Смекни!
smekni.com

Музыкальное философствование в творчестве А. Скрябина (стр. 4 из 4)

Заключение

Творчество Скрябина поражает стремительной эволюцией, непрерывными исканиями без оглядки назад, вплоть до отрицания собственных старых сочинений, безудержным, все ускоряющимся движением к одной цели, к одной идее, что сопровождалось усложнением музыкального языка, рафинированием стиля, обострением экспрессии, также вплоть до ее отрицания. В сфере музыкального языка Скрябин за пятнадцать – двадцать лет проделал путь от юношески благоговейных музыкальных приношений Шопену через полемические поклоны Листу и Вагнеру (отчасти Дебюсси) к сложнейшим формам современного музыкального мышления, подойдя вплотную к новейшим направлениям в музыке ХХ века. Эволюция средств выражения шла параллельно со столь же стремительной, неожиданной по направлению эволюцией человеческой личности, а вместе с ней и идейного эмоционального содержания создаваемой музыки.

Новаторские идеи Скрябина поражают современного человека своей устремленностью в будущее, угадыванием того, к чему музыкальное искусство стало подходить лишь через полвека. Неудержимая мысль фантаста и мечтателя опережала реальные возможности эпохи, состояние техники, эстетические идеалы и психологию исполнителей, физиологические возможности артиста. И сегодня, несмотря на колоссальный прогресс электронной техники в области исполнения, смогли бы воплотиться далеко не все художественные идеи Скрябина.

Радость, утверждение воли, завоевывающей новые духовные ценности, героическое дерзание – все это объясняет рост популярности творчества Скрябина у слушателей. Хотя современная молодежь с совершенно иных позиций и совершенно иными глазами смотрит на Космос, в ее ощущении превосходства Человека над силами природы, в ее смелых надеждах завоевать космические пространства есть что-то общее с дерзаниями Скрябина, с его властным отношением ко Вселенной. В этом эмоциональном созвучии секрет близости Скрябина современному молодому поколению, не только мечтающему о грандиозных свершениях и героических актах, но и, подобно Скрябину, ощущающему себя на пороге великих событий.

Современному слушателю ничуть не мешает субъективный идеализм и мистицизм скрябинской философии. Музыка, не связанная текстом, в новых социально-исторических условиях нередко приобретает иной смысл, чем тот, который вложил в нее творец. Мистика в музыке Скрябина может восприниматься как утонченная игра воображения, фантастика, рафинированные состояния души и т. д. Мистический экстаз Скрябина превращается в радость творческих свершений, его магические заклинания миров становятся волевыми импульсами, его «томления мирового духа» воспринимаются как томления просто духа или души. Содержание музыки Скрябина невольно трансформируется слушателем, приближающим его к эмоциям и чувствам обычного человека, а не гениального творца-художника.

На современном этапе идеи Скрябина получают новое развитие. С одной стороны, становятся все более востребованными его практические достижения, в современном искусстве актуализируются идеи синтеза, сознательного отступления от канонов. В настоящее время в большей степени разрабатывается идея слияния музыки и цвета/света (лазерные и световые шоу, видеоклипы). «Погружение в эпоху», основанное на синтезе музыки, живописи, архитектуры и слова, современные методики единогласно считают наиболее продуктивным.

С другой стороны, идеи Скрябина о творческом принципе как основе Вселенной, о потенциале личности-творца, о преобразовательных возможностях произведения искусства актуальны как интересный теоретический поиск возможных путей преодоления духовных кризисов, весьма нередких в человеческой истории.

Список использованной литературы

1. Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. - М.: Российское музыкальное изд-во, 1917.

2. Иванов В. И. Собрание сочинений. Т.4. - Брюссель, 1987.

3. Иванов В. И. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория - М., 1995 .

4. Флоренский П. А. У водоразделов мысли - М., 1990.

5. Флоровский Г. В. Пути русского богословия - Вильнюс, 1991.

6. Шлёцер Б. А. Скрябин. Т. I: Личность. Мистерия. Берлин, 1923;

7. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. - М.: Госиздат, 1925.

8. Асафьев Б. В. А.Н. Скрябин: опыт характеристики.- Пг., 1921.

9. Лосев А.Ф.. Мировоззрение Скрябина / Алексей Федорович Лосев. Форма. Стиль. Выражение.- М.: Мысль, 1995.

10. Бандура А. И. А.Н.Скрябин - Мистерия жизни и огненное небытие / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый - М.: Издательское объединение «Композитор», 1993.

11. Бандура А. И. О Предварительном действии А.Н.Скрябина / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый - М.: Издательское объединение «Композитор», 1993.

12. Бандура А. И. Иные миры Александра Скрябина. — М: «ИРИС-ПРЕСС», 1993.

13. Бандура А. И.. А. Н. Скрябин и Е. П. Блаватская / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск второй -M.: Издательское объединение «Композитор», 1995.

14. Апрелева В.А.. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы - Челябинск: Издательство УрГУ, 1999.

15. Скрябина М.. Кто был Александр Скрябин? / Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995.

16. Сиднева Т. Б.. Христос или Дионис? (Духовный облик Скрябина с позиции христианской догматики) /Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н. Новгород: Издательство "Нижегородская ярмарка", 1995.

17. Михайлов М. К. А. Н. Скрябин: Популярная монография. - 3-е издание. - Л.: Музыка, 1982.

18. Бэлза И. Ф. Александр Николаевич Скрябин. - М.: Музыка, 1982.

19. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2 т. М., 1994.

20. Федоров Н. Философия общего дела. – М: Эксмо, 2008. – 752 с.

21. Дельсон В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. - М.: Музыка, 1971.

22. А. Н. Скрябин. Сборник статей под ред. А. Сеславинской. – Мю: Сов. композитор, 1973.

23. Официальный сайт музея А.Н. Скрябина - http://www.anscriabin.ru

24. Скрябин.ru - www.scriabin.ru