Смекни!
smekni.com

Бардовский счёт Владимира Высоцкого (стр. 4 из 4)

Кроме того, необходимо учесть, что исполнитель, вместе с аудиторией слу- шателей, создает среду «действия песни»:

- во-первых, камерную ситуацию пения, предполагающую непосредственное общение со слушателем на доверительной основе.

- во-вторых, человеческий диалог. Бардовский жанр диалогичен по своей природе, диалогичен в бахтинском [18] смысле. Он «требует» зрителя, его творческой активности, потому что песня ориентирована на сопереживание слушателя тем проблемам, которые волнуют автора. Требует «живого ответного духа» и «попадания хотя бы рядом».

- в-третьих, преодолеть инерцию ожидания, сформированную на привычке слушания качественных студийных аудиозаписей. Ведь все будет вживую. Часто сырой голос и сырая гитара. Но, именно это и есть то, что называют «устная песенная традиция», нередко наполненная «скоморошьими приемами».

По сути дела, исполнитель должен представлять песни Высоцкого как живой пример песен «авторской культуры бардов». Однако, это далеко не то, что просто исполнять «песни протеста». Исполнение песен Высоцкого требует специальной предварительной настройки - это «самоидентификация исполнителя» в авторской культуре песен и песенном направлении В.Высоцкого.

«Подражательство я считаю занятием праздным, отношусь без уважения, особенно, когда подражают внешним данным, да еще и голосовым. Прокрикивать что-то хриплым голосом – не значит делать похожее на то, что делаю я. Авторская песня требует очень большой работы.» [19].

Среди обязательных инструментов исполнения песен В.Высоцкого следует указать на «монтажную схему песни» - текст песни с точной записью песенного произнесения и партией гитарного баса.

Телепрограмма «Достояние Республики»

Теперь обратимся к анализу программы «Достояние Республики», посвященной памяти Высоцкого, как автора горячо любимых народом России песен.

Со сцены программы прозвучали песни В.Высоцкого в исполнении артистов театра и эстрады: "Парус" (Григорий Лепс), "Кони" (Гарик Сукачев), "Утренняя гимнастика" (Максим Леонидов), "Братские могилы" (Николай Расторгуев), "Если друг оказался вдруг" (Олег Митяев), "Протопи ты мне баньку" (Евгений Дятлов), "Дорогая передача" (Николай Фоменко), "Беда" (Тамара Гвердцители), "Диалог у телевизора" (Дмитрий Харатьян и Михаил Ефремов), "На Большом Каретном" (Валерий Золотухин). В концерте приняли участие друзья и близкие Владимира Высоцкого: Никита Высоцкий, Игорь Кохановский, Александр Иншаков, Аркадий Арканов, Юлия Абдулова, Петр Буслов, Наталья Белохвостикова, Георгий Юнг-вальд-Хилькевич и другие.

Что удивляет? – Например, кратко:

·исполнители совершенно не отслеживают время длительности песни в оригинале, обращаясь с ним естественным путём «песня кончается тогда, когда исчерпываются слова её текста»; Вот конкретные цифры: одна песня звучит по времени точно как оригинал ("Я несла свою беду"); одна песня звучит короче оригинала ("Протопи ты мне баньку" - в 1, 3 раза); остальные песни звучат дольше оригинала ("А у дельфина" – в 2 раза; "Вдоль обрыва" – в 1, 34 раза; "Если друг" – в 1, 5 раза; "На братских могилах" – в 1, 7 раза; "Где мои семнадцать лет" – в 1, 6 раза).

- оригиналы лирических песен Высоцкого предполагают торжественность произнесения, ударную мелодекломацию, а не сглаженно-мягкое опевание слогов.

- тональность оригинала и живого исполнения не совпадают. Особенно удивлияет попытка Олега Митяева, известного человека из «круга бардов», исполнять совершенно несвойственные ему песни. Не просто не похоже на оригинал, но торжественность «альпинисткой лирики», звучащая в оригинале, куда-то пропала за мягкой музыкальной оранжировкой, компенсирующей малое количество аккордов оригинала. Простая задушевность мелодикломации Митяева, доходящая до примитивной наивности, совершенно не вяжется с оголенностью чувств человека гор. Здесь нужна торжественность, которая сочетает в себе и трагизм, героизм и человечность, перед лицом сурового испытания горами. С другой стороны, всё можно просто объяснить. Ведь Олег Митяев вошёл в «круг бардов» не как В.Высоцкий, со стороны «бардовская песня». Он вошел в круг со стороны «авторская песня-1», которая входит в песенное триединство [20] «круга бардов» - самодеятельная песня, бардовская песня, авторская песня-1.

Выводы

Культурное наследие В.Высоцкого содержит песни, которые нужно и можно рекомендовать культурным исполнителям песен. Однако, каждый соискатель на исполнение должен быть готовым к так называемой культурной самоидентификации – поиску возможностей соединения своего внутреннего мира и исполнительских способностей с миром культуры песен В.Высоцкого. Сначала с «авторской культурой песен», а потом и с «бардовской песней». Хотя это в основном касается лирических песен Высоцкого. Каждому исполнителю песен Высоцкого предлагается ознакомиться с так называемым «бардовским счётом В. Высоцкого», предложенным в данной статье.

Литература и примечания:

1. См. например: Высоцковедение и высоцковидение: сборник научных статей. Орловский гос. педагог. университет, 1994.

2. Уже написано несколько десятков диссертаций.

3. ГКЦМ "Дом Высоцкого на Таганке" в г.Москва.

4. В 2010 году, в Волгограде прошел восьмой международный фестиваль авторской песни памяти Владимира Высоцкого. Участвовали исполнители песен В.Высоцкого из разных стран мира.

5. Например, частный музей В.Высоцкого в Польше, организатор доктор М.Зимна.

6. См., например, Интернет-сайт http://vv.mediaplanet.ru/bibliography.

7. Исследовательская программа «Барды Мира», начата в 1995 году, посвящена феномену «бардовская песня».

8. Орловский С.П. Культурология песни. Авторская культура песен в русской культуре второй половины 20 века. Рукопись авторской монографии. - Нюрнберг, Фонд авторских рукописей Института неостановленного развития. 2010.

9. Официальные данные фонда им.Высоцкого.

10. Прямая речь В.Высоцкого, из магнитофонных записей.

11. Из прямой речи М. Ходанова

12. Дегтярёв В. Новосибирск, 2004

13. Темп создания песен, отнесенный к возрасту. У Высоцкого он равен 0.8, у Щербакова – 0.89

14. Живет в г.Новосибирске

15. Результаты программы «Барды Мира»

16. В свое время Владимир Высоцкий, в своих интервью и комментариях концертных выступлений, ввел в широкое обращение термин «авторская песня». На вопрос: «Чем вы занимаетесь?» - он нередко отвечал - «Авторской песней».

17. Изотов В.П. 2001.

18. См. труды Бахтина М.М. по «Диалоговой концепции культуры».

19. Из прямой речи В.Высоцкого на одном из его концертов.

20. Орловский С.П. Культурология песни. Авторская культура песен. 2011. Интернет , http://www.docme.ru/doc/37742/kul._turologiya-pesni---2; Орловский С.П. Авторская культура песен в русской культуре второй половины 20 века. Авторская рукопись на соискание ученой степени «доктор культурологии», специальность – теория и история культуры. - Нюрнберг, Фонд авторских рукописей Института неостановленного развития. 2011.