Смекни!
smekni.com

Тора и проблемы науки, техники и медицины (стр. 2 из 3)

Еще более серьезные и сложные вопросы возникают, когда семя берется у постороннего мужчины. В таких случаях Галахическим авторитетам приходится решать будет ли ребенок мамзером (незаконнорожденным), а его мать - блудницей, согрешившей с чужим мужчиной, а потому отныне запрещенной своему мужу.

Кстати, сама проблема оплодотворения путем искусственного осеменения обсуждалась в Талмуде, хотя там речь шла о непреднамеренном действии, например, если девственница зачала, купаясь в ванной, где находилась мужская сперма. Такие же вопросы статуса ребенка и матери ставятся в другом источнике, где рассказывается, как дочь пророка Иермиягу была оплодотворена семенем отца, когда мылась в ванной, и в результате родила бен-Сиру. Касаясь Галахических аспектов этой темы, Бах писал: "Я нашел в старой рукописи Семака (антологии заповедей) замечание рава Переца, что женщине в период менструации разрешено сидеть на простынях ее мужа (хотя в результате мужнина сперма может попасть в ее организм). Но ей нельзя садиться на простыни других мужчин, чтобы случайно не оплодотвориться их семенем. Хотя это не будет считаться запрещенной связью и вопрос о незаконном рождении ребенка не возникнет, само зачатие от семени чужого мужчины создает неясности с отцовством и опасность, что ее ребенок может со временем жениться на собственной сестре, сам того не подозревая".

Отсюда следует, что ребенок, появившийся на свет таким образом, будет считаться сыном/дочерью своего биологического отца; однако вероятность незаконного рождения и пр. в данном случае исключена, поскольку не было запрещенного совокупления. На основе сказанного в начале лекции это различие можно объяснить таким образом. Половые отношения имеют два аспекта: сама физическая близость и зачатие. Обычно они происходят одновременно, потому что при естественных отношениях осеменение невозможно без физического слияния. Но когда замужняя женщина беременеет от чужого мужчины путем искусственного осеменения, надо решить, какой из двух упомянутых аспектов становится решающим при решении вопросов незаконного рождения (мамзерут), связи ребенка и отца, запрета мужу сожительствовать с женой после такого осеменения и т.д. Согласно вышеприведенному мнению рава Переца, отцовство определяется по семени, а мамзерут и запрет дальнейших супружеских отношений зависят от физической близости. Это дает основание для вынесения Галахического решения по любому вопросу, относящемуся к искусственному осеменению.

Важно заметить, однако, что некоторые Галахические авторитеты оспаривают такое решение, основанное на мнении рава Переца. Одни соглашаются, что женщина, зачавшая от спермы с простыни, разрешена своему мужу и что ребенок - не мамзер, но тут же оговариваются: последствий нет лишь потому, что женщина не намеревалась принять это семя. Но если сперма чужого мужчины была введена ей в матку с ее согласия, она подпадает под категорию неверной жены, и ее мужу запрещено жить с ней. Те же авторитеты считают, что ребенок от такого зачатия имеет все шансы считаться мамзером. Есть и более строгое мнение. Некоторые раввины не согласны с Бахом; они считают, что даже если женщина нечаянно оплодотворилась чужим семенем, она становится запрещенной своему мужу по закону Торы. Га-Хида приводит одно из ранних положений, автор которого не согласен с равом Перецом, и утверждает, что ниде (женщине в период менструаций) запрещено сидеть даже на простынях своего мужа.

Кроме того, существует дополнительное указание Торы, запрещающее вводить семя чужого мужчины в матку женщины. Рамбам писал: "Женщинам нельзя ласкать друг друга интимным способом, поскольку так поступали египтяне, следовать путями которых нам запрещено". В работе "Магид мишна" со ссылкой на Ривана объясняется, что "они (египтянки) обменивались семенем своих мужей". Автор, по-видимому, хочет сказать, что искусственное осеменение от чужого мужчины является запретом по закону Торы и относится к категории: "по обычаям страны Египетской... не поступайте" (Ваикра, 18:3).

Но даже те авторитеты, с точки зрения которых Тора прямо не запрещает искусственное осеменение от постороннего мужчины, тем не менее, не разрешают такую форму зачатия, поскольку со временем это может привести к браку брата и сестры и к другим формам кровосмешения. Даже вдове запрещено выходить замуж в первые три месяца после смерти мужа, чтобы "различать между семенем первого и второго мужа", - предотвратить сложности с установлением отцовства. Существуют также проблемы с введением семени нееврея. Хотя в этом случае опасность кровосмешения менее реальна, рав Моше Файнштейн все же запретил пользоваться нееврейским семенем. Он опасался, что атмосфера в семье ухудшится, если муж узнает, что жена растит в его доме ребенка, зачатого от нееврея.

Авторитеты Галахи проявили необычайную дальновидность в этом вопросе, о чем свидетельствуют три выборочных решения раввинских судов в Израиле, которые показывают, что может произойти в реальной жизни при искусственном осеменении из чужого источника. Посмотрим, как реагирует муж, когда его жена рожает и растит в его доме чужого ребенка, даже если он вначале согласился на такое оплодотворение.

а. Жена прошла курс искусственного осеменения втайне от мужа, утверждая, что она не могла зачать по его вине. Раввинский суд постановил, что эта "женщина, согласившаяся на осеменение спермой другого мужчины, проявила неверность по отношению к Б-гу и своему мужу. Поэтому она должна принять развод от мужа и не может предъявлять никаких финансовых требований".

б. Женщина родила тройню после искусственного осеменения, которое совершила с согласия мужа. Муж потребовал развода, утверждая, что ему запрещено с ней жить. (Женщина добивалась выплаты алиментов и материальной помощи детям. Религиозный суд вынес постановление в ее пользу, тем более что у супруга не было убедительных доказательств, что дети не его.)

в. Мужчина признал свое бесплодие и разрешил своей жене подвергнуться искусственному осеменению. Когда в результате у нее родился умственно неполноценный ребенок, муж потребовал развода, утверждая, что жена ему запрещена. (Суд постановил, что муж уже взял на себя гарантийные обязательства и поэтому он обязан платить алименты на ребенка.)

Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство

До сих пор мы обсуждали искусственное осеменение. Но есть еще один метод помощи бездетным семьям: искусственное оплодотворение, при котором яйцеклетка удаляется из яичника женщины, оплодотворяется в реторте мужской спермой и затем пересаживается в матку другой женщины. Здесь возникают дополнительные вопросы: какая из женщин является матерью по Галахе -та, что дала яйцеклетку, или та, что выносила и родила ребенка? Этот вопрос соответствует ряду Галахических категорий, включая запрет кровосмешения. Еще одна проблема: если одна из женщин - еврейка, а другая - нееврейка, кем будет ребенок: евреем или неевреем? Наконец, какая из матерей определяет его статус применительно к выкупу первенца?

Пытаясь решить эти вопросы, авторитеты Галахи приводят талмудический закон, где сказано, что сыновья-близнецы новообращенной еврейки, которая зачала до перехода в иудаизм, а родила после, считаются братьями. Это значит, что вдова одного из братьев будет запрещена другому брату. Однако закон левиратного брака (ибум) здесь неприменим, поскольку сыновья считаются братьями только с материнской стороны, а не с отцовской. (По закону, ибум распространяется только на единородных братьев - по отцу.) Поскольку человек, перешедший в иудаизм, подобен новорожденному ребенку и все его прежние связи отменяются, близнецы считаются братьями из-за факта беременности их матери-прозелитки; определяющим фактором становятся роды. Поэтому в нашем случае их мать тоже имеет статус родившейся заново. Тем не менее, близнецы в ее чреве считаются братьями, поскольку они родились у одной матери, хотя по Галахе она не та же самая мать, которая зачала их.

Между тем, Талмуд в другом месте постановляет, что если ритуальное омовение матери в рамках ее перехода в иудаизм произошло во время беременности, эта процедура распространяется и на ее плод, и ему в дальнейшем не потребуется совершить повторно омовение, чтобы стать евреем. На основе этого источника можно предположить, что зародыш считается неевреем, и религиозная принадлежность будущего ребенка определяется во время беременности, а не в момент рождения. Можно прийти к такому же выводу на основе талмудического решения о двух сыновьях, родившихся у одной и той же прозелитки. Одним из них мать была беременна до перехода в иудаизм, а другим - после перехода. Ее дети считаются родившимися от разных матерей, хотя она произвела обоих на свет уже будучи еврейкой.

Углубившись в логическую цепь рассуждений каждого из описанных случаев, мы найдем объяснение кажущемуся противоречию между двумя талмудическими источниками. Однако мы не ставим здесь такую цель. Так или иначе, мы выяснили, что, несмотря на сложность вопроса, в Талмуде достаточно материала для поиска ответов даже на самые животрепещущие вопросы, если, конечно, мы готовы к углубленному исследованию.

Генная инженерия