Смекни!
smekni.com

Иерусалимская православная церковь (стр. 3 из 4)

По причине гонений восходившие после него на иерусалимский престол епископы не управляли Церковью подолгу. Несмотря на то, что центр иерусалимской общины пребывал в Пелле, ее епископы не перестали именоваться иерусалимскими. Согласно свидетельству Евсевия Кесарийского, после святого Симеона Иерусалимским епископом стал Иуст I (или Иуда), пробывший на престоле до 111 года. От 111 и до 134 гг. епископами Святого Града Иерусалима были Закхей, Товия, Вениамин, Иоанн I, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрем (или Ефрис), Иосиф I и Иуда.

О том, что христианская община в Пелле не была бездейственной, свидетельствует дошедшая до нас апология христианства, изложенная Аристом Пеллейским в его труде “Спор или диалог Паписка и Ясона”. В нем один из спорящих является александрийским иудеем, а другой – крещенным евреем. В процессе диалога христианин, основывая свою апологию на высказываниях Пророков, убеждает Паписка креститься.

Окончательное разрушение Иерусалима. Расцвет других Палестинских городов

Ко времени написания Аристом Пелльским апологии на едва начавший восстанавливаться Иерусалим обрушилось новое несчастье. В 130 году по воле посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117-138) Святой Град Иерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в “Colonia Aelia Capitolina”.

Едва император, направлявшийся в Афины, покинул город, в нем вспыхнуло новое восстание иудеев под предводительством Бар-Кохабы (или Бар-Козибы), почитаемого среди восставших как пришедший Мессия.

Отношение иудеев к христианам в этот период очень сильно изменилось. Считая христиан отступниками и предателями, иудеи начали их преследовать, заставляя их под страхом смерти отрекаться от Христа и присоединяться к “истинному Мессии” -- Бар-Кохабе.

Поначалу восставшим сопутствовала удача, и им даже удалось одержать победу в нескольких столкновениях с римлянами. Однако после убийства Бар-Кохабы их дух сломался, и восстание было полностью подавлено. В наказание иудеи были изгнаны из Иерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основания город римляне вспахали плугом, стирая его, таким образом, с лица земли. Рим еще раз переживал триумф, устроенный на телах пятидесяти тысяч евреев и на развалинах Иудеи, которой уже больше никогда не будет суждено увидеть прежнего расцвета.

К северу от старого города был заложен новый римский город Aelia Capitolina, в который иудеям вход был воспрещен под страхом смерти. Новая колония, испещренная театрами и языческими храмами, во всем походила на остальные римские города.

Как следствие разрушения Иерусалима, религиозного центра евреев, и наступившего в Иудеи мира, начинается подъем и расцвет других палестинских городов. Особенно быстро возрастали города, населенные греками и лежавшие рядом с торговыми путями. В этом проявлялась благосклонность императора Адриана к грекам, известного своей любовью к античной культуре и ко всему, что имело хоть какую-то связь с Грецией.

Среди таких городов были греческий город Иоппи (в нем проповедовал сам апостол Петр), древний, основанный филистимлянами город Аскалон. Крупными языческими центрами были Газа, Скифополь, Диосполь, Пелла, Филадельфия, Востры и проч.

С этого времени наступает расцвет Кесарии, крупного административного и торгового центра Палестины. В Кесарии довольно рано появилась христианская община, которая с церковной точки зрения раньше была незначительной. После падения Иерусалима Кесария приобрела большее значение, чем некогда сам Иерусалим.

Возвращение Церкви из Пеллы

Результатом расцвета языческих городов было быстрое увеличение числа христиан “из язычников” в Иерусалимской Церкви.

Так, в Пелле произошло полное очищение Церкви от элементов иудейства и ее окончательное разрешение от ветхозаветных уз. Древний историк Сульпиций Севир пишет: “до этого времени почти все находившиеся в Иудее христиане соблюдали Закон и одновременно поклонялись Христу, как Богу, но божественному домостроительству было угодно освободить Церковь от этого рабства” (Historia sacra II,31). Причиной этому послужил не только раскол и выход из общины ереси иудействующих, но и быстро возрастающее число христиан из язычников. Непосредственным результатом этого стало наполнение Иерусалимской Церкви пелльскими и другими греками. Евсевий пишет: “...и вот в этой, состоящей из язычников, Церкви, вкупе с другими епископами из обрезанных служение воспринял Марк” (Евсевий, Церк. история IV,6; V,12). Это произошло в 134 году, когда христианам не иудейского происхождения, но родом из Иерусалима, был разрешен вход и поселение в городе.

С этого времени в истории Иерусалимской Церкви начинается новая эпоха, наполненная испытаниями и страданиями. Святой Град представлял из себя теперь небольшое и незначительное селение, политически и юридически подчиненное Кесарии -- месту пребывания правителя Палестины.

Однако христианские святыни очень быстро подверглись поруганию со стороны язычников. Благосклонность императора Адриана к обосновавшимся в Элии христианам совпала с его принятием в Афинах “Апологии” выступивших в защиту христианства Кодрата и Аристида. Однако, возвратившись в Рим, Адриан снова начал преследовать не только иудеев, но и христиан. Он приказал, чтобы посредством язычества и идолов в Иерусалиме и Вифлееме, насколько это возможно, было уничтожено и стерто все связанное с воспоминаниями об иудаизме и христианстве. На месте храма Соломона был возведен храм Зевса Капитолийского. Статуи Афродиты покрыли Голгофу и Святой Гроб Господень. Возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса.

Под таким гнетом после Марка I епископами Иерусалимской Церкви были Кассиан, Пуплий, Максимиан, Юлиан, Гай I, Симмах, Капитон, Максим I, Антонин или Антоний, Уалис и Долихиан, после которых, в 185 году, епископом Иерусалимской Церкви стал Нарцисс I.

С восхождением на епископский престол Нарцисса в Иерусалимской Церкви наступает новый период развития: она начинает общаться и участвовать в жизни всего христианского мира. При Нарциссе I в Иерусалиме был созван первый Поместный Собор (190 г.), на котором решался вопрос о праздновании Пасхи. Однако живший святой жизнью и чудотворивший еще при жизни святой Нарцисс был оклеветан завистниками, после чего, покинув Иерусалим, удалился в пустыню.

Преемником удалившегося от дел Нарцисса собравшиеся в 211 году епископы соседних епархий избрали Элиоса (или Зевса). В этом же году на Иерусалимский престол взошел Германион, которого вскоре сменил Гордей. В 213 году, после смерти Гордея и очередного отказа святого Нарцисса возвратиться из пустыни на Иерусалимский престол, епископом Святого Града Иерусалима избирается Александр.

Святой Александр. Последнее гонение

С восхождением на престол Иерусалимской Церкви епископа Александра (213-251), соученика великого Оригена по Александрийской школе, в Иерусалимской Церкви начинается период духовного образования и общего подъема.

Личными стараниями святого Александра в Элие (Иерусалиме) была основана библиотека, в которой, по свидетельству Евсевия Кесарийского, хранилось большое количество трудов и различных посланий “сиявших тогда на церковном небосводе мыслителей и мужей церковных” (Евсевий, Церк. история VI,20). Однако иерусалимская библиотека просуществовала недолго и, к сожалению, была сожжена при Диоклетиане.

Помимо этого, епископ Александр был основателем иерусалимской богословской школы, основной задачей которой, разумеется, была катехизация. Школа была создана по образу существовавшей уже около двух веков Александрийской (основателем которой, согласно преданию, был евангелист Марк), где вместе со знаменитым Оригеном у святого Климента Александрийского обучался и сам Александр. В Иерусалимской школе христианскую веру преподавал и прибывший в 215 году в Палестину Ориген.

Однако церковный мир был недолгим, ибо в 250 году в попытке поднять престиж императорской власти и укрепить единство государства римский император Деций (249-251) объявил обязательным для всех участие в культе Гения императора (божества, которое покровительствует императору). На непокорившихся христиан во всех концах империи началось новое гонение, при котором в 251 году, после горячей речи в защиту христианства, в иерусалимской тюрьме скончался священномученик епископ Александр.

Гонения продлились и в период правления императора Валериана, когда восприемником святого Александра на Иерусалимском престоле был епископ Мазаван (251-260). Евсевий Кесарийский свидетельствует, что “в те дни в Кесарии пострадали три христианина: Приск, Малхос и Александр, а также некая женщина, принадлежавшая к Маркионовой ереси” (Евсевий, Церк. история VII,12).

Сила Децио-Валерианового гонения состояла в том, что оно было неожиданным для Церкви. Привыкшие к мирной жизни и расслабленные затянувшимся покоем христиане оказались неготовыми к испытаниям. По этой причине, в это гонение было очень много “падших” (lapsi), которые из страха перед смертью, утратой имения или выгодного положения отказывались от Христа. По причине большого количества отпавших от христианства, впервые возник вопрос о возможности и мерах их принятия в лоно Христовой Церкви. Этот вопрос был решен на собравшемся в 252 году в Антиохии Поместном соборе, на котором, среди многих других, присутствовали и палестинские епископы.