Смекни!
smekni.com

Битлз и их роль в формировании молодежной культуры XX века (стр. 5 из 5)

29 декабря в газете "Санди таймс" Ричард Баклз в обзоре музыки Джона и Пола, которая была использована в балете "ModsAndRockers", заявил, что они самые великие композито­ры со времен Бетховена.

Но музыка «Битлз» будет жить до тех пор, пока существует поп-культура. Джон Леннон и «Битлз»: мы получаем два билета по цене одного. Среди исполнителей встречались и более крупные фигуры — например, Элвис Пресли или Фрэнк Синатра, которые, каждый по-своему, повлияли на целое поколение. Но они не были творцами. Леннон и Маккартни оставили в наследство по крайней мере сто песен, которыми всегда будут восторгаться, — даже когда их смешные прически, смешное произношение и жестокая смерть Леннона давно забудутся.

Заключение

Вот и кончилась сказка с названием «Битлз». Все, к сожалению, имеет свой конец.

Но то, что делали «Битлз», нельзя назвать иначе, чем "вол­шебство". Философы спорят до хрипоты, в состоянии ли музы­ка изменить мир, а эти четверо ребят своими песенками свели с ума целое поколение, заставив молодых людей всей планеты за­быть про технику, спорт, науку и взять в руки электрогитары. Мы жили и продолжаем жить в это время, и нам это кажется нормальным, но такого крена интереса молодежи в сторону му­зыки за всю историю человечества не было еще никогда. И, ви­димо, никогда больше не будет.

Сегодня, когда мода на звук меняется чуть не каждый день, да­же записи групп 70-х звучат как архаика. А песни «Битлз» не по­теряли свежести, и невозможно отделаться от ощущения, что это записано только что. И нет ни одного хоть сколько-нибудь подходящего объяснения, как им это удавалось. Все можно объяснить, кроме того, что объяснить нельзя. Как нельзя объяснить искусство. Или гениальность. Или вол­шебство.

Эти песни крутили по двадцать часов в сутки, знали их наизусть (возможно, у людей того поколения это осталось до сих пор). Подростки могли проиграть в голове любую их пластинку — вплоть до царапинок. Это помогало им высиживать уроки. Каждый новый альбом «Битлз» открывал новую страницу в жизни тогдашней молодежи. Какие-то их песни выполняли функции самых настоящих молитв. Портфели, тетради, а также детали одежды и открытые участки тела были исписаны цитатами из песен «Битлз»…

«Битлз» всегда были законодателями музыкальной моды — и в то же время всегда в стороне от потока. Любая их песня запоминалась сразу, попадала внутрь, была очень проста и всегда в ней было что-то неуловимое, то, что нельзя повторить, сымитировать. Каждый их альбом был записан на одном дыхании и не походил на преды­дущие. Они никогда не повторяли себя — поэтому их музыка не имеет никакого отношения к коммерческой. Они не ограничи­вали себя каким-то своим стилем - в этом и был их стиль. Осо­бенно это заметно сегодня, когда каждая группа стремится най­ти свое звучание, залезть в него, как в нору, и уже не высовы­ваться, чтобы, не дай Бог, кто-нибудь эту нору не занял. Почти каждая песня «Битлз» была открытием, Она пробивала малень­кую брешь в стене еще не придуманного, и туда за ней проби­вался поток музыки, навеянный этим открытием. А «Битлз» в этот момент были уже далеко. Харрисон взял в руки ситар — и все кинулись в индийскую музыку, а заодно и философию, «Битлз» записали "Сержанта" и тут же сотни групп выпустили своих "сержантов", ударились в психоделические изыски. А «Битлз» опять были уже далеко. Из каждой музыкальной строчки их песен можно сделать отдельную песню — они были удивитель­но щедры на мелодии.

Музыкальный критик Ник Кон в своей книге "Рок с самого начала” выдвинул «Битлз» забавное обвинение. Они, на его взгляд, положили конец эпохе рок-н-ролла, так как перевели рок-н-роллв категорию искусства. А с каких это пор, спрашивает Ник Кон, рок-н-ролл имел отношение к искусству? Подражая «Битлз», масса групп потянулась за новыми красками, ударилась в экспе­рименты, часто неудачные (так как гениальными-то были только «Битлз»!), и старый рок-н-ролл умер, а мы ничего, в общем, не получили взамен. Такая вот мысль.

Не знаю, может быть, с точки зрения поборника чистого рок-н-ролла, он прав. Действительно, такой волны эксперимен­таторства, как в конце 60-х — начале 70-х, рок-музыка не знала. Но, по-моему, мы должны не ругать «Битлз» за это, а сказать им спасибо — столько новых течений возникло с их легкой руки.

Говорить о значении «Битлз» можно, наверное, бесконечно. Оно огромно. Их музыка жива и будет продолжать жить. И есть тому доказательство: однажды подросток Стюарт Сатклифф сказал своему приятелю Полу то, что много раз повторял своему лучшему другу Джону: "Увидишь, вашими именами назовут планеты!" Через четверть века Международный астрономический союз утвердил за четырьмя астероидами названия "Леннон", "Маккартни", "Харрисон" и "Старр"…

Список литературы

1. Дэвис Х. Битлз. Авторизованная биография: Пер. с англ.; Послесловие А. В. Макаревича. – М.: Радуга, 1993. – 416 с.

2. Студенческий меридиан, 1991, №7 – 8 . – 100 с.

3. Ровесник, №8 – 9 , 1983.

Jeremy Pascall "The illustrated history of rock music" London etc. Hamlyn cop. 1978.


[1]Такер Софи - знаменитая исполнительница эстрадных песен 20-30-хгг. в США.

[2] ЕР - пластинка с четырьмя песнями на 45 оборотов