Смекни!
smekni.com

Геракл (стр. 4 из 4)

Амфитрионова отрасль Геракл, с Иолаем могучим,

Руководимый советом добытчицы мудрой Афины”.

(Гесиод. Теогония, 314-318).

Имеется ввиду второй подвиг Геракла, уничтожение Лернейской Гидры.

“Также Немейского льва, в любви сочетавшися с Орфом.

Лев этот, Герой вскормленный, супругою славною Зевса,

Людям на горе в Немейских полях поселен был богиней.

Там обитал он и племя людей пожирал земнородных,

Царствуя в области всей Апесанта, Немеи и Трета.

Но укротила его многомощная сила Геракла”.

(Гесиод. Теогония, 327-332).

Тут, как и в двух вышеприведённых фрагментах проясняется вопрос происхождения очередного чудовища - Немейского льва, убийство которого было первым подвигом Геракла, из шкуры которого, отражавшей стрелы, герой сделал себе плащ, завязав лапы шкуры на своей могучей груди. Кстати сказать, именно в таком виде , в шкуре льва и с палицей в руках и вспоминается обычно образ Геракла.

Кроме этих упоминаний Гесиод в “Теогонии” передаёт миф о Прометее, которого также освобождает Геракл.

“А Прометея, на выдумки хитрого, к средней колонне

В тяжких и крепких оковах Кронид привязал Громовержец

И длиннокрылого выслал орла: бессмертную печень

Он пожирал у титана, но за ночь она вырастала

Ровно настолько же, сколько орёл пожирал её за день.

Сыном могучим Алкмены прекраснолодыжной, Гераклом,

Был тот орёл умерщвлён, а сын Иапета избавлен

От жесточайших страданий и тяжко-мучительной скорби, -

Не против воли высокоцарящего Зевса - Кронида;

Ибо желалось Крониду, чтоб сделалась слава Геракла

Фаворождённого больше ещё на земле, чем дотоле.

Честью великой решив отличить знаменитого сына,

Гнев прекратил он, который дотоле питал к Прометею”.

(Гесиод. Теогония, 521-533).

И уже в конце “Теогонии” Гесиод повествует о происхождении Геракла и его родственных связях, несколько более развёрнуто.

“Мощную силу Геракла на свет породила Алкмена,

В жаркой любви сочетавшись с Кронидом, сбирающим тучи.”

(Гесиод. Теогония, 543-544).

“Сын необорно-могучий Алкмены прекраснолодыжной,

Сила Геракла, приведши к концу многостонные битвы,

Сделал супругой почтенной своею на снежном Олимпе

Златообутую Герой от Зевса рождённую Гебу.

Дело великое между богов совершил он, блаженный,

Ныне ж, бесстаростным ставши навеки, живёт без страданий.”

(Гесиод. Теогония, 950-956).

Творчество Гесиода в отличии от гомеровского отражает мифологические представления нового периода развития древнегреческого общества. “Родовая община шла к упадку. И если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества. Мифология, достаточно расшатанная уже у Гомера, прямо превращалась либо в мораль (дидактический эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос).1(Лосев А.Ф. Античная Литература. М.,1997. С.66.).

Заключение.

Образ Геракла - ярчайший героический мифологический образ в древнегреческой культуре, оказавший огромное и разнообразное влияние на процессы формирования представления греков о героике, героическом, человеческом величии и божественной воле, сочетании красоты, силы и идеалов справедливости и необоримой решимости в достижении самых невероятных целей. Одновременно и сам образ изменялся под воздействием развития эллинской культуры. И соответственно, можно говорить о взаимозависимости , взаимопроникновении, симбиотическом синергизме реальности с мифологией через идеал человека в образе Геракла. Условно говоря, если бы Геракл не существовал в античной мифологии, его следовало бы придумать, ибо вполне вероятно, что тот мир который ныне именуется европейской цивилизацией и к которому человечество привыкло без образа замечательного легендарного героя Древней Греции Геракла был бы совершенно иным.

Рассмотренный в данной работе ранний , так называемый архаичный период развития греческой цивилизации в историографическом, применительно к персоне Геракла и представлений о нём, смысле видится формообразующим, по причине отсутствия более ранних письменных источников. А потому видимо и наиболее достоверным, ибо вероятность базисного оттолкновения от оного наиболее значительна для последующих эпох, особенно учитывая огромный авторитет Гесиода, и, особенно, Гомера среди более поздних авторов и исследователей.

Итак, как Гомер, так и Гесиод, судя по дошедшим до нас источниках не занимались целенаправленно освещением жизни , деяний Геракла и представлений о нём, однако, однозначно, были не только знакомы с образом этого героя, но и прекрасно осведомлены о его легендарно-мифических подвигах, происхождении, родовых и прочих связях. Также авторы имели безусловно субъективное, но вполне адекватное суждение о чертах характера, жизненном пути и стремлениях сына Зевса и Алкмены.

Вероятно, многое в образе было привнесено из других цивилизаций. Герой скорее всего не имел реального прототипа, а наиболее весомым кажется мысль о собирательном прообразе, сконцентрированном в одной личности в самом плотном (даже по сравнению с другими героями) виде.

Образ Геракла, созданный архаичными греческими авторами широк, разносторонен, ярок. Он воплощает лучшие черты воина - эллина древних времён. К сожалению, в связи с узостью источниковой базы заметны лишь два взгляда на личность Геракла - Гомера и Гесиода; но даже они дают объёмную картину представлений о величайшем герое Античности.