Смекни!
smekni.com

Буддизм (стр. 4 из 5)

2. Истинная решимость (саммасанкаппа) — это твердое намерение преобразовывать жизнь в свете истины. А для этого необходимо отказаться от дурных намерений и вражды к другим людям. Если верующий поверил Будде и стал на путь спасения, ему следует ограничить свои страсти и стремления.

3. Праведная речь (саммавача) — это, в первую очередь, контроль человека над своей речью, т. к. праведная решимость не должна оставаться лишь религиозной установкой, а, прежде всего, должна иметь возможность направлять и контролировать речь, а это, в свою очередь, предполагает воздержание ото лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.

4. Праведные дела (саммакамманта). Праведная решимость, не ограничиваясь выработкой правильной речи, должна воплотиться в правильное действие, достойное поведение, а это предполагает отказ от уничтожения всего живого, от воровства, от удовлетворения низменных чувств, от недобродетельных поступков и активное стремление делать добрые дела.

5. Праведная жизнь (саммааджива). Отвергая дурную речь и недостойные поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путем, и поэтому надо трудиться в соответствии с доброй решимостью, вести достойную жизнь.

6. Праведные мысли (саммаваяма) -. это постоянное стремление поддерживать моральный прогресс путем устранения вредных и внедрения полезных гуманных идей. Когда человек пытается изменить свою жизнь для получения спасения, руководствуясь правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с праведного пути старые, глубоко укоренившиеся в нем, вредные идеи, а также новые. Если человек желает достичь нирваны, то его ум должен постоянно заполняться идеями добра.

7. Праведные помыслы (саммасати) — это постоянное сохранение в памяти того факта, что вещи по своей природе преходящи, а сама жизнь наполнена скорбью. Помня это, верующий, вступивший в поток, не будет сожалеть об утрате всего тленного и не будет зависим от всего окружающего, что поможет ему освободиться от этой зависимости и сосредоточиться на истину, ведущей ко спасению.

8. Истинное созерцание (саммасамадхи) — это последняя ступень на пути ко спасению, нирване. Согласно буддийскому учению, тот, кто ведет свою жизнь в соответствии с семью правилами и с их помощью освобождается от низменных страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более глубокого сосредоточения, которые неуклонно приведут его к конечной цели длинного и трудного пути, к прекращению страдания.

На первой стадии верующий должен сосредоточить свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении истин. На этой стадии он наслаждается радостью свободной отрешенности и чистого мышления. Вторая стадия сосредоточения предполагает усиленное невозмутимое размышление. Третья стадия наступает тогда, когда ищущий испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. На четвертой стадии сосредоточения достигается состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения. Таким образом, верующий достигает желанной цели — прекращения всякого страдания, т. е. нирваны. Следовательно, учат буддисты, совершенная мудрость, совершенная добродетель, совершенная невозмутимость — полное избавление от страданий — все это одновременно достигается в нирване. (Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М„ 1994. С.131—142). Учение нового пророка о страдании не могло не импонировать людям, стало быстро распространяться и нашло своих приверженцев среди различных слоев населения Индии.

3. Основные школы и направления в буддизме.

Первыми последователями Будды были аскеты, которые небольшими группами собирались в уединенных местах и создавали свои небольшие общины. Те, кто решил вступить в общину, отказывались от личного имущества (всякой собственности), брили головы, облачались в ветхие одежды. Выходцы из этих групп впоследствии положили начало монашеству, а в тех местах, где они проживали, строились монастыри. На первых порах представители новой религии вели странствующий образ жизни, а впоследствии они были вынуждены вести замкнутый образ жизни в стенах монастырей и строго выполнять все предписания монашеского устава. Вскоре монастыри стали главными центрами, где происходила аккумуляция и передача наличного философско-религиозного опыта. Словом, буддийские монастыри стали своеобразными «университетами» культуры. Получить образование здесь мог каждый, кто желал приобщиться к буддизму. Равенство возможностей всех монахов не зависимо от кастового происхождения, что создало почву для активного развития буддизма.

Буддизму удалось подорвать влияние брахманизма в стране, где он был более тысячи лет преобладающей религией. Однако возможность приобщения к буддизму только в форме монашества ограничивала число его приверженцев. Эти препятствия были сняты новым направлением в развитии буддизма махаяной. Раздробление буддизма на школы и течения (секты) началось очень рано. Первое разделение принято относить к так называемому второму собору буддистов в Вашали (IV в. до н. э.). Следует иметь в виду, что основные течения буддизма, вызванные догматическими и философско-религиозными разногласиями, зарождались в монастырях, в среде ученого духовенства.

Все другие течения, если и возникали вне рамок монастырской жизни, не имели существенного значения для развития буддизма. Можно говорить, что история буддизма есть история его философии, которая развивалась, как правило, в монастырях.

Традиционно сами буддисты признают основными течениями (школами) своей религии хинаяну и махаяну. Своеобразие хинаяны, наиболее древней формы буддизма, заключается в отсутствии в ней Абсолюта (Бога). Его место занимает закон кармы или дхармы, согласно которому в мире все происходит таким образом, что ни одно деяние в жизни не проходит бесследно. В результате каждая личность получает впоследствии то, что она заслужила своими прошлыми деяниями. Будда постиг истину бытия и своим жизненным путем и учением указал людям путь ко спасению, к освобождению от страданий.

Этих истин и придерживались идеологи хинаяны («узкая колесница», «узкий путь спасения»), признающей основным условием движения по пути спасения отказ от участия в мирской жизни, уход в монашескую общину (санхи). Это религия помощи самому себе; каждый может достигнуть спасения, став на указанный учителем трудный и тернистый путь самоусовершенствования, достижимого только через монастырское служение, вдали от мирской суеты. Идеал хинаяны — Будда-человек. Для спасения необходимо строго выполнять все предписания, и тогда любой человек станет Буддой, т. е. просветленным, как и основатель религии. Нет Бога, но есть идеал, к которому необходимо стремиться.

Хинаяна видит единственное средство, при помощи которого можно добиться затухания инстинктов, страстей, жажды жизни, в воздержании от всякой деятельности, в равнодушии к жизни. Именно этим путем можно добиться умиротворения сознания личности, парализовать карму и избежать дальнейших перевоплощений. В известной степени можно уже в земной жизни подготовить себя к переходу в то состояние, которое наступает после смерти, когда уже нет желаний и воли, к нирване. Достичь такого состояния можно только безукоризненным выполнением предписаний восьмеричного пути, длительной концентрацией мыслей и медитацией. В противовес христианству достижение спасения мыслится как отключение всех страстей и чувств, отказ от любой активности, в том числе и религиозной.

Медитация необходима, прежде всего, для того, чтобы постичь пять моральных принципов (панчашила), которые предписывают отказ от зла во имя добра. Данные принципы соответствуют запретительным формулировкам элементарных моральных норм различных цивилизаций: не убивай, не воруй, не нарушай супружеской верности, не лги, не употребляй алкоголя.

Спасение на этом пути, естественно, достижимо не для всех. Достигнуть состояния Будды (просветления) смогут лишь те, кто обладает высокими интеллектуальными и моральными качествами, кто отказался от всякой деятельности. Отсюда и название: хинаяна — малая (узкая) колесница, т. е. на этой колеснице, направляющейся ко спасению, уготовано место очень немногим. Большинство же погрязло в греховной деятельности, создает семьи, плодит детей.

Ранний буддизм в форме хинаяны выступал против церковной иерархии, отвергал примат культа в достижении спасения, требовал просветления и очищения для всех. В этике ранней хинаяны доминируют терпение, безразличие, стремление не действовать вообще или, по крайней мере, не связывать действие с интересом, труд с потребностями.

За два тысячелетия своего существования хинаяна значительно изменилась. Сильное воздействие оказало на нее другое направление буддизма — махаяна («большая колесница»), которая хотя и сформировалась примерно в одно время схинаяной, но росла и распространялась быстрее. К V в. н. э. махаяна получила распространение в Индии, Китае, Тибете, Корее, Японии, затем на востоке современного Ирана, в Афганистане.

Водоразделом между хинаяной и махаяной являются средства достижения спасения-нирваны, т. е. предполагаемый способ переправы через океан бытия, через «сансару», выход из круговорота бытия.

Как в хинаяне, так и в махаяне цель буддизма одна, но если та же самая цель может быть достигнута легче и скорее, если можно простыми средствами доказать, что она будет достигнута обязательно, то, понятно, что такое учение будет более популярным. Именно простотой и большей универсальностью истолкования способов достижения нирваны объясняется победа махаяны над хинаяной в пропаганде буддизма. В распространении буддизма в Средней, Центральной и Восточной Азии хинаяна роли не играла.