Смекни!
smekni.com

Иерусалимская православная церковь (стр. 4 из 4)

Стоит отметить, что в послание 256 года Дионисия Александрийского (246-265) римскому папе Стефану (253-257) первым поминается Феоктист Кесарийский, а за ним Мазаван Элийский (Евсевий, Церк. история VII,45). Однако спустя десять лет на Антиохийских соборах 264 и 268 г.г. (созванных для рассмотрения тринитарной ереси епископа Антиохийского Павла Самосатского) в деяниях соборов первой следует подпись епископа Тарского Элена, второй Иерусалимского Именэя (260-298) и третьей Кесарийского Феоктиста.

В 296 году Палестину посетил римский император Диоклетиан (284-305), сопровождаемый будущим первым христианским императором Константином. В 298 году в мире почившего Именэя на Иерусалимском престоле сменил епископ Замвд (298-300), а спустя два года – Ермон (300-314), при котором на всю христианскую Церковь обрушилось Диоклитианово гонение.

В первый год (303) этого гонения в Палестине пострадало очень много христиан, особенно епископов и клириков. Самыми известными среди них являются Скифопольский Прокопий, замученный в июне 303 года при правителе Кесарийском Флавиане, а также диаконы Алфей и Закхей (17 ноября 303 года). В 304 году гонение усилилось. В Газе заживо на медленном огне был сожжен христианин Тимофей, а Агапий и Фекла были брошены на съедение зверям.

После отречения императора Диоклетиана в 305 году Августом становится его зять Галерий (305-311), который отдает Палестину, Сирию и Египет в правление своему племяннику Максимину (305-313), вошедшему в историю под именем Максимина Дазы.

В начале своего правления Даза внешне снисходительно относился к христианам. Многие из них были освобождены из тюрем, возвращены из рудников. Христианам даже было разрешено собираться. Главными качествами еще недавно бывшего пастухом Дазы были жестокость и суеверие. Он был окружен магами и философами, которые постепенно внушили ему антипатию к христианам, в следствие чего последовало новое, сопровождаемое бесчеловечной жестокостью гонение.

В этот период многие христиане были осуждены на смерть или ссылку. Так 2 апреля 306 года в Кесарии принял мученический венец Апфион. 10 ноября 306 года, прибывший на празднование своего дня рождения Максимин устроил гладиаторские бои, после которых на арену вывели христианина Агапия и напустили на него медведя. Однако медведь не тронул мученика, и тогда Агапия, привязав к ногам камень, бросили в море. 2 апреля 307 года, в день празднования Пасхи, в Кесарии пострадала восемнадцатилетняя дева Феодосия, которая, после долгих мучений, также была брошена в море. Пресытившийся смертью мученицы Феодосии правитель Кесарии Урбан повелел ссылать остальных христиан на рудники в Палестинский город Фано. 5 ноября этого же года, после долгих истязаний, в числе других христиан туда был сослан и Силван, епископ Газский. В этот же день за свободную исповедь Христа был осужден на сожжение известный по всей Палестине Домнин, а старец Авксентий брошен к зверям.

В начале 308 года в Аскалоне были обезглавлены Провол и Илия, а христианин по имени Афис сожжен заживо.

В Газе во время чтения Священного Писания было арестовано целое собрание христиан. Многих из них после телесных истязаний отправили на рудники; двух женщин сожгли, а христианину по имени Павел отрубили голову.

Старавшийся угодить Максимину новый правитель Кесарии Фирмилиан запретил погребать тела мертвых христиан, и много дней плотоядные животные растаскивали останки мучеников по улицам города и за окраины Кесарии. 13 ноября 308 года среди многих других пострадали Антоний, Герман и Зевинас из Элевферуполя. После долгого бичевания была сожжена Еннафа из Скифуполя.

Особенным был день 16 февраля 308 года, когда в Кесарии Палестинской было казнено сразу двенадцать человек. Вместе с христианским проповедником Памфилом были казнены пятеро сосланных из Египта христиан: Илия, Иеремия, Исаия, Самуил и Даниил. Мученический венец в этот день также приняли иерусалимский диакон Валент, зилот из Ямнии Павел, Порфирий, старый воин Селевкий, едва прибывший в Кесарию Юлиан, а также состоявший в свите Фирмилиана Феодул. По приказу Фирмилиана их тела пролежали на улицах города четыре дня, однако ни дикий зверь, ни птица, ни собака не прикоснулись к мощам святых мучеников, которые спустя четыре дня были погребены благочестивыми христианами.

В гонении на христиан в309 году в Палестине был замучен и некий маркионский епископ Асклипий.

5 марта 310 года на съедение львам был брошен не отрекшийся от Христа Адриан, а 7 марта Еввул. Смертью Еввула была запечатана кровавая история гонения на христиан Палестины первого периода.

Гонение на Христову Церковь продолжалось еще несколько лет, пока христианство окончательно не восторжествовало с восхождением на престол Империи первого христианского императора – Константина Великого. Этот триумф пережил и последний этого затянувшегося периода гонений Иерусалимский епископ Ермон, непрестанно руководивший жившей в муках Церковью.

Список литературы

1. Дмитрий Гоцкалюк. Иерусалимская православная церковь.