Смекни!
smekni.com

Битлз и их роль в формировании молодежной культуры XX века (стр. 3 из 5)

К этому времени шведские поклонники, подобно британ­ским, переняли у «Битлз» их манеру причесываться и одеваться. В Швеции этот стиль стал называться "Гамлет".

Сами «Битлз», в отличие от Брайена и Тони Барроу, считают, что битломания возникла несколько позже концерта в "Пал­ладиуме". Они не отдавали себе отчет в размерах собственной популярности вплоть до 31 октября, когда прилетели из Швеции в лондонский аэропорт.

Разумеется, ребята знали о хаосе, возникшем двумя неделями раньше в Палладиуме", знали о том, что по всей стране каждый их концерт сопровождается беспорядками. Но ведь это и раньше бывало, просто теперь приняло другие формы, а начи­налось-то это еще в "Каверн", но тогда детишкам не уделяли столько внимания. За время гастролей они привыкли, что их тайком привозили в зал и так же втихаря уводили оттуда. Лучше ускользнуть от своей популярности, чем столкнуться с ней лицом к лицу с риском быть убитым.

Но когда ребята приземлились в лондонском аэропорту, масштаб собственной популярности вдруг потряс их. Первое триумфальное возвращение из дальних стран, не считая приема в "Каверн". Тысячи ревущих поклонников забили лондонский аэропорт и в течение нескольких часов не покидали его. Из-за царящей вокруг аэропорта неразберихи не могла проехать маши­на премьер-министра; на Мисс Вселенную, тоже высадившуюся в лондонском аэропорту, никто не обратил ни малейшего внима­ния. В течение последующих трех лет подобные сцены в аэро­портах стали обыденными.

"Королевское варьете", их второе крупное выступление в Лондоне, состоялось 4 октября в театре Принца Уэльского. Слу­шателей собралось, пожалуй, меньше, чем в "Палладиуме" но публика - теоретически по крайней мере пришла отборная, поскольку места стоили вчетверо дороже против обычного. Это было благотворительное мероприятие, на нем присутствовал весь состав воротил шоу-бизнеса, высший свет, боссы всех рангов, - каждый мечтал хотя бы мельком взглянуть на членов королевской семьи. В зале присутствовали королева-мать, принцесса Маргарет и лорд Сноудон. Говорят, трудно выступать перед такой аудиторией. Существует тошнотворная традиция, заключающаяся в том, что все зрители хло­пают или смеются только после того, как убедятся, какой эф­фект произвел тот или иной номер на представителей королев­ского семейства, сидящих в своей ложе.

Пол с самого начала вызвал взрыв хохота. «Битлз» вышли следом за Софи Такер[1], и Пол вдруг заявил: "До чего приятно выйти на сцену после нашей любимой американской группы".

В общем, выступление проходило, как обычно, истерика началась, стоило им объявить, что они споют "SheLovesYou". Потомследовали "Till There Was You" и "Twist and Shout".

Джон, представляя следующий номер, сказал: "Те, кто сидит на дешевых местах, хлопайте в ладоши. А вы, — он сделал жест в сторону королевской ложи, — звякайте драгоценнос­тями".

На следующий день острота облетела первые полосы газет, и все пришли в восторг от этого незлого намека, простодушной шутки по адресу королевского семейства. Конечно, она была совершенно безобидной. Но все же в ней присутствовала неко­торая милая наглость, — разумеется, "милая", поскольку сами «Битлз» — "такие милые".

Королева-мать, разговаривая с ними после шоу, дала им понять, что прекрасно поняла намек. Она ответила шуткой на шутку, хотя, может быть, и невольно. "Где вы будете выступать в следующий раз?"— спросила она. "В Слоу", — ответили они, "О, — сказала королева, — это уже совсем; рядом с нами".

На следующее воскресенье шоу было передано по телевиде­нию и собрало у экранов 26 000 000 зрителей.

Отчеты об их концертах, помещенные на первых полосах, отличались редким однообразием в подаче материала. Даже та­кая газета, как "Дейли телеграф", считавшая ниже своего до­стоинства освещать сомнительные истории, связанные с поп-музыкой (теперь они с религиозным почтением публикуют раз в неделю список десятка хитов), отводила по столбцу каждому случаю нарушения общественного порядка. Причем в течение долгого времени такие репортажи не обходились без упомина­ния о драке подростков 28 октября за билеты на концерт поп-группы «Битлз»... То есть солидным читателям все еще считали нужным объяснять, кто такие «Битлз».

В парламенте дебатировался вопрос о том, необходимы ли стране тысячи новых полицейских, которые из-за «Битлз» будут сверхурочно выходить на службу, да еще подвергаясь опасности. Один из членов парламента как-то предложил полиции ретиро­ваться, чтобы выяснить, чем все это кончится. К счастью, никто из членов парламента не принял предложения всерьез.

1 ноября «Битлз» отправились в новые гастроли. На этот раз объявленные в афишах как "Шоу «Битлз»". Группу можно было посылать теперь в одиночку, без других звезд, как то было, например, с Роем Орбисоном, поскольку «Битлз» в этом больше не нуждались.

Турне продолжалось до 13 декабря, и некоторые дельцы с помощью имени «Битлз» сумели погреть руки на рекламе своих товаров. Фирма в Пекхаме предлагала свитер "«Битлз»", "пред­назначенный специально для битломанов, с великолепной двух­цветной эмблемой «Битлз», выпущенный ведущим британским промышленником, 35 шиллингов за все удовольствие.

В это время промышленники всей страны соревновались за получение права использовать слово "«Битлз»" для своих из­делий. В продаже появились пиджаки "«Битлз»" — без лацканов, чаще всего вельветовые, — по образцу того, какой начал носить в Гамбурге Стюарт Сатклифф. Эти пиджаки не выходили из моды до сентября 1963 года.

Завод в Бернал-Грин работал в две смены, чтобы удовлет­ворить спрос на парики "«Битлз»". Заказы поступали даже из Итонского колледжа и Бэкингемского дворца. Не от самой ко­ролевы, но от кого-то из обслуживающего персонала.

Большинство мальчиков-подростков отпустили длинные во­лосы а 1а «Битлз». В ноябре с газетных страниц нескончаемым потоком полились рассказы о школьниках, отправленных домой из-за длинных волос, а также о выпускниках, не принятых на работу по той же причине.

"Дейли телеграф" от 2 ноября впервые выступила с крити­кой истерии, сопровождающей выступления «Битлз». "Массовая истерия, — писала газета, — попросту забивает пустые головы, как во времена Гитлера". "Дейли миррор" тотчас бросилась на защиту «Битлз». "Надо быть безнадежными тупицами, чтобы не полюбить сумасшедших горлопанов, счастливых, красивых «Битлз»". Газета похвалила их за то, что в своих шутках они со­блюдают чувство меры.

Церковная "Ассамблея", выдержав нападки в свой адрес, сама же защитила «Битлз» во время ежегодной встречи глав ан­гликанской церкви. Один епископ объявил их "психопатами" и заметил, что на их недельные заработки можно построить храм в Африке. Но другой возразил ему, сказав, что, будучи по­клонником «Битлз», он считает их концерты совершенно здоро­вым развлечением.

"Дейли миррор" оказалась первой газетой, вытащившей на свет божий довольно умеренного во взглядах психолога, попы­тавшегося объяснить, что, собственно, происходит. В течение сле­дующих трех лет такого рода "исследования" неплохо кормили психологов, разрешающих проблемы, связанные с «Битлз», осо­бенно в Америке. Тот первый психолог заявил, что «Битлз» вызывают половое удовлетворение. Позднее врачи пошли еще даль­ше, сообщив, что на концертах «Битлз» девушки испытывают оргазм.

14 ноября в Плимуте, чтобы привести в чувство разбушевавшихся болельщиков, пришлось окатить их водой из шланга. Портсмут был охвачен паникой, потому что у Пола немного по­высилась температура и пропал один концерт. После этого каж­дая газета печатала ежечасные бюллетени о состояний его здо­ровья.

11 ноября в Бирмингеме ребятам удалось скрыться от толпы, переодевшись в мундиры полицейских. 18 ноября внима­ние всех газет привлекла просьба священника, который зака­зал «Битлз» песнюк Рождеству.

Резко возросла продажа пластинок фирмы "EMI". Когда выплыла на свет информация о том, как "Декка", а следом за ней и все другие компании одна за другой отказывали «Битлз», в качестве сравнения вспомнили, как кинокомпания "XXCentury" отклонила сценарий фильма "Унесенные ветром".

В конце ноября «Битлз» выпустили свой пятый сингл "IWantТо HoldYourHand", который незамедлительно занял первое место. В Британии предварительные заказы на эту песню до­стигли одного миллиона.

Несколькими днями ранее вышла вторая долгоиграющая пластинка группы - альбом "WithTheBeatles". На конверте была помещена резко контрастная фотография, выполненная весьма талантливо: плечевой портрет четырех «Битлз», одетых в черные водолазки. Лицо каждого было очень ловко освещено только с одной стороны, другая половина полностью оказалась в тени. Едва появилось объявление о выходе альбома, как немедленно посыпались предварительные заказы: их оказались 250 000 - максимальное количество на долгоиграющие пластинки за всю историю грамза­писи, отмечали комментаторы. Самый знаменитый диск Эл­виса Пресли, альбом "BlueHawaii", получил в свое время 200 000 заказов.

Во всей Британии не осталось ни одного сколько-нибудь известного журналиста или очеркиста, который не попытался бы получить интервью у членов группы, часами подпирая двери их артистической в надежде услышать от них хоть одно слово. Доналд Зек из газеты "Дейли миррор" оказался одним из первых, кому удалось взять подробное интервью у «Битлз» 10 сентября, на заре их общенационального признания. Описывая прически ре­бят, как это требовалось тогда от журналистов, он отнес их к стилю каменного века.