Смекни!
smekni.com

Патриархи в освящении науки и сакральной истории (стр. 3 из 3)

Иосиф действительно оказывается в неком подобии преисподней – символ смерти и шеола (бездны). Козленок, заколотый вместо Иосифа, как бы заменяющий его собой, соотносит этот эпизод с символикой шумерских палачей Инанны по Думузи. Как Думузи, Иосиф проходит через череду символических смертей и воскрешений, его путь подобен пути зерна: брошенное в землю, оно прорастает в новой жизни.

Братья извлекают Иосифа из ямы чтобы продать купцам-мадианитянам. С ними Иосиф переживает новый спуск в преисподнюю, в «нижние земли», Мицраим (Египет). Там он оказывается рабом египетского вельможи, царедворца фараона – Потифара. Но и здесь Иосифа ждет восхождение из «ямы»: он снискал любовь своего господина и сделал его управляющим в своем доме. Однако новое испытание уже ждет героя, готовя ему падение: в него влюбляется жена Потифара: «Иосиф же был красив станом и красив лицом. И обратила взоры Иосифа жена господина его, и сказала: «Спи со мною». Иосиф отказался, ведь это было бы предательство по отношению к доверившемуся ему человеку и грех перед Богом: «…как же сделаю я сие великое зло и согрешу перед Богом?» Однако жена Потифара продолжала говорить Иосифу о своей любви и однажды решилась на крайний шаг. «Случилось в один день, что он вошел в дом делать свое дело, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду и сказала: «Ложись со мною». Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так: «Посмотрите, он привел к нам еврея ругаться над нами».

Таким образом, в повествование включается мотив, связанный с клеветой отвергнутой женщины на целомудренного юношу, уже знакомый нам по египетской «Сказке о двух братьях». По приказу Потифара Иосиф брошен в тюрьму (и это новое падение, новая символическая смерть, но и там он завоевывает любовь начальника тюрьмы. Еще братьями прозванный «Сновидцем», он толкует сны виночкрпия и хлебодария фараона, брошенных в темницу, и обещает скорое вызволение первому и суровое наказание от фараона другому. Предсказание Иосифа сбывается и благодарный виночерпий, призванный вновь ко двору фараона, обещает вспомнить Иосифа и замолвить за него слово.

Однако только через полгода, и то по необходимости, виночерпий вспоминает о чудесном даре Иосифа – даре снотолкования, ибо фараон увидел тревожащие его сны, и все мудрецы его царства не могли их истолковать. Извлеченный из тюрьмы (новый «подъем»), Иосиф толкует сны фараона, предсказывая Египту семь очень урожайных, плодородных лет, а затем – семь голодных. Он советует фараону сделать запасы хлеба, чтобы страна могла пережить голод. Мудрость Иосифа так поразила фараона, что он делает его управляющим (хлебодаром) над всей землей Египетской.

Так Иосиф становиться Кормильцем Египта. Судьба высоко возносит его, словно вознаграждая за пережитое. Но только теперь, на вершине благополучия и славы, он постепенно прозревает необходимость пройденных испытаний, собственное предназначение. Голод поражает не только Египет, но и Ханаан, и престарелый Иаков отправляет своих сыновей, оставив при себе младшего, Вениамина, за хлебом в Минраим, ибо слова мудрого хлебодара фараона уже перешагнули границы фараоновой державы.

Кульминационный момент всего мастерски построенного повествования – встреча Иосифа с братьями, не узнавшими его. Иосиф заставляет их отправиться за младшим, Вениамином, чтобы увидеть их всех вместе. Он видит, как тяжело они раскаиваются, неся на себе груз воспоминаний о том, как продали его в рабство. При этом говорят они между собой, не зная, что Иосиф понимает их язык: «И говорили они другу: точно мы наказываемся за грехи против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то постигло на горе сие». Когда пред глазами Иосифа предстает и Вениамин, он только огромным усилием воли заставляет себя сдержаться под напором хлынувших чувств: «И поднял глаза он, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: «Это брат ваш меньший, о котором вы сказали мне?» И сказал: «Да будет милость Божия с тобою, сын мой!» И поспешно удалился Иосиф, потому что вскипела любовь к брату его, и он был готов заплакать; и вошел он во внутреннюю комнату, и плакал там. И, умыв лицо свое, вышел, скрепился, и сказал: подавайте угощения». Вся сцена поражает точностью психологического рисунка, глубоким проникновением в мир чувств человека.

И, наконец, наступает момент «узнания», когда Иосиф открывается братьям и долго сдерживаемые чувства вырываются наружу: «Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него, и закричал: «Удалите от меня всех». И не осталось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: «Подойдите ко мне». Они подошли. Он сказал: «Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что Бог послал меня сюда перед вами для сохранения вашей жизни. …И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал Вениамин на шее его. И целовал братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его». Так, добрым человеческим диалогом, торжеством любви и прощения заканчивается история вражды братьев *библейский сюжет ломает традиционную схему «близнечного мифа», как это отчасти было уже на примере Эсава И Яакова).

Именно своей мудрой гуманностью, человеколюбием, утверждением лучших человеческих качеств, а также тонкой психологической характеристикой главного героя эта библейская история привлекала и привлекает сердца сотен поколений читателей и художников разных культур, разных народов. Все дело в огромной силе чувств и в огромной силе обобщения, заложенной в ней. История Иосифа представляет собой своеобразную парадигму, модель человеческой судьбы, где человек претерпевает череду взлетов и падений, символических смертей и новых рождений и выходит из тяжких испытаний судьбы обновленным и осветленным, сохраняя духовную твердость. Иосиф переживает поучительную эволюцию: сперва легкомысленный и самовлюбленный мальчик в начале истории, он пройдя через горнило страданий, обретает подлинную высоту духа и человечность, а главное – понимание собственного предназначения: «Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением». «Таков этот персонаж, - пишет С.С. Аверинцев, - любимчик своего отца, отмеченный печатью избранничества, сочетающий красоту с целомудрием, а таинственный дар вещих снов и снотолкования – с практической рассудительностью, внушающий любовь чуть ли не всем, кто попадается на его пути, но навлекающий на себя злобу и зависть, ввергаемый в горнило страдания и выходящий из него умудренным победителем. Во всем круге древних литератур Ближнего Востока нелегко отыскать другой столь же тонко разработанный образ».

История Иосифа впоследствии привлекала к себе мыслителей и поэтов, принадлежащих разным культурам. В эллинистическом Египте неизвестным автором, несомненно иудеем, была создана в духе греческого любовного романа «Душеполезная повесть о хлеборобстве Иосифа прекрасного, и об Асенеф, и о том, как Бог сочетал их». В IV в. н.э. в Сирии написано «Слово на Иосифа прекрасного», в котором Иосиф оказывается прообразом Христа. Иосиф с постоянным эпитетом «прекрасный» или «целомудренный»становиться одним из самых популярных персонажей фольклорных произведений христианского Средневековья. Под влиянием библейского Иосифа возник образ Юсуфа в 12-й суре Корана, которая служили высоким эталоном для мусульманских поэтов, воспевавших любовь Юсуфа и Зулейки. Многие писатели нового времени высказывали в деталях разработать историю Иосифа, и в первую очередь – Гете и Толстой. В полной мере их замыслы осуществил великий немецкий писатель XX века Томас Манн, написавший роман-тетралогию «Иосиф и его братья», который представляет собой глубочайшее философское и психологическое осмысление не только истории Иосифа, но и всех историй патриархов.

После встречи Иосифа с братьями состоиться трогательная встреча с отцом, а затем переселение Иакова с сыновьями в Египет, в землю Гесем, благословение Иакова всем своим 12 сыновьям – двенадцати коленам Израилевым, и смерть патриарха, оплаканного своим любимым сыном: «Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его». Смертью Иосифа, наказывающего похоронить свой прах в Земле Обетованной, завершается Книга Бытия: «И сказал Иосиф братьям своим: «Я умираю; но Бог посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.

А затем приходит фараон, который забыл, что сделал Иосиф для земли Египетской, и кары обрушиваються на потомков Иакова… Так начинается Книга Исхода.

После встречи Иосифа с братьями

В глазах евреев патриархи – не отдаленные и смутные исторические фигуры, но часть их повседневной религиозной жизни. Молитва «Амида», которая произноситься трижды в день, начинается так: «Благословен Ты, Господь Бог наш, и Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова.

Патриархи дожили до глубокой старости – Авраам до 175, Ицхак до 180, Яаков до145 лет.

Список литературы

Адин Штайнзальц Библейские образы «Шамир» 1991г.

Сэдл Вайлерштейн Еврейские герои «Шамир» 1988 г.

Синило В.Г. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха Минск 1982 г.

Йосеф Телушкин Еврейский мир Московский Еврейский университет 1992 г.