Смекни!
smekni.com

Бардовский счёт Владимира Высоцкого (стр. 3 из 4)

Что значит "присоединилась сила"? – Это таинство преображения. Оно носит сакральный характер. Но одно несомненно, носитель силы возлагает на себя обя- занность по передаче этой силы. Высоцкий, по всей видимости, сделать этого не смог. Но, сила не уходит вместе с носителем в могилу. Где она остается? – В том географическом месте, где умер ее носитель. И что же дальше? – Дальше есть, по крайней мере, два варианта: закрыть канал силы или подобрать его. Кто же это может сделать? – Тот, кто путешествует в историческом времени не только по линии культуры, но и по линии эзотерической истории, собирая «оставленные каналы силы». Причем, речь не идет о мистике. Для глубоко творческого человека это имеет характер реальности.

Незаконченное

Что же Владимир Высоцкий не успел сделать, но очень хотел сделать? – Высоцковеды отмечают здесь несколько желанных элементов: сыграть роль Бориса Годунова; поставить и снять фильмы «Зеленый фургон» и «Черная свеча», поработать хоть годик в США, чтобы дописать незаконченную прозу.

Положение в круге бардов

Говоря о Владимире Высоцком, часто делают ошибку, вырывая его под разными предлогами из «круга бардов». Мол, он настолько уникален, что все остальное значительно ниже по культурному результату, по требованиям профессиональной культуры. При этом часто в официальной печати соединяются только несколько имен, а именно: Булат Шалвович Окуджава, Александр Аркадиевич Галич и Владимир Семенович Высоцкий. Мол, они известны не только в бывшем СССР, но и во всем мире, а другие - нет. Официальная наука в диссертациях приводит чуть более расширенный список, добавляя к вышеназванным еще несколько имён: Александр Моисеевич Городницкий, Александр Александрович Дольский, Юлий Черсанович Ким, Юрий Алексеевич Кукин.

Высоцкий был уникальным бардом, но не единственным в истории мировой культуры и даже в русской культуре ХХ века. По сути, надо говорить о введении Владимира Высоцкого в два круга бардов: широкий («исторический круг бардов» ) и малый («круг бардов русской культуры ХХ века»).

В широком круге нам удалось восстановить 189 имён «бардов», принадлежащих 27 разным народам мира, в интервале примерно в 29 веков, от конца ХХ века вглубь истории. Однако, эта работа не завершена. Малый круг известен значительно лучше. Его определение для периода времени «вторая половина ХХ века» имеет полноценно выраженный результат (см. табл.3). В соответствии с историей бардовской песни, Высоцкий занимает позицию с номером 14. Он входит в группу «корни» и является одним из 30 ярких представителей этой группы. Причём, за 14 место, Высоцкий конкурировал с таким мастером песен, как А.Галич.

Таблица 3. «Круг бардов» [15], часть. (Основатели круга выделены жирным шрифтом).

Фамилия Год рождения Год рождения первой песни Историческая динамика
1. Анчаров Михаил Леонидович 1923 1937 всплески
2. Окуджава Булат Шалвович 1924 1946
3. Дулов Александр Андреевич 1931 1950 Волна №1
4. Визбор Юрий Иосифович 1934 1951
5. Дикштейн Григорий Ефимович 1936 1952
6. Городницкий Александр Моисеевич 1933 1953
7. Дольский Александр Александрович 1938 1953
8. Якушева Ариадна Адамовна 1934 1954
9. Ким-Михайлов Юлий Черсанович 1936 1956 Волна №2
10. Берковский Виктор Семенович 1932 1957
11. Матвеева Новелла Николаевна 1934 1957
12. Крупп Арон Яковлевич 1937 1959 Волна №3
13. Туриянский Владимир Львович 1935 1959
14. Высоцкий Владимир Семенович 1938 1960

Как это ни странно, но на главном сайте современной русской авторской песни www.bards.ru, долгое время можно было прочитать, что песни В.Высоцкого принадлежат к сектору «артистическая песня»? По всей вероятности, враждебное отношение В.Высоцкого и хранителей его наследия к кругу бардов вызывало ответное отношение с другой стороны. Хорошо, что сегодня такая грубая ошибка уже исправлена.

Исследователи явления «авторская песня» должны ясно представлять историческую хронологию такого явления, его содержательную структуру и масштабы. Исторический водоворот только «Круга бардов» русской культуры второй половины 20 века имеет масштабы, охватывающие примерно 18000 песен (представительское множество песен) от 250 авторов (представительское множество авторов песен). Его образовывало триединство трех песенных направлений: «самодеятельная песня», «бардовская песня», «авторская песня-1». То есть, есть «авторская песня» из «Круга бардов», а есть «авторская песня» не из этого круга. Авторская песня В.Высоцкого [16] – авторская песня из «Круга бардов». Бардовская песня здесь – это результат деятельности по саморазвитию человека. Песенная форма достигается как приложение к изменению человека в процессе саморазвития, а не как самоцель. Песня как бы идет вслед за саморазвитием, записывая и удерживая его следы. Как документальный конспект ярких моментов такого саморазвития. Внутренний компас барда ищет направление на Красоту Пронзительную, преодолевая притяжение Красоты Завораживающей, Красоты натуральной Природы и Красоты Магической. Именно при ориентации на Красоту Пронзительную и получается то, что называется «пронзительный зов барда к жизни», «бардовский маршрут».

Учёное "Высоцковедение"

Тех, кто занимается научными исследованиями творческого наследия Высоцкого, называют «учёными высоцковедами». Много ли их? – Десятки. Среди них уже есть доктора и кандидаты наук (Евтюгина, 1995; Рудник, 1995; Сафарова, 2002 и др.). Их нельзя назвать только «русскими высоцковедами», изучением Высоцкого занимаются и зарубежные учёные из, например, Германии, Венгрии, Польшы. Они тихо делают своё дело по культурно-оформленному введению наследия В.Высоцкого в ранг «наследие классика русской культуры». Основной тип деятельности здесь – культурное комментирование песен. Например, есть интегральный «проект филологического комментария к творчеству Высоцкого» [17]. Он состоит из девяти направлений комментирования: толковый словарь языка, словарь одного текста, словарь одного слова, тематические отраслевые словари, анализ текста, лингво-высотинки (то есть толкование отдельных слов и фраз), концептосфера, мотивология, поэтика (словарь рифм и словарь стихотворных размеров).

Исследователи отмечают доминанты концептосферы B.C. Высоцкого, например, такие как: аксиологические (Судьба, Душа, Тоска, Дом) и экзистенциальные (Жизнь, Смерть, Время). Что может взять здесь исполнитель песен? – Прежде всего: подлинные варианты песенного текста и культурно-ситуационный комментарий(повод написания песни). Нужны специальные остро направленные работы, изучающие возможности исполнения песен Высоцкого современными исполнителями, при всех требованиях допустимой сохранности культурного содержания.

Диссидентство, свобода и воля

Многие связывают понятие «бардовская песня» в основном с песнями протеста, называя ее «протестной песенной культурой». Выдвигая тем самым проблему свободы на первое место и сужая ее понятием «политический протест». Однако тематика песен бардов более разнопланова и проблема свободы выступает прежде всего как проблема «внутренней свободы».

Трудно оспорить тот факт, что говорить о песенном наследии Высоцкого, не касаясь проблемы свободы, практически невозможно. Речь идет, как минимум, о свободе, как возможности выбора независимо от внешних обстоятельств. О свободе, которая не ограничена пространством. В русской культуре такая свобода имеет название «воля». Высоцкий всегда был в пути к свободе, он всегда рвался на волю. Высоцкий никогда не был политической фигурой. Его протест шёл от индиви- дуального лица и из стен театра, а не от лица группы несогласных с политикой официально правящей коммунистической партии. Такие люди были, и их называли «диссидентами», отмечали "движение диссидентов". Он никогда не состоял в этом движении и не примыкал к нему. В историю советского дисиденства вошел только один бард – Петр Старчик. Очень близко к этом движению стояли барды – Александр Галич и Юлий Ким, чуть дальше стоял бард Владимир Туриянский.

Проблема свободы, в песнях Высоцкого, берет свое начало в модели «тюрьма» и переходит в модель «полет». Можно допустить мнение, что творческое наследие Высоцкого держится на деятельности двух главных героев - шута и рыцаря. Эти герои смешиваются в разных пропорциях. Шут рядится в разные одежды, прозябает в пивных, в лагерях, в сумасшедших домах, на сельскохозяйственной выставке, в зоосаде и т.п., но всегда остается тем, кто он есть: Петрушкой, скоморохом. Шут, сам по себе простой и славный малый, попадая в карикатурное окружение, становится посмешищем, как и в старинных ярмарочных комедиях. Второй герой - это рыцарь без страха и упрека, альпинист, солдат, мужественный, смелый, сильный человек, напоминающий образы Джека Лондона. Киплинговские, гумилевские мотивы слышатся в поступи этого героя.

Исполнение песен Высоцкого

Исполнитель песен, который пытается донести авторский голос Высоцкого до слушателя, встречается с целым рядом особенностей такого «авторского голоса». Его достаточно тяжело копировать. Тем более, когда речь идет об исполнении нескольких песен подряд.

Однако, например, автор статьи, нашел здесь для себя выход в усилении песенно-функционального участия гитары. Гитара создает ударно-звуковую опорную основу для голоса в тех местах, где возникают трудности голосового подражания. Голос как бы наезжает на несколько опережающие звуки гитары. При этом немалый упор делается на басовые струны. Хотелось бы особенно отметить исполнение песен с ярко выраженным «торжеством свободы человеческого духа» (торжественность духа). Этот зов к раскрепощению потенциала, скрытого в человеке. Как раскрепощение некоего универсального чувства человека без страха. Как естественный и обязательный этап в развитии любого человека, независимо от его культурной принадлежности.