противоположность ему, видел себя посредником между Богом и обычным мирским человеком. Он утверждал, что вовсе не Христос должен быть тем мессией, способным осуществить слияние людей. Именно в себе он признавал того мессию, того богочеловека, который был бы способен запустить механизм сближения Единого и отдельного, выражавшийся в идее его Мистерии. Скрябин отождествлял себя, таким образом, с богом, и духовно соперничал с Богом-отцом и с Иисусом Христом.

Скрябин и философская теория Н.Ф. Федорова

Знакомство Скрябина с современным ему философским обществом и близкое соприкосновение с отдельными его представителями определенным образом сказалось на некоторых философских установках композитора. Так, идеи космизма, причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме в философии Н. Ф. Федорова оказали влияние на формирование космизма Скрябина. В своем основном труде «Философия общего дела» Федоров провозглашает общечеловеческие, даже общепланетные задачи эпохи: «внесение порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос» [20], управление природой (путем «внесения в нее воли и разума»), победа над стихийными силами, над голодом и болезнями. Федоров также выдвинул идею о необходимости победы над смертью («учение об объединении живущих сынов для воскрешения умерших»). Для него воскрешение является возможностью, вытекающей из духа христианского учения.